САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
11 марта 2004 года № 27-ГД
Об утверждении областной целевой программы "Улучшение репродуктивного здоровья населения Самарской области" на 2005-2009 годы
(с изменениями на 6 апреля 2009 года)
____________________________________________________________ _______________
Изменение:
Закон Самарской области от 10 июля 2006 г. № 76-ГД;
Закон Самарской области от 15 июня 2007 г. № 59-ГД;
С 01.01.2008 г. - Закон Самарской области от 05 октября 2007 г. № 79-ГД
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД
_____________________________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение репродуктивного здоровья населения Самарской области" на 2005-2009 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
Утверждена Законом Самарской области
N 27-ГД от 11.03.2004 г.
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2005-2009 годы
(далее - Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Улучшение
ПРОГРАММЫ репродуктивного здоровья населения Самарской
области" на 2005-2009 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение вице-губернатора области от
РЕШЕНИЯ 27.11.2002 N 6-20/212
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - министерство здравоохранения социального развития Самарской
ИСПОЛНИТЕЛЬ области
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ - министерство здравоохранения Самарской
РАЗРАБОТЧИКИ области
ПРОГРАММЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - стабилизация демографической ситуации в
ПРОГРАММЫ регионе за счет улучшения репродуктивного
здоровья населения, создания условий для
рождения желанных здоровых детей и
сохранения здоровья женщин;
предупреждение инвалидности, материнской и
младенческой смертности
СРОКИ И ЭТАПЫ - 2005-2009 годы
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - оснащение перинатального центра Самарской
МЕРОПРИЯТИЙ областной клинической больницы им. М.И.
ПРОГРАММЫ Калинина;
создание и оснащение межрайонного
перинатального центра в городе Тольятти на
базе муниципального учреждения
здравоохранения городской больницы N 5
"МедВАЗ";
организация и оснащение межрайонных центров
пренатальной диагностики в городах Самаре и
Сызрани;
оснащение межрайонных центров планирования
семьи и репродукции в городах Самаре и
Тольятти;
создание и оснащение центров коррекции и
развития детей первого года жизни;
создание областного центра репродуктивного
здоровья детей и подростков;
укрепление материально-технической базы
родовспомогательных учреждений области;
развитие вспомогательных репродуктивных
технологий;
обучение специалистов по актуальным вопросам
охраны репродуктивного здоровья семьи;
реализация просветительских программ,
направленных на пропаганду здорового образа
жизни
ИСПОЛНИТЕЛИ организации, с которыми заключаются
ПРОГРАММЫ государственные контракты
Объемы и источники финансирования Программы - реализация Программы осуществляется
за счет средств областного бюджета в следующем объеме:
год - 31298,4 тыс. рублей;
год - 60068,9 тыс. рублей;
год - 47548,2 тыс. рублей;
год -104816,7 тыс. рублей;
год - 87441,8 тыс. рублей;
всего - 331174,0 тыс. рублей.
Выделение средств областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов
в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению медицинского оборудования
для муниципальных лечебно-профилактических учреждений, возникших при выполнении полномочий
органов местного самоуправления по организации оказания на территории муниципального
образования медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов,
осуществляется в форме субсидий.
Финансирование программных мероприятий, в рамках которых осуществляется приобретение
медицинского оборудования для муниципальных лечебно-профилактических учреждений,
производится в виде субсидий из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных
районов в размере 99% от суммы общего объема финансирования
ОЖИДАЕМЫЕ - снижение материнской смертности на 20%;
РЕЗУЛЬТАТЫ снижение плодово-младенческих потерь на 10%;
РЕАЛИЗАЦИИ улучшение результатов лечения бесплодия в
ПРОГРАММЫ браке на 15%;
охват догестационной подготовкой 80%
супружеских пар;
снижение частоты врожденных пороков развития
на 10%;
снижение заболеваемости детей раннего
возраста на 15%;
снижение детской инвалидности на 10%;
снижение количества абортов на 5% ежегодно;
снижение смертности от врожденных пороков
развития на 20%
СИСТЕМА - контроль за ходом реализации программных
ОРГАНИЗАЦИИ мероприятий осуществляет Министерство
КОНТРОЛЯ здравоохранения Самарской области,
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ контроль за целевым использованием бюджетных
ПРОГРАММЫ средств осуществляет министерство управления
финансами Самарской области.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
На протяжении последнего десятилетия в Самарской области происходит ухудшение демографической ситуации. Высокий уровень смертности населения и снижение продолжительности жизни, сокращение рождаемости и переход к малодетности, снижение миграционных потоков привели к депопуляции населения области, которая ежегодно усиливается. Естественная убыль населения характерна для всех территорий области, рост численности населения в некоторых районах области обусловлен только миграционным приростом. Низкий уровень рождаемости в области является не только фактором депопуляции, но и представляет отдельную социально-демографическую проблему. В 2001 году родилось 26,5 тысяч человек, что в 1,4 раза меньше, чем в 1991 году. Несмотря на то что количество абортов в области ежегодно сокращается, оно превышает число родившихся. Это свидетельствует о том, что проблемы планирования семьи, развития культуры контрацепции остаются актуальными.
Тенденция роста уровня рождаемости, которая наблюдается в области с 2000 по 2002 год, объясняется пополнением численности наиболее репродуктивного контингента женщин в возрасте 20-29 лет. Резервы повышения рождаемости за счет улучшения возрастной структуры женщин репродуктивного возраста ограничиваются 2010-2012 годами. Однако в результате ориентации семей на малодетность, снижения репродуктивных возможностей сформировался суженный характер естественного воспроизводства населения. Сложившийся уровень рождаемости в два раза меньше требуемого для замещения поколений: суммарный коэффициент рождаемости в области чуть более единицы, тогда как только для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,15. Негативно влияет на динамику рождаемости тенденция сокращения числа заключаемых браков и нестабильность семейных отношений. В 2001 году браков зарегистрировано в 1,2 раза меньше, чем в 1991 году, а число разводов было максимальным за последние десять лет (5,5 на 1000 населения). На 1000 заключаемых браков приходится 890 разводов. Снижение количества населения, вступающего в брак, повлияло на рост внебрачной рождаемости. Почти четверть всех новорожденных в 2001 году родились у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, что в два раза больше уровня 1991 года.
На фоне сложившихся неблагоприятных демографических тенденций большую тревогу вызывает состояние репродуктивного здоровья населения. По данным статистики, 19% семей хотели бы, но из-за болезни не могут иметь детей. Резко увеличилось количество семейных пар с первичным бесплодием.
Существующая в рамках программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью система оказания помощи семье с нарушением репродуктивного здоровья не предусматривает использования современных высокотехнологичных методов реабилитации. Обычно используемые методы лечения приводят к успеху лишь в 10-15% случаев, тогда как применение современных протоколов лечения с использованием методов вспомогательной репродукции позволяет добиться успеха в 30-40%. Однако доступность этих высокоэффективных методов восстановления репродуктивной функции семьи ограничена из-за высокой стоимости медикаментов и оборудования. Стоимость медикаментов составляет около 35 тыс. рублей, а самой процедуры - около 10 тыс. рублей, что обусловливает недоступность этих видов лечения для малообеспеченных слоев населения. Ежегодно проводится 200-240 циклов лечения методом экстракорпорального оплодотворения (при эффективности около 35%), тогда как потребность в десятки раз выше. Приобретение и использование новейшего технологического оборудования - рабочей станции для микроманипуляций на клетке и эмбрионе с использованием микролазера - позволит увеличить эффективность лечения до 40-45%.
Одна из эффективных вспомогательных репродуктивных технологий - инсеминация спермой донора, которую проводят в центре планирования семьи и репродукции города Самары. Однако для повышения эффективности процедур необходимо приобретение соответствующего современным требованиям оборудования.
Основа репродуктивного здоровья закладывается в детском возрасте. В регионе регистрируется высокая гинекологическая заболеваемость: у детей - 34,0 случая на 1000 детей, у подростков - 168,9 случая на 1000 подростков. Однако проблемы связаны не только с заболеваниями органов репродуктивной системы. Большое влияние на становление и реализацию репродуктивной функции оказывает состояние нейрогуморальной регуляции, т.е. заболевания нервной и эндокринной систем оказывают негативное влияние на фертильность. Многие заболевания этих органов отмечаются уже в период новорожденности: более 60% новорожденных детей имеют те или иные заболевания, нуждаются в реабилитации.
Несмотря на проводимую работу по профилактике врожденной патологии (в 2002 году каждая третья женщина была охвачена догестационной подготовкой, 20% беременных прошли медико-генетическое консультирование, прервано 127 беременностей по поводу врожденных пороков развития), 20% в структуре перинатальной и младенческой смертности в области занимают пороки развития. Дальнейший резерв снижения смертности от врожденной патологии - оснащение медицинских учреждений ультразвуковой аппаратурой экспертного класса. В связи с этим назрела необходимость организации в крупных городах области центров пренатальной диагностики, оснащенных современной диагностической аппаратурой.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью настоящей Программы является совершенствование системы оказания помощи жителям Самарской области, направленной на профилактику нарушений репродуктивной функции, снижение инвалидизации и смертности детей, улучшение качества оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, создание условий для рождения желанных здоровых детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение качества перинатальной помощи, направленной на:
проведение полноценной подготовки семейной пары к рождению ребенка;
пренатальную диагностику врожденных пороков развития и своевременное прерывание беременности;
создание условий для оказания семейно ориентированной помощи в родах;
внедрение новых технологий в акушерстве и неонатологии;
раннюю реабилитацию родильниц и новорожденных с целью профилактики нарушений репродуктивной функции.
2. Организация межрайонных перинатальных центров в городских округах Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Похвистнево.
3. Организация межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани.
4. Обучение специалистов акушеров-гинекологов, неонатологов новым технологиям.
5. Внедрение в центрах планирования семьи и репродукции в городах Самаре и Тольятти новых эффективных вспомогательных репродуктивных технологий.
6. Предоставление возможности семьям из социально незащищенных слоев населения услуг, связанных с дорогостоящей методикой экстракорпорального оплодотворения.
7. Проведение работы среди населения Самарской области, направленной на пропаганду здорового образа жизни.
8. Профилактика нарушений репродуктивной функции.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на период с 2005 по 2009 год.
В 2005-2007 годах планируется:
оснащение медицинских учреждений необходимой диагностической и лечебной аппаратурой;
обучение персонала новым методикам;
организация по мере приобретения оборудования на базе муниципального учреждения здравоохранения городской больницы N 5 "Мед-ВАЗ" города Тольятти межрайонного перинатального центра;
создание межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани.
В 2008-2009 годах планируется внедрение методик профилактики и реабилитации нарушения репродуктивной функции начиная с периода новорожденности, а также изучение результатов реализации Программы.
На 2005-2009 годы намечено финансирование процедуры экстракорпорального оплодотворения, предоставляемой социально незащищенным семьям.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основная цель и решение задач Программы достигаются за счет проведения системы программных мероприятий.
1. Совершенствование перинатальной службы в области:
Создание и оснащение межрайонных перинатальных центров в городских округах Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Похвистнево.
создание и оснащение межрайонного перинатального центра в г. Тольятти на базе муниципального учреждения здравоохранения городской больницы N 5 "МедВАЗ";
организация и оснащение межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани;
оснащение межрайонных центров планирования семьи и репродукции в городах Самаре и Тольятти;
создание центров коррекции и развития детей первого года жизни;
укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений области.
2. Внедрение новых технологий:
развитие вспомогательных репродуктивных технологий;
обучение специалистов по актуальным вопросам охраны репродуктивного здоровья семьи.