Сумма арендных платежей по Самарской области за 2000-2002 годы
Годы | Арендная плата за земли городов, поселков, | ||
Всего | В том числе | ||
федеральный бюджет | местные бюджеты | ||
2000 | 292,1 | 87,6 | 204,5 |
2001 | 308,1 | 92,42 | 215,68 |
2002 | 677,4 | 102,4 | 575 |
Незначительное число сделок купли - продажи земельных участков вызвано отсутствием необходимых финансовых средств у сельского товаропроизводителя. Таким образом, эффективный собственник, заинтересованный в долгосрочном использовании земли, не имеет возможности приобрести участок у неэффективного для увеличения размеров земельного надела своего хозяйства. Возможность же аренды, пусть даже и на длительный срок (до 50 лет), не может побудить арендатора к долгосрочным инвестициям, направленным на коренное улучшение качества почв (орошение, дренаж, гипсование и т.п.), из-за существующей вероятности досрочного прекращения договора аренды по различным причинам.
Запрет на ипотеку сельскохозяйственных угодий не дает возможности совершать залоговые операции с землей. В условиях дефицита финансовых ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей ипотека сельскохозяйственных угодий явилась бы действенным фактором, обеспечивающим привлечение инвестиций в экономику области. Банки, другие кредитно-финансовые учреждения и хозяйствующие субъекты могли бы перейти к более активному кредитованию крестьян, желающих самостоятельно организовывать производство сельскохозяйственной продукции.
Первым этапом по формированию рынка земель сельскохозяйственного назначения должно стать завершение работы по документальному закреплению прав общей собственности граждан на земельные участки. При этом границы земельных долей отдельных граждан не определяются. Для совершения сделок с земельными долями (участками) необходимо их выделение и регистрация прав собственности. Многие владельцы земель сельскохозяйственного назначения (пенсионеры, безработные, сельская интеллигенция) не имеют денежных средств для того, чтобы оплатить все издержки по изготовлению планов границ земельных участков, находящихся в долевой собственности. Около 22,5% сельского населения Самарской области - это лица старше трудоспособного возраста, а уровень доходов на селе - самый низкий по отраслям экономики, поэтому частичное решение задачи оформления права собственности на землю должны взять на себя органы государственной власти и местного самоуправления.
В целях ускорения формирования рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, часть затрат по оформлению прав собственности на земельные доли могут взять на себя областной и местные бюджеты. По примерным подсчетам, общая сумма средств, необходимых на погашение около 30% затрат на закрепление земельных долей в собственность, составит 68580 тыс. рублей.
Нерешенным остается до настоящего времени и вопрос взаимодействия между различными организациями, вовлеченными в систему управления земельно-имущественным комплексом. Информация об объектах недвижимости и оформленных на них правах рассредоточена по базам данных различных ведомств, в число которых входят Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерство юстиции Российской Федерации.
Гражданам Российской Федерации приходится получать справки о состоянии земельного участка, оформленных на него правах и обременениях в различных учреждениях. Данный процесс является затратным и растянутым во времени, а также предоставляет целый ряд неудобств для собственников земли, что, следовательно, тормозит развитие экономического оборота земель.
Быстрому протеканию и юридически корректному оформлению сделок купли-продажи земельных участков и иной недвижимости будет способствовать создание единого информационно-коммуникационного пространства государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговых органов, органов управления и распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью, органов государственного управления, а также автоматизация их деятельности.
Кадастр является одним из основных факторов, которые обуславливают развитие земельного рынка. Ведение государственного земельного кадастра составляет непременное условие обеспечения, в том числе и правового, рационального использования и охраны земель, а также функционирования рынка земли. Земельный кадастр создает юридически значимую информационную основу, необходимую для охраны права собственности и иных прав на землю, для обеспечения и развития земельного оборота (в частности, земельного рынка). Земельный кадастр является основой функционирующего рынка земли и инфраструктурной основой привлечения финансовых средств в экономику, без которой невозможно развитие страны.
В 2000 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" выполнены работы по государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий Самарской области.
Кадастровая стоимость земель определена в границах бывших колхозов и совхозов существовавших до реорганизации.
Кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий в целом по области 10840 рублей. Самая низкая - 5640, 6100, 6880 рублей в Большечерниговском, Пестравском, Алексеевском районах соответственно. Одиннадцать районов области имеют уровень оценки выше среднеобластного, десять районов - значительно ниже (таблица №26).