Недействующий

Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года (с изменениями на 8 декабря 2006 года)

10.1. Формирование и развитие земельного рынка

Земля - уникальный природный ресурс, обладающий целым рядом специфических, только ему присущих свойств, во-первых, он количественно ограничен, во-вторых, произвести искусственно его невозможно; в-третьих, каждая его часть, представляющая собой отдельно взятый земельный участок, используемый для тех или иных целей, различна по своему плодородию (качеству) и местоположению. И, наконец, что самое главное, земля - это основное средство производства в сельском хозяйстве, от качества и интенсивности использования которого во многом зависит эффективность аграрного сектора экономики.

Важнейшей особенностью земли, как средства производства, является ее способность при рациональном использовании сохранять и улучшать свои производственные качества. В то же время пренебрежительное отношение к земле приводит к ее деградации, снижению плодородного слоя и, как следствие, выбытию земель из сельскохозяйственного оборота. Тяжелое финансовое положение, в котором оказалось большинство сельскохозяйственных организаций, привело к тому, что площадь посевов сельскохозяйственных культур из года в год сокращается и, по сравнению с 1990 годом (начало проведения аграрной реформы), уменьшилась на 613 тыс. га и в 2002 году составила 2067 тыс. га. На сегодняшний день в области по разным причинам не используется 243 тыс. га пахотных земель или 8,6 % общей площади пашни, при этом наибольший удельный вес неиспользуемой пашни приходится на паевые земли и земли фонда перераспределения.

Проблема сохранения и повышения производственного потенциала земель в реалиях нынешнего времени должна решаться не только собственниками земельных участков, заинтересованными в долгосрочном использовании земель и получении от ее использования стабильного дохода, но и при активном участии органов государственной власти и местного самоуправления.

Одним из механизмов решения данной проблемы является создание действенного земельного рынка, способного стимулировать вложение денежных средств в АПК и повысить заинтересованность крестьян в эффективном и рачительном использовании земельных угодий.

Ликвидация монополии исключительной собственности государства на землю и передача в собственность граждан и юридических лиц свыше 70 % земель сельскохозяйственного назначения создала реальные предпосылки для развития рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Если проанализировать сделки с землей, совершенные в 2002 году в Самарской области, то приведенные данные свидетельствуют о том, что основной формой земельных отношений на сегодняшний день является аренда земельных участков (рис. 2.).



Рис. 2. Структура сделок с земельными участками в Самарской области


В 2002 году действовало 22,3 тысячи договоров аренды на площади 273,2 тыс. га, заключенных органами местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами, что составляет 61 % от всех сделок.

          Значительный удельный вес занимает продажа права аренды государственных и муниципальных земель и земельных участков - 12%. Остальные сделки с землей (купля - продажа земли гражданами и юридическими лицами, наследование, дарение,  залог) в 2002 году составили 27 % от всех сделок с землей.

Передача в аренду государственных и муниципальных земель позволяет ежегодно пополнять бюджеты всех уровней дополнительными источниками доходов (таблица №25).