Недействующий

Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года (с изменениями на 8 декабря 2006 года)


Таблица №26

Группировка сельских районов Самарской области по кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения

Кадастровая  стоимость земель сельскохозяйственного назначения

от 5500 до 9000 рублей/га

от 9100 до 13000 рублей/га

от 13100 до 17500 рублей/га

Нефтегорский  район

Безенчукский район

Ставропольский район

Елховский район

Шенталинский район

Челно-Вершинский район

Клявлинский район

Борский район

Кинель-Черкасский район

Сызранский район

Камышлинский район

Кошкинский район

Шигонский район

Сергиевский район

Волжский район

Большеглушицкий район

Красноармейский район

Богатовский район

Алексеевский район

Хворостянский район

Кинельский район

Пестравский район

Исаклинский район

Приволжский район

Большечерниговский

район

Красноярский район

Похвистневский район


Проведенная кадастровая оценка земель учитывает материалы почвенных обследований и внутрихозяйственной оценки земель, показатели оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий, затрат на их использование, объемы реализации сельскохозяйственной продукции, а также приобретенные промышленные товары и другие материальные ресурсы, необходимые для производства этих объемов продукции, расстояние перевозки основных видов продукции с учетом групп дорог по объектам оценки.

Поскольку методика кадастровой оценки земель базируется на доходном методе, то наивысшую оценку имеют земли, дающие наибольший уровень чистого дохода. Следовательно, можно использовать данные кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения при оценке инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных районов Самарской области.

С точки зрения отдачи земельных угодий наиболее инвестиционнопривлекательными являются Ставропольский, Челно-Вершинский и Кошкинский районы. Безусловный лидер здесь Ставропольский район, обладающий высоким инфраструктурным и трудовым потенциалом. С учетом других факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность районов, представляют интерес для инвесторов Волжский, Безенчукский и Красноярский районы.

Однако кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения значительно различается даже в границах одного района. Например, кадастровая оценка сельскохозяйственный угодий Борского района составляет 12315 рублей, а в границах бывшего хозяйства "Луч Ильича", земли, находящиеся в общей долевой, собственности оценены в 17391 рубль за гектар, земли фонда перераспределения 12507 рублей, земли в ведении Петровской сельской администрации 5412 рублей. Бывшее хозяйство "Заря": земли долевой собственности - 6666 рублей, земли фонда перераспределения - 10494 рубля, земли сельского округа - 1056 рублей. Бывшее хозяйство им. Калинина: долевая земля - 7689 рублей, фонд перераспределения - 858 рублей, земли сельского округа - 396 рублей.

Такой разброс стоимости сельскохозяйственных угодий делает очевидным вывод о том, что рынок земли и ее дальнейшее эффективное использование не могут быть экономически обоснованы без осуществления третьего этапа кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий. Нужно оценить каждый замкнутый контур сельскохозяйственных угодий в границах однородной по качеству земли, что будет точно характеризовать кадастровую стоимость земель долевой собственности, земель фонда перераспределения. Это уже сегодня необходимо для осуществления программ социально-экономического развития территорий.

Предварительная стоимость работ по кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий замкнутого контура в границах однородной по качеству земли в целом по области составит 20,0 млн. рублей.      Это небольшая сумма для бюджета области, но и ее можно вернуть, заложив эти затраты при продаже земельного участка (так, например, в Австрии   взимается 2-3,5% от суммы сделки).

Одной из причин, тормозящей развитие земельного рынка в Самарской области, является недостаточный уровень квалификации землеустроительных кадров. Особенно это касается владения компьютерными технологиями.

Кроме того, недостаточно компетентны в вопросах управления земельными ресурсами работники районных управлений сельского хозяйства и продовольствия и руководители сельскохозяйственных организаций. В этой связи, необходима организация профессиональной переподготовки кадров  в сфере управления земельными ресурсами на базе СМУКЦ "Земля", функционирующего при СГЭА.

СМУКЦ "Земля" имеет необходимую материально-техническую базу, квалифицированных преподавателей, пятилетний опыт работы по подготовке кадров для других регионов Поволжья.

Повышение эффективности использования земельных ресурсов Самарской области, активизация гражданского оборота земель, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в значительной степени зависят и будут определяться результатами внедрения автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, автоматизированной системы управления недвижимостью, других информационных систем, обеспечивающих государственный учет и регистрацию прав на объекты недвижимости, налогообложение, управление и распоряжение недвижимостью, межведомственный электронный обмен информацией.

Для этого необходимо:

создать единую информационно-телекоммуникационную среду для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов, осуществляющих формирование, государственный кадастровый учет, оценку, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговых органов, органов управления и распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью, органов государственного управления земельными ресурсами области;

упорядочить регламенты и технологии информационного взаимодействия между администрациями муниципальных образований сельских районов, органами кадастрового учета земель, регистрационной палатой и налоговыми органами по Самарской области в процессе проведения кадастрового учета земель, регистрации и ликвидации прав и изменении сведений о земельных участках;

упорядочить регламенты и технологии информационного взаимодействия между органами кадастрового учета земель, технической инвентаризации и архитектуры, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговыми органами, органами управления и распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью, органами государственного управления для:

достоверного учета и эффективного использования земель и объектов недвижимости;

присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров;

учета регламентов территориальных зон при кадастровом учете земельных участков и объектов недвижимого имущества.

Финансирование намеченных мероприятий предусматривается за счет  средств областного, местных бюджетов и средств сельхозяйственных организаций. Для реализации мероприятий в период 2004-2006 годы потребуется 92,18 млн. рублей (таблица №27).