Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развивтие культуры малых и средних городов Самарской области" на 2004-2007 годы" (с изменениями на 13 февраля 2007 года)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ      - областная    целевая    программа   "Развитие
ПРОГРАММЫ           культуры  малых  и  средних городов Самарской
                    области" на 2004-2007 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ     - поручение  вице-губернатора Самарской области
РЕШЕНИЯ О           от 01.08.2002 N 1-11/961
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ          - министерство культуры и
ИСПОЛНИТЕЛЬ         молодежной   политики  Самарской
ПРОГРАММЫ           области

ОСНОВНОЙ          - министерство культуры
РАЗРАБОТЧИК         молодежной   политики Самарской
ПРОГРАММЫ           области

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ    - содействие социальному и культурному развитию
                    малых и средних городов Самарской области

ЗАДАЧИ            - выработка новых моделей культурной политики;
ПРОГРАММЫ           выявление,  сохранение  и развитие уникальных
                    культурных    характеристик,   способствующих
                    созданию   индивидуального   образа   каждого
                    города;
                    формирование экологической культуры;
                    содействие     децентрализации     культурных
                    инициатив,  активному  вовлечению  населения,
                    городов-партнеров,   промышленных  и  бизнес-
                    структур     в    формирование    культурного
                    пространства;
                    создание   новых,   модернизация  и  развитие
                    имеющихся ресурсов;
                    формирование          культурно-туристической
                    привлекательности    городов,    их   статуса
                    (имиджа)    культурных   столиц   прилегающих
                    сельских районов;
                    формирование   потребности   у   населения  в
                    высококачественных культурных услугах;
                    формирование признаков, характеризующих город
                    как   культурный  центр  (город  музыкальный,
                    театральный, читающий, художественный);
                    обеспечение      кадрового      сопровождения
                    социокультурного развития территорий

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ  -
ПРОГРАММЫ           Начало   реализации   Программы  -  11.03.2004,

                                                    окончание - 31.12.2007.
                                                    Этапы реализации Программы:
                                                    I этап - с 11.03.2004 по 31.12.2004;
                                                    II этап - с 01.01.2005 по 31.12.2005;
                                                    III этап - с 01.01.2006 по 31.12.2006;
                                                    IV этап - с 01.01.2007 по 31.12.2007;


ОСНОВНЫЕ          - организация   и   проведение   семинаров  для
МЕРОПРИЯТИЯ         руководителей      муниципальных      органов
ПРОГРАММЫ           управления,    организаций    и    учреждений
                    культуры,    направленных    на    разработку
                    стратегий      социокультурного      развития
                    территорий;
                    модернизация    и    развитие    материально-
                    технической   базы   объектов   и  учреждений
                    культуры;
                    включение    объектов    историко-культурного
                    наследия   и   новейшей   истории  городов  в
                    процессы культурно-пространственного развития
                    территорий;
                    модернизация   и   благоустройство  городских
                    экокультурных зон отдыха;
                    организация    и    проведение   мероприятий,
                    направленных  на  возрождение  исторических и
                    создание новых городских культурных традиций;
                    модернизация  форм  и технологий деятельности
                    учреждений,  создание  на  их  базе модельных
                    ресурсных центров культуры;
                    организация    и    проведение   мероприятий,
                    способствующих    установлению    партнерских
                    отношений,   "сшиванию"   городов   в  единое
                    культурное    целое,    развитию   культурно-
                    творческого потенциала местных сообществ;
                    развитие   профессиональных   и  любительских
                    творческих    коллективов    и   объединений,
                    образовательных учреждений культуры;
                    кадровое    сопровождение    социокультурного
                    развития      территорий      и     повышение
                    профессиональной   компетентности  работников
                    сферы культуры

ИСПОЛНИТЕЛИ       - министерство  образования  и  науки Самарской
ПРОГРАММЫ           области,  министерство    здравоохранения    и
                 социального развития Самарской области,  аппарат
                 Правительства Самарской области, органы местного
                 самоуправления     муниципальных    образований,
                 в состав которых входят малые и  средние  города
                 (по согласованию)";


ОБЪЕМЫ И          - на реализацию
ИСТОЧНИКИ           Программы  потребуются средства  
ФИНАНСИРОВАНИЯ      областного бюджета в сумме 59469 тыс.руб.
ПРОГРАММЫ            в том числе:

                                                        в 2004 году - 2 933 тыс. рублей;
                                                        в 2005 году - 26 577 тыс. рублей;
                                                        в 2006 году - 16 730 тыс. рублей;
                                                        в 2007 году - 13 229 тыс. рублей.
                                                        Субсидии  местным   бюджетам   из   областного
                                                        бюджета составят 53 300 тыс. рублей.


ОЖИДАЕМЫЕ         - формирование    и    укрепление   социального
РЕЗУЛЬТАТЫ          партнерства    органов    власти,    бизнеса,
РЕАЛИЗАЦИИ          населения Самарской области;
ПРОГРАММЫ           разработка  муниципальных  программ  развития
                    культуры малых и средних городов области;
                    модернизация   и   благоустройство  историко-
                    культурных   зон   и   формирование  объектов
                    культуры,   связанных   с  новейшей  историей
                    городов;
                    формирование      экологической     культуры,
                    экологическое просвещение и воспитание;
                    создание    комфортной,    разнообразной    и
                    гармоничной   культурной  среды,  учитывающей
                    индивидуальность каждого города;
                    возрождение    старых    и   создание   новых
                    самобытных городских традиций;
                    активизация      культурной      деятельности
                    организаций,     учреждений,     общественных
                    объединений,      творческого      потенциала
                    городского населения;
                    модернизация              культурно-досуговой
                    инфраструктуры,     адаптация    деятельности
                    учреждений   к   современным  условиям  жизни
                    горожан;
                    обеспечение  конкурентоспособности  городов в
                    процессах культурного обмена;
                    расширение культурных коммуникаций;
                    развитие  профессионального и самодеятельного
                    творчества;
                    создание новых рабочих мест;
                    повышение   профессиональной   компетентности
                    работников сферы культуры

СИСТЕМА           - координацию  работ  и контроль за исполнением
ОРГАНИЗАЦИИ         Программы осуществляет министерство культуры,
КОНТРОЛЯ ЗА         молодежной   политики  Самарской
ИСПОЛНЕНИЕМ         области,  контроль  за целевым использованием
ПРОГРАММЫ           выделенных средств областного бюджета

                                                     осуществляет министерство  управления  финансами  Самарской
                                                     области";

     СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

К малым (до 50 тыс. жителей) городам Самарской области относятся Октябрьск, Похвистнево, Нефтегорск. К средним (до 100 тыс. жителей) городам Самарской области относятся Чапаевск, Жигулевск, Отрадный, Кинель. В них проживает 328 тыс. человек, что составляет 13% населения области. Все города отличаются особенностями своего возникновения, исторического развития, спецификой зародившихся в связи с этим культурных традиций.

К уникальным городам Самарской области и России относится современный Чапаевск, заложенный в начале XX в. в необжитой степи как военно-промышленный и химический центр, единственный в России город с подобной уникальной специализацией.

Кинель, Октябрьск, Похвистнево - поселения, основанные в середине - конце XIX в., которые начинали развиваться как крупные железнодорожные узлы. Кроме того, входящий в городскую структуру Кинеля поселок Усть-Кинельский является центром сельскохозяйственной науки Поволжья.

Отрадный и Нефтегорск - молодые города, основанные на нефтяных месторождениях.

Жигулевск, расположенный в центре природно-культурного комплекса Самарской Луки, широко известен наличием природных и исторических памятников. Здесь также располагаются научно-исследовательские и административные подразделения национального парка "Самарская Лука" и Жигулевского государственного заповедника имени И.И. Спрыгина.

Статус городов областного подчинения большинство из названных поселений получили в 50-60-х годах XX в. Дальнейшее их развитие происходило преимущественно вокруг градообразующих предприятий, обеспечивавших рабочие места и формировавших социально-культурную среду проживания горожан. В период административно-хозяйственных методов управления многие города практически утратили свой индивидуальный облик, превратились в безликие урбанистические поселения со стандартным набором предлагаемых населению культурных услуг.

Для абсолютного большинства городов области сегодня характерен ряд общих социально-экономических проблем, таких как:

состояние экономической базы и ее недостаточная социокультурная ориентация, что затрагивает такие важные аспекты, как качество социальной инфраструктуры, уровень и образ жизни населения, морально-психологический климат городских сообществ;

невысокое качество городской среды: однообразная, неэстетичная застройка, необустроенное пространство улиц, площадей, скверов, дворов. Многие памятники прошлого не выявлены в городской среде и потому не являются общезначимым фактором культурного сознания жителей;

экологический кризис, возникший в результате непродуманной производственной деятельности, длительного господства техногенной культуры, не способствовавшей сохранению среды обитания;

потеря традиционных культурных образцов в исторических поселениях. Отсутствие у жителей "городов-десантов" устойчивых культурно-исторических традиций, поскольку население в основном складывалось из мигрантов, составивших основной рабочий контингент градообразующих предприятий. Многие горожане являются в прошлом сельскими жителями;

отсутствие партнерского взаимодействия организаций и учреждений культуры между собой, а также с другими организациями социальной сферы в решении общегородских проблем;

низкая активность, отсутствие инициативы у населения в вопросах сохранения и развития местной культуры;

исчезновение многих самобытных производств, основанных на широком вовлечении местных сырьевых ресурсов (художественная обработка дерева, камня в Жигулевске, гончарный промысел в с. Костычи (современный Октябрьск), г. Похвистнево);

относительная удаленность от областного центра и в связи с этим практическое отсутствие возможности доступа к ценностям лучших образцов отечественной и мировой культуры;

импорт культурных продуктов и услуг невысокого качества, сложности с "экспортированием" самобытных местных культурных продуктов (в т.ч. в связи с постоянным и скачкообразным ростом стоимости энергоносителей, что приводит к разрыву жизненно важных транспортных связей как между районами, так и с областным центром, городами-соседями);

проблемы в подготовке кадров для организации социокультурной деятельности (руководителей учреждений культуры, работников финансовых служб, руководителей творческих коллективов по государственному и территориальному заказу);

не отвечающая современным требованиям культурно-досуговая инфраструктура.

В настоящее время в малых и средних городах области работает 115  учреждений культуры, 75 из которых располагаются в отдельных зданиях,  11  зданий  имеют  возраст от 74 до 110 лет, 32 зданиям более 28 лет, 31 нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. В   неудовлетворительном   состоянии  находятся  инженерные  сети (отопительные   -   в   24  учреждениях,  водопроводные  -  в  10 учреждениях,     канализационные     -    в    20    учреждениях, электроэнергетические  -  в  21  учреждении).  По  обеспеченности музыкальным,     осветительным     и    звуковым    оборудованием неудовлетворительно  можно  оценить  соответственно  26,  23 и 24 учреждения.

В городах имеются ценные объекты истории и культуры культовые и гражданские здания и сооружения. Среди них можно выделить уникальные образцы промышленной архитектуры: комплекс Сергиевского военного завода и бывший завод Бертсоль (начало XX в.) в Чапаевске, комплексы железнодорожных станций (конец XIX-начало XX вв.) в Похвистнево, Кинеле, Октябрьске, Усть-Кинельский комплекс Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища (1900-1903 гг.), памятники 50-х годов XX в., здания жилой застройки. Состояние большинства объектов не удовлетворяет требованиям охраны памятников из-за многолетнего отсутствия средств у балансодержателей (в основном государственных учреждений) на ремонт и реставрацию.

Парки и скверы во всех рассматриваемых городах находятся в запущенном состоянии. Их количество и материально-техническая обеспеченность не соответствуют положениям Методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.99 N 1683-р.