Недействующий

Об утверждении комплексной программы по защите прав потребителей в Самарской области на 2004-2007 годы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Целесообразность разработки Программы определяется рядом причин социального и экономического характера.

В настоящее время подходит к завершению срок действия областной целевой программы по защите прав потребителей в Самарской области на 2000-2003 годы, утвержденной решением Самарской Губернской Думы от 25 января 2000 года N 314.

За истекший период выработаны формы взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов и ведомств, в компетенции которых находится обеспечение защиты прав потребителей, организован сбор и обобщение информации о защите прав потребителей. Рассматривались заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, проводились проверки, принимались меры к добровольному урегулированию споров, осуществлялась судебная защита прав потребителей, проводилось информирование и обучение населения, вырабатывались предложения по совершенствованию системы защиты прав потребителей.

За прошедшие годы решались такие вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о товарах, в том числе импортных, на русском языке; формировались правила и обычаи делового оборота на базе освоения предпринимателями в торговле и при оказании ряда услуг законодательства о защите прав потребителей; формы договоров, гарантийных талонов приводились в соответствие с действующим законодательством. В настоящее время проводится работа по информированию и обучению населения, особенно молодежи, основам потребительских знаний, работает межведомственный совет по делам потребителей при Самарском территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее Межведомственный совет).

Кроме реализации организационных мер, Самарским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее ТУ МАП), органами местного самоуправления, общественными объединениями (далее - общества) проводилась работа по пресечению нарушений прав потребителей и защите их интересов, в том числе и в судебном порядке.

Так, например, за 2002 год всего было рассмотрено 19469 обращений и заявлений потребителей, что на 5,6% больше, чем в 2001 году и на 18,3% больше, чем в 1999 году, в том числе ТУ МАП рассмотрено 1258 обращений и заявлений, что на 5,2% больше, чем в 2001 году. Органами местного самоуправления за 2002 год рассмотрено 18211 обращений, что на 5,3% больше, чем в предыдущем году. Из общего количества обращений в 17549 случаях требования потребителей были разрешены в добровольном порядке, что составило 96,4% от общего их количества. Судами удовлетворены требования 341 потребителя. Значительное количество разрешенных конфликтов в добровольном порядке - результат пропаганды норм законодательства о защите прав потребителей, проводимой ТУ МАП и органами местного самоуправления. Проведенная работа только при их непосредственном участии позволила в 2002 году сохранить в семейных бюджетах средств на сумму свыше 10 миллионов рублей.

Вместе с тем, как показала практика, имеется немалое количество проблем правового, экономического, организационного и социального характера.

Рынок товаров и услуг, как таковой, не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление все новых методов продаж, быстрое развитие средств связи, развитие потребительского кредита и других видов услуг сказывается на изменении потребительских отношений, что в конечном счете сказывается на социально-экономическом положении потребителей. В этих условиях для поддержки потребителей необходимы постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики; постоянная подготовка новых членов общества к реализации своих потребительских прав цивилизованным путем; своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций хозяйствующих субъектов (например, в таких сферах, как строительство жилья, туристские услуги, медицина, страхование и т.д.); оценка результатов изменения законодательства, выявление пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.

Для обеспечения действенной государственной потребительской политики требуется поддержание существующих и разработка новых организационных подходов, объединение усилий и финансовых средств областного бюджета, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других заинтересованных структур.

Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, с привлечением средств федерального, областного, местных бюджетов позволит решить перечисленные задачи и будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социального напряжения в обществе и в определенной степени развитию экономики в области.