Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Молодежь Самарской области" на 2005 - 2006 годы

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Переходный период между распадом системы комсомола и созданием системы государственной молодежной политики в Самарской области сопровождался резким ухудшением показателей положения молодежи, что было закономерным следствием разрушения системного комплексного подхода к решению молодежных проблем.

Начиная с 2000 года на территории Самарской области стали восстанавливаться традиции комплексной реализации молодежной политики, что позволило стабилизировать и частично нормализовать ситуацию. В 2002 году утверждена Концепция молодежной политики в Самарской области на 2002 - 2005 годы (далее Концепция), в которой были систематизированы основные направления развития государственной молодежной политики в Самарской области. В соответствии с Концепцией  для решения определенных задач была начата разработка областной целевой программы. К наиболее серьезным молодежным проблемам, требующим разрешения вышеуказанными средствами, относятся следующие проблемы.

В сознании большинства молодежи отсутствует четкое представление о базовых ценностях общества, что затрудняет самоопределение молодежи в социальной иерархии, снижает мотивацию к самореализации и формирует потенциальную среду для девиантных моделей поведения (19% молодежи затрудняется соотнести представления о собственных ценностях и ценностях общества).

Неустойчивость в сознании молодежи базовых ценностей общества, дефицит альтернативных форм участия в общественной жизни и проведения свободного времени ощутимо влияет на развитие гражданской и политической активности молодежи. Процент молодежи, уверенной в необходимости участия в выборах, снизился с 79% до 74%. Стремятся участвовать в работе общественных объединений 65% молодых людей, но фактически участвуют лишь 14%.

Снижение доходов молодежи и недостаток информации о рынке вторичной занятости становятся причинами ухудшения общего уровня жизни с последующим снижением уровня культурного и физического развития молодежи. Процент молодежи, имеющей доход ниже одного прожиточного минимума увеличился с 47% до 59%, от одного до двух прожиточных минимумов - с 36% до 29%, свыше двух прожиточных минимумов - с 17% до 12%. В дополнительном источнике дохода нуждается 70% молодежи, 63% проявляет высокий интерес к различным службам занятости, но фактически используют услуги бирж труда лишь 11% молодых людей.

Неуклонное снижение интереса к классическому культурному наследию и предпочтение молодежью форм массовой культуры создает потенциальную угрозу процессам становления духовно богатого и высококультурного поколения молодых граждан. Эстрадные шоу-программы и ночные клубы посещают от 30% до 34% молодежи, в то время как драматический и оперный театр - 17% и 5% соответственно.

На фоне вышеперечисленных проблем отмечается также общий рост негативных тенденций: рождаемость сократилась с 35 тыс. до 32 тыс. человек, молодежная смертность выросла в 2 раза, количество наркозависимых увеличилось с 1663 до 26266 человек, количество молодежи, совершившей преступления, возросло с 11139 до 21054 человек.

Основной причиной обострения молодежных проблем явилось разрушение сбалансированной комплексной системы работы с молодежью.

За период с 2001 по 2004 год общая численность специалистов, работающих в сфере молодежной политики, выросла с 71 человека до 197 человек. Однако в 1990 году этот же показатель по Самарской области составлял более 2 тыс. человек.

Почти половина специалистов, реализующих молодежную политику, никогда не проходили переподготовку, 39% сельских специалистов и 42,6% городских обучались преимущественно в 2003 году.

Потребности в оргтехнике и компьютерном оборудовании органов по делам молодежи в Самарской области обеспечены лишь на 51%, что препятствует созданию единого информационного пространства, существенно сокращает возможности оперативного реагирования на изменчивые процессы в молодежной среде.

Методическое сопровождение в связи с отсутствием областного методического кабинета и частичным опережением по ряду направлений методических разработок федерального уровня нуждается в существенной доработке.

Для повышения эффективности работы действующих молодежных учреждений требуется укрепление их материальной базы путем приобретения специального оборудования.

Недостаточная активность молодежных и детских общественных объединений в реализации областного социального заказа и поддержании традиций организации мероприятий по схеме "район город - область" препятствует массовому участию молодежи области в организуемых мероприятиях, существенно снижается социальный эффект от их проведения.

Сложность существующих молодежных проблем обуславливает необходимость их решения путем реализации различными ведомствами областной целевой программы в целях создания необходимых условий для эффективного формирования и становления личности молодого человека.