САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
01 апреля 2004 года N 62-ГД
Об утверждении комплексной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2004-2006 годы
Статья 1. Утвердить прилагаемую комплексную целевую Программу улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2004-2006 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
НАИМЕНОВАНИЕ - комплексная целевая программа
ПРОГРАММЫ улучшения условий и охраны труда в
Самарской области на 2004-2006 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ - поручение Губернатора Самарской
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ области от 18 мая 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - Главное управление труда министерства
ПРОГРАММЫ труда и социального развития Самарской
области
ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ - Главное управление труда министерства
ПРОГРАММЫ труда и социального развития Самарской
области
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - цель Программы: разработка комплекса
ПРОГРАММЫ мер по реализации государственной
политики в сфере охраны труда на
территории Самарской области;
задачи Программы:
создание условий, направленных на
сохранение жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности;
создание условий для снижения уровня
производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости и их
профилактика;
создание условий для усиления
антитеррористической деятельности в
организациях;
укрепление взаимодействия и
сотрудничества органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления,
объединений работодателей и
профессиональных союзов в сфере охраны
труда;
повышение экономической
заинтересованности работодателей в
обеспечении безопасных условий труда и
предупреждении производственных рисков;
усиление социальной защиты всех
участников производственного процесса в
условиях рыночной экономики
СРОКИ И ЭТАПЫ - 2004-2006 годы
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - организационно-методическое
ПРОГРАММНЫХ обеспечение охраны труда;
МЕРОПРИЯТИЙ информационное обеспечение и пропаганда
охраны труда;
обучение и повышение квалификации по
охране труда;
охрана труда и здоровья женщин-работниц;
социальное партнерство в сфере условий и
охраны труда;
лечебно-профилактические и санитарно-
гигиенические мероприятия, реабилитация
лиц, пострадавших на производстве
ИСПОЛНИТЕЛИ - Главное управление труда министерства
ПРОГРАММЫ труда и социального развития Самарской
области, министерство здравоохранения
Самарской области, Самарский областной
комитет государственной статистики;
федеральное государственное учреждение
"Центр государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в Самарской
области", Самарское региональное
отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации, организации,
определенные на конкурсной основе
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - общий объем финансирования составляет
ФИНАНСИРОВАНИЯ 1421059 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета:
2004 год - 4429 тыс. рублей,
2005 год - 4173 тыс. рублей,
2006 год - 4245 тыс. рублей;
средства от штрафов, взыскиваемых за
нарушение законодательства о труде и об
охране труда, в соответствии с
постановлением Правительства Российской
Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке
распределения средств от штрафов,
взыскиваемых за нарушение
законодательства Российской Федерации о
труде и об охране труда":
2004 год - 25 тыс. рублей,
2005 год - 25 тыс. рублей,
2006 год - 25 тыс. рублей;
средства Самарского регионального
отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации:
2004 год - 404067 тыс. рублей,
2005 год - 457366 тыс. рублей,
2006 год - 510451 тыс. рублей;
средства, выделяемые Министерством труда
и социального развития Российской
Федерации:
2004 год - 12000 тыс. рублей,
2005 год - 12000 тыс. рублей,
2006 год - 12000 тыс. рублей;
средства органов местного
самоуправления:
2004 год - 81 тыс. рублей,
2005 год - 85 тыс. рублей,
2006 год - 87 тыс. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ - снижение уровня производственного
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ травматизма и профессиональной
ПРОГРАММЫ заболеваемости, повышение уровня
безопасности труда и, как следствие,
снижение уровня инвалидности и
смертности населения области в
трудоспособном возрасте;
повышение уровня антитеррористической
деятельности;
совершенствование государственного
управления охраной труда в регионе;
повышение уровня знаний по охране и
безопасности труда, безопасности
жизнедеятельности всех участников
производственного процесса;
снижение затрат на компенсации
пострадавшим от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний;
сокращение величины недополученного
общественного продукта в связи с
несчастными случаями на производстве и
профессиональными заболеваниями
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - председатель Правительства Самарской
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ области Сычев С.А., министерство
ПРОГРАММЫ управления финансами Самарской области и
Главное управление труда министерства
труда и социального развития Самарской
области.
Охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений.
В условиях рыночной экономики возможность реальных позитивных сдвигов в улучшении состояния условий и охраны труда тесно связана с совершенствованием законодательства во всех отраслях права, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, ростом инвестиций в основные производственные фонды, усилением государственного управления охраной труда, надзора и контроля за деятельностью организаций всех организационно-правовых форм.
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда является разработка и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, относящиеся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Усилия Главного управления труда министерства труда и социального развития Самарской области, осуществляющего государственное управление охраной труда на территории Самарской области, органов надзора и контроля, других заинтересованных организаций позволили в целом стабилизировать положение в сфере условий и охраны труда и сохранить их позитивные сдвиги.
Данные Самарского областного комитета государственной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних лет в Самарской области в целом сохраняется положительная динамика состояния условий и охраны труда наемных работников.
Так, если в 1997 году численность лиц, пострадавших на производстве, на 1 тысячу работающих в Самарской области составляла 4,4, то в 2002 году этот показатель составил 3,6.
Однако в целом ситуация продолжает оставаться сложной, поэтому требуется принятие дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда.
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний показывает, что еще не ликвидированы такие причины, обусловливающие их высокий уровень, как многочисленные нарушения норм и правил охраны и безопасности труда, связанные с недостатками в организации работ и обучения персонала знаниям этих норм и правил, правовая неграмотность работодателей в вопросах охраны труда, неблагоприятные условия труда, низкий уровень культуры производства и другие.
Сегодня состояние условий и охраны труда в организациях напрямую зависит от их экономического положения. Страна перешла на рыночную систему хозяйствования, в которой движущим мотивом хозяйственной деятельности выступает доход.
Цель хозяйствующего субъекта - получение прибыли, тогда как капитальные вложения в основные фонды, необходимые для улучшения условий и охраны труда, приводят к росту себестоимости продукции.
Положение осложнено также тем, что в этих условиях все участники производственного процесса отдают предпочтение экономической выгоде (работодатель - прибыли, работники - оплате труда, в том числе и доплате за работу во вредных условиях труда).
В рамках реализации предыдущих целевых программ решались задачи по формированию системы государственного управления охраной труда в Самарской области, организации обучения, информации и пропаганды в сфере охраны труда, переходу области на новый вид социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другие.
Так как проблема улучшения условий и охраны труда является долговременной, то в связи с этим и в целях осуществления единой социально-экономической политики, направленной на развитие производства и реализацию конституционных прав работников в сфере трудовых отношений, необходимо продолжить работу по основным направлениям деятельности в сфере охраны труда в рамках Программы.
Кроме того, разработка и реализация целевых программ является основой Самарского областного трехстороннего соглашения о регулировании социально-трудовых отношений.
Важнейшими факторами, определяющими необходимость программной разработки проблемы на областном уровне, являются:
стратегическая значимость проблемы улучшения условий и охраны труда и защиты конституционного права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, для перспективного развития области с учетом роста объемов производства в основных отраслях экономики;
межотраслевой характер проблемы условий и охраны труда;
концентрация усилий органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов, всех заинтересованных организаций в осуществлении единой государственной политики в сфере охраны труда;
невозможность решения проблемы без концентрации на ней ресурсов и без специальной поддержки со стороны Правительства Самарской области.
Предлагаемая Программа разработана Главным управлением труда министерства труда и социального развития Самарской области в соответствии с поручением Губернатора Самарской области от 18 мая 2002 года.
В Программе учтены приоритетные направления социальных и экономических реформ в Российской Федерации в свете ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, информационных материалов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2003-2006 годы.
Кроме того, в Программе также учтены предложения, поступившие от органов местного самоуправления, высших учебных заведений и научных учреждений, а также учебных центров, занимающихся вопросами охраны и безопасности труда, а также безопасности жизнедеятельности.
Цель Программы: разработка комплекса взаимоувязанных мероприятий по реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Самарской области.
Задачи Программы:
создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
создание условий для снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и их профилактика;
создание условий для усиления антитеррористической деятельности в организациях;
укрепление взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов в сфере охраны труда;
повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении производственных рисков;
усиление социальной защиты всех участников производственного процесса в условиях рыночной экономики.
Сроки реализации Программы рассчитаны на период с 2004 по 2006 год.
Система программных мероприятий определена на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в Самарской области, проводимого Главным управлением труда министерства труда и социального развития Самарской области, статистической и аналитической информации Самарского областного комитета государственной статистики, органов государственного надзора и контроля, органов по труду и охране труда муниципальных образований Самарской области, работодателей, профессиональных союзов, других заинтересованных организаций.
Программа содержит мероприятия, являющиеся логическим продолжением разработок по улучшению условий и охраны труда, выполненных в рамках целевой Программы улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы.
В Программу входит блок взаимоувязанных мероприятий по организационно-методическому, информационному обеспечению и пропаганде охраны труда, обучению и повышению квалификации по охране труда, охране труда и здоровья женщин-работниц, социальному партнерству в сфере условий и охраны труда, а также лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия и мероприятия по реабилитации лиц, пострадавших на производстве.
В связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации необходимо осуществить ряд мер, направленных на его реализацию в соответствии с главой 35 "Организация охраны труда".