САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
01 апреля 2004 года N 56-ГД
Об утверждении комплексной программы по защите прав потребителей в Самарской области на 2004-2007 годы
Статья 1. Утвердить прилагаемую комплексную программу по защите прав потребителей в Самарской области на 2004-2007 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2007 ГОДЫ
(далее - Программа)
НАИМЕНОВАНИЕ - комплексная программа по защите прав
ПРОГРАММЫ потребителей в Самарской области на 2004-2007
годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - постановление Губернатора Самарской области от
РЕШЕНИЯ О 21 февраля 2003 года N 49 "Об утверждении
РАЗРАБОТКЕ Плана действий Администрации области на 2003
ПРОГРАММЫ год по решению основных социально-
экономических задач"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОЙ - Самарское территориальное управление
РАЗРАБОТЧИК Министерства Российской Федерации по
ПРОГРАММЫ антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства
ГОЛОВНОЙ - Самарское территориальное управление
ИСПОЛНИТЕЛЬ Министерства Российской Федерации по
ПРОГРАММЫ антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (по согласованию)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - создание равных и реальных условий для
ПРОГРАММЫ реализации населением Самарской области своих
законных прав;
информирование и просвещение населения в сфере
защиты прав потребителей;
обеспечение системного обучения учащихся
учреждений общего, начального
профессионального и среднего профессионального
образования основам правовых знаний в области
защиты прав потребителей;
развитие и укрепление национальной системы
обеспечения защиты прав потребителей;
обеспечение безопасности товаров;
совершенствование законодательной базы по
защите прав потребителей
СРОК И ЭТАПЫ - начало: 1 января 2004 года;
РЕАЛИЗАЦИИ окончание: 31 декабря 2007 года
ПРОГРАММЫ
ИСПОЛНИТЕЛИ - Самарское территориальное управление
ПРОГРАММЫ Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (по согласованию), органы
местного самоуправления (по согласованию),
Самарский центр стандартизации, метрологии и
сертификации (по согласованию), Центр
Госсанэпиднадзора в Самарской области (по
согласованию), управление Государственной
инспекции по торговле, качеству товаров и
защите прав потребителей по Самарской области
(по согласованию), министерство образования и
науки Самарской области, Торгово-промышленная
палата Самарской области (по согласованию)
ОБЪЕМЫ И - финансовые затраты на реализацию Программы
ИСТОЧНИКИ составят - 46890 тыс. рублей,
ФИНАНСИРОВАНИЯ в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 13057 тыс. рублей;
областного бюджета - 18427 тыс. рублей;
бюджетов муниципальных образований - 15306
тыс. рублей;
Торгово-промышленной палаты Самарской области
- 100 тыс. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - повышение эффективности областной системы
КОНЕЧНЫЕ защиты прав потребителей;
РЕЗУЛЬТАТЫ формирование у населения навыков рационального
РЕАЛИЗАЦИИ потребительского поведения;
ПРОГРАММЫ повышение уровня социальной защищенности
населения при реализации прав потребителей;
сохранение в личных бюджетах потребителей
денежных средств;
сокращение поступления на рынок опасных и
недоброкачественных товаров, услуг;
поддержание и позитивное использование
конкуренции
СИСТЕМА - текущий контроль за исполнением Программы
ОРГАНИЗАЦИИ осуществляют Самарское территориальное
КОНТРОЛЯ управление Министерства Российской Федерации
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ по антимонопольной политике и поддержке
ПРОГРАММЫ предпринимательства, межведомственный совет по
делам потребителей при Самарском
территориальном управлении Министерства
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
Ежегодно в Правительство Самарской области
представляется обобщенная информация о
выполнении Программы. Общий контроль за
исполнением Программы осуществляет
министерство экономического развития,
инвестиций и торговли Самарской области, а
контроль за целевым использованием средств
областного бюджета - министерство управления
финансами Самарской области.
Целесообразность разработки Программы определяется рядом причин социального и экономического характера.
В настоящее время подходит к завершению срок действия областной целевой программы по защите прав потребителей в Самарской области на 2000-2003 годы, утвержденной решением Самарской Губернской Думы от 25 января 2000 года N 314.
За истекший период выработаны формы взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов и ведомств, в компетенции которых находится обеспечение защиты прав потребителей, организован сбор и обобщение информации о защите прав потребителей. Рассматривались заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, проводились проверки, принимались меры к добровольному урегулированию споров, осуществлялась судебная защита прав потребителей, проводилось информирование и обучение населения, вырабатывались предложения по совершенствованию системы защиты прав потребителей.
За прошедшие годы решались такие вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о товарах, в том числе импортных, на русском языке; формировались правила и обычаи делового оборота на базе освоения предпринимателями в торговле и при оказании ряда услуг законодательства о защите прав потребителей; формы договоров, гарантийных талонов приводились в соответствие с действующим законодательством. В настоящее время проводится работа по информированию и обучению населения, особенно молодежи, основам потребительских знаний, работает межведомственный совет по делам потребителей при Самарском территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее Межведомственный совет).
Кроме реализации организационных мер, Самарским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее ТУ МАП), органами местного самоуправления, общественными объединениями (далее - общества) проводилась работа по пресечению нарушений прав потребителей и защите их интересов, в том числе и в судебном порядке.
Так, например, за 2002 год всего было рассмотрено 19469 обращений и заявлений потребителей, что на 5,6% больше, чем в 2001 году и на 18,3% больше, чем в 1999 году, в том числе ТУ МАП рассмотрено 1258 обращений и заявлений, что на 5,2% больше, чем в 2001 году. Органами местного самоуправления за 2002 год рассмотрено 18211 обращений, что на 5,3% больше, чем в предыдущем году. Из общего количества обращений в 17549 случаях требования потребителей были разрешены в добровольном порядке, что составило 96,4% от общего их количества. Судами удовлетворены требования 341 потребителя. Значительное количество разрешенных конфликтов в добровольном порядке - результат пропаганды норм законодательства о защите прав потребителей, проводимой ТУ МАП и органами местного самоуправления. Проведенная работа только при их непосредственном участии позволила в 2002 году сохранить в семейных бюджетах средств на сумму свыше 10 миллионов рублей.
Вместе с тем, как показала практика, имеется немалое количество проблем правового, экономического, организационного и социального характера.
Рынок товаров и услуг, как таковой, не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление все новых методов продаж, быстрое развитие средств связи, развитие потребительского кредита и других видов услуг сказывается на изменении потребительских отношений, что в конечном счете сказывается на социально-экономическом положении потребителей. В этих условиях для поддержки потребителей необходимы постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики; постоянная подготовка новых членов общества к реализации своих потребительских прав цивилизованным путем; своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций хозяйствующих субъектов (например, в таких сферах, как строительство жилья, туристские услуги, медицина, страхование и т.д.); оценка результатов изменения законодательства, выявление пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Для обеспечения действенной государственной потребительской политики требуется поддержание существующих и разработка новых организационных подходов, объединение усилий и финансовых средств областного бюджета, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других заинтересованных структур.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, с привлечением средств федерального, областного, местных бюджетов позволит решить перечисленные задачи и будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социального напряжения в обществе и в определенной степени развитию экономики в области.
Основными целями Программы являются:
создание равных и реальных условий для реализации населением Самарской области своих законных прав;
информирование и просвещение населения в сфере защиты прав потребителей;
обеспечение системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования основам правовых знаний в области защиты прав потребителей;
развитие и укрепление национальной системы обеспечения защиты прав потребителей для обеспечения качества и безопасности продукции и услуг;
совершенствование законодательной базы по защите прав потребителей;
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, изготовителей, исполнителей работ и услуг и снижение в результате этого социальной напряженности в обществе, а также сокращение материального и морального ущерба потребителей при приобретении товаров (работ, услуг) с недостатками, представляющих опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Для достижения этих целей необходимо решение комплекса взаимоувязанных задач, основными из которых являются:
обеспечение скоординированных действий структур, занимающихся защитой прав потребителей на территории области;
повышение уровня квалификации профессиональных и общественных защитников прав потребителей;
организация пропаганды положений законодательства и приемов рационального потребительского поведения среди населения и развитие потребительского образования среди учащейся молодежи;
осуществление мер по совершенствованию системы контроля за безопасностью товаров, работ, услуг и информирование потребителей об опасных товарах;
развитие системы оказания правовой помощи потребителям;
принятие мер по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам защиты прав потребителей.
Программа рассчитана на реализацию в течение четырех лет. Начало выполнения Программы - 1 января 2004 года, окончание - 31 декабря 2007 года.
Программные мероприятия систематизированы по следующим направлениям:
общие вопросы, которые предусматривают реализацию концепций обеспечения защиты прав потребителей на территории Самарской области и информированности потребителей, взаимодействие органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, методическое руководство органами по защите прав потребителей (далее - ОЗПП) и обеспечение их нормативными материалами, проведение совещаний, семинаров, конференций, конкурсов, социологических исследований, организацию стажировок работников ОЗПП в ТУ МАП, повышение квалификации этих работников в учебных центрах, на региональных, межрегиональных, республиканских, международных семинарах, симпозиумах, совещаниях и т.п.;
повышение информированности потребителей и пропаганда положений законодательства о защите прав потребителей путем подготовки материалов к телепередачам, публикаций в областных и местных газетах, выпуска памяток для потребителей, организации оперативного информирования потребителей об опасных товарах, разработки рекомендаций, буклетов и плакатов для населения по различным ситуациям на потребительском рынке и их распространения, проведения социологических исследований по проблемам защиты прав потребителей, конкурсов среди читателей, создателей информационных материалов в средствах массовой информации;
обучение законодательству о защите прав потребителей, предусматривающее совершенствование его организации в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования, вузах, техникумах и других учебных заведениях, обеспечение учебного процесса учебниками и методическими материалами, организацию подготовки преподавателей, разработку учебных программ, проведение семинаров по обобщению опыта работы преподавателей, организацию создания видеофильмов, компьютерных программ и других учебных материалов, проведение ежегодных олимпиад и конкурсов учащихся на знание основ законодательства о защите прав потребителей, привлечение учащихся к проведению социологических исследований по проблемам защиты прав потребителей;
развитие нормативной правовой базы путем сбора и обобщения предложений заинтересованных сторон по совершенствованию и изменению законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, разработки предложений о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты;
обеспечение безопасности товаров, работ и услуг, предусматривающее повышение квалификации персонала предприятий изготовителей по вопросам сертификации, подготовки к изданию методических материалов по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации продукции (услуг), издание типовых методик контроля и испытаний по безопасности отдельных видов продукции и услуг, продолжение создания и аккредитации органов по сертификации, испытательных центров, проведение анализа нарушений норм безопасности в товарах, работах, услугах и фактов поступления на рынок небезопасных товаров, организацию проверок соблюдения правил сертификации, реализацию мер по предотвращению ввоза на территорию области опасных товаров;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, включающее в себя организацию проверок выполнения требований о предоставлении потребителям необходимой информации о продавцах, изготовителях, исполнителях, товарах, работах, услугах, проведение анализа договоров, заключаемых с потребителями, на предмет выявления фактов ущемления их прав, обеспечение контроля за соблюдением утвержденных правил торговли, общественного питания и других видов услуг, законодательства о рекламе, соблюдения санитарных норм и правил, создание автоматизированной информационной системы (далее - АИС-ЗПП) с созданием баз данных о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, об опасных товарах и правозащитной практике;
защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи, что предусматривает рассмотрение их заявлений, консультирование потребителей, разъяснение продавцам, изготовителям, исполнителям положений законодательства о защите прав потребителей, выдачу предписаний нарушителям и применение штрафных санкций к уклоняющимся от исполнения предписаний, предъявление исков в суды в интересах потребителей, обобщение судебной практики, осуществление государственной поддержки потребителей для реального возмещения причиненного им вреда;
мероприятия по обеспечению выполнения Программы оборудованием и материалами, которые включают приобретение компьютерной техники и материалов для АИС-ЗПП для создания Интернет - страницы (сайта) для потребителей и профессиональных консультантов, лабораторного оборудования для исследования товаров в Самарском центре стандартизации, метрологии и сертификации (далее - ЦСМ), Центре Госсанэпиднадзора в Самарской области (далее - ЦГСЭН), управлении Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Самарской области (далее - Госторгинспекция).
Программа финансируется за счет средств областного, федерального (средства территориальных подразделений федеральных органов), местных бюджетов и из других источников. Расшифровка затрат по источникам финансирования приведена в таблице.
-----------------------------------------------------------------
| Источник | Сумма, | В том числе по годам |
| финансирования |тыс.рублей*|---------------------------|
| | | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
-----------------------------------------------------------------
Областной бюджет 18427 9671 2965 2756 3035
В том числе на
оборудование:
ЦСМ 3434 3434
ЦГСЭН 5470 3560 695 450 765
Госторгинспекции 371 371
ТУ МАП 6101 1496,5 1501,5 1551,5 1551,5
ЦСМ 1228 307 307 307 307
ЦГСЭН 2728 682 682 682 682
Госторгинспекция 3000 750 750 750 750
Торгово-промышленная 100 100
палата Самарской области
(далее - ТППСО)
Органы местного 15306 3826,5 3826,5 3826,5 3826,5
самоуправления
Итого 46890 16833 10032 9873 10152