Урожайность сельскохозяйственных культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельхозяйственных организациях, ц/га
Сельскохозяйственная культура | Урожайность сельскохозяйственных культур | ||||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | |||||||
Зерно (в весе после доработки) | 8,6 | 17,9 | 3,1 | 8,8 | 10,0 | 13,7 | 14,5 |
Сахарная свекла (фабричная) | 77,2 | 283,0 | |||||
Подсолнечник | 4,7 | 7,2 | 3,8 | 4,2 | 5,3 | 4,3 | 5,2 |
Картофель | 137,1 | 121,0 | 91,4 | 92,8 | 77,7 | 124,8 | 201,2 |
Овощи открытого грунта | 69,1 | 76,9 | 105,9 | 125,5 | 150,4 | 203,1 | 179,1 |
Сельскохозяйственные организации | |||||||
Зерно (в весе после доработки) | 12,1 | 18,7 | 4,7 | 11,3 | 12,7 | 15,8 | 16,6 |
Сахарная свекла (фабричная) | 122,6 | 125,7 | 113,9 | 113,9 | 136,7 | 119,3 | 58,8 |
Подсолнечник | 6,0 | 9,9 | 7,0 | 6,8 | 8,5 | 6,7 | 6,7 |
Картофель | 131,2 | 153,3 | 109,6 | 147,5 | 154,8 | 201,1 | 97,0 |
Овощи открытого грунта | 88,9 | 118,0 | 73,4 | 152,4 | 118,6 | 150,4 | 160,6 |
В основу формирования экономического механизма хозяйствования должен быть положен комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на эффективное функционирование КФХ. Здесь и государственная
поддержка на федеральном, региональном и местном уровнях, и развитие финансово-кредитной системы, и совершенствование налоговой политики, и установление взаимовыгодных отношений между партнёрами.
В ходе реализации мероприятий по совершенствованию экономического механизма должны решиться следующие задачи:
повышение эффективности производства и увеличение их доли в производимом областью продовольствии;
укрепление их материальной базы;
формирование в общественном сознании привлекательного образа жизни фермера;
развитие земельной ипотеки, как средства доступа фермерских хозяйств к кредитам коммерческих банков;
создание гарантийных фондов, облегчающих проблему залога;
государственная поддержка при создании организаций кредитной кооперации.
В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства, сохранения и наращивания ресурсного потенциала КФХ необходимо:
создание законодательной базы, регулирующей отношения, связанные с предоставлением земельных участков для ведения фермерского хозяйства, защитой прав собственников и землепользователей;
создание финансово-кредитных, налоговых и страховых механизмов, обеспечивающих рост инвестиций в фермерский сектор как за счёт собственных возможностей фермерских хозяйств, так и за счёт привлечения отечественного и зарубежного капитала;
развитие кооперации и формирование эффективной рыночной инфраструктуры обслуживания и обеспечения фермерских хозяйств.
В качестве основного инструмента государственной поддержки фермерских хозяйств предполагается использовать льготное кредитование в соответствии со следующими приоритетами:
стимулирование увеличения объемов производства сельхозпродукции за счет технического перевооружения фермерских хозяйств, в том числе расширения сферы лизинга и номенклатуры поставляемой сельскохозяйственной техники и материально-технических ресурсов;
увеличение объемов производства продукции животноводства на базе создания высокоэффективных животноводческих ферм;
внедрение эффективных систем земледелия, ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых и кормовых культур;
содействие в развитии межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
содействие в создании межфермерских кооперативно-технических центров.
Реализацию этих направлений предусматривается осуществить за счет средств областного бюджета на условиях льготного кредитования хозяйств и собственных средств фермеров (таблица №23).
Итогом реализации Программы будет являться увеличение доли фермерского сектора в общем объеме валовой продукции сельскохозяйственного производства и становления фермерства как основы среднего звена на селе.
Ежегодное распределение финансовых ресурсов среди фермерских хозяйств предполагается осуществить на основе конкурсного отбора проектов, представленных в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. Окончательное решение о включении того или иного проекта в комплекс финансируемых мероприятий принимается экспертным советом, созданным Правительством Самарской области из числа специалистов министерства управления финансами Самарской области, министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.