Недействующий

Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года (с изменениями на 8 декабря 2006 года)

1. Обоснование необходимости решения аграрных проблем Самарской области программными методами


Агропромышленный комплекс Самарской области является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики региона, на долю которого приходится около 8% стоимости  валовой региональной продукции и около 9% основных фондов.

В ходе проведенных в 90-е годы преобразований в сфере АПК произошло глубокое системное реформирование, сутью которого стал переход экономики АПК на рыночную основу.

Практически полностью завершена реорганизация колхозов и совхозов,  приватизация организаций пищевой, перерабатывающей промышленности, переданы в частную собственность более 70% земель сельскохозяйственного назначения, сформирован слой фермеров.

В области созданы основы законодательства, принят Закон Самарской области "О земле".

В 1997-2001 годах выполнены работы по оценке земель сельскохозяйственного назначения и определена их нормативная стоимость с учетом местоположения и качества. Все это является необходимыми предпосылками для формирования рынка земли, создания полноценной системы кредитования сельхозтоваропроизводителей.

Реформирование экономики России, составной частью которого стали реформы в Самарской области, неизбежно повлекло за собой существенный спад в производственной деятельности. Валовая продукция сельского хозяйства за 1991-2001 годы снизилась на 31 % (по России на 33%).

В наибольшей степени отразились негативные стороны реформирования экономики на сельскохозяйственных организациях, спад производства в 2001 году к уровню 1991 года составил: по зерну на 279,4 тыс.тонн (на 13,4% ), по подсолнечнику на 48,5 тыс.тонн (на 30,6%), по картофелю на 3,7 тыс.тонн (на 6,0%), по овощам на 55,7 тыс.тонн (на 65 %), по мясу (живой вес) на 179,6 тыс. тонн (на 78,8%), по молоку на 480,0 тыс. тонн (на 65,9 %) и по яйцу на 722,8 млн. штук (на 90,9 %).

Глубокий кризис общественного производства в АПК во многом обеспечил достаточно устойчивые темпы роста объемов сельскохозяйственного производства фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения. В результате доля хозяйств населения в структуре валовой продукции  увеличилась с 37,3% в 1991 году до 63,2% в 2001 году, доля крестьянских (фермерских хозяйств) - с 1,8% до 2,7%.

За последнее десятилетие произошла структурная переориентация производства с преимущественно животноводческого на растениеводческое направление. Во всех категориях хозяйств удельный вес растениеводства в 2001 году достиг 58,8 % против 41,2 % в 1991 году. Этот структурный сдвиг явился следствием того, что в течение 1991-2001 годов спад производства в растениеводстве происходил значительно медленнее, чем в животноводстве. В значительной степени это вызвано более высокой рентабельностью продукции растениеводства, особенно зерна и подсолнечника.   

Тенденция перехода производства от крупнотоварного (сельхозорганизации) к мелкотоварному и натуральному производству (хозяйства населения) негативно сказывается на перспективах развития аграрного сектора области: ограничиваются возможности внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, интенсификации и механизации производственных процессов, возрастает доля ручного труда, снижается контроль над качеством сельскохозяйственной продукции.

За  1991 - 2001  годы   посевные   площади   в   области   сократились   на 652,3 тыс. га. (на 24,8 %), в основном за счет уменьшения посевов зерновых и кормовых культур. Остается столь же несовершенной, как и в дореформенный период, структура посевного клина: в ней недостаточна доля фуражного зерна (в 2001 году 35,9 % против 37,5 % в 1991 году) и зернобобовых культур (соответственно 1,2 %  против 2,6 %).

В связи со значительным сокращением поголовья скота продолжают снижаться площади, отводимые под кормовые культуры.

За последние 10 лет внесение минеральных удобрений на 1 га пашни уменьшилось с 43,7 кг.д.в. до 8 кг.д.в. в 1999 году (в 5,5 раза). Однако начиная с 2000 года отмечается тенденция увеличения внесения минеральных удобрений, так в 2000 году было внесено 10 кг, в 2001 году - 14 кг на 1 га. Внесение органических удобрений сократилось в 12 раз. Основная причина - низкая рентабельность производства и отсутствие собственных оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей.

Сокращение количественного и ухудшение качественного состава машинно-тракторного парка привели к нарушению оптимальных сроков проведения важнейших агротехнических работ, и как следствие, к снижению урожайности и дополнительным потерям продукции при уборке и хранении. По сравнению с 1990 годом, тракторный парк сельскохозяйственных организаций сократился на 43%, количество зерноуборочных комбайнов уменьшилось в 2,1 раза. В результате этого нагрузка пашни на 1 трактор возросла  со  25 га  до 150 га, площади зерновых на 1 комбайн - со   160  до  230 га. А с учетом того, что степень износа имеющейся в хозяйствах области сельскохозяйственной техники и сельхозмашин превысила 70,0 %, реальная нагрузка еще выше. Расчеты ученых показывают, что при нынешней динамике ввода и выбытия техники к 2003 году площадь, обрабатываемая механизированными средствами, может сократиться до 50 %. Необходимо значительное обновление материально-технической базы АПК.

Площади орошаемых земель в области за этот период уменьшились с 191,8 тыс.га  до 147,3 тыс.га (на 23,2%).

Основная причина снятия орошаемых земель с учета и перевод их в богарные - выход из строя оросительной сети и дождевальной техники, насосно-силового оборудования.

Объем финансовых средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с  Федеральным законом "О мелиорации земель", не обеспечивает проведение работ по замене оборудования и реконструкции государственных оросительных систем.   

Проблемы АПК многогранны, они взаимосвязаны и порождают друг друга.

Снижение объемов производства, недостаточная  и не всегда эффективная государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, отсутствие эффективной системы продвижения и реализации продукции обуславливают убыточность, низкую доходность сельскохозяйственного производства, а это ограничивает возможности не только расширять, но и сохранять производство в прежних объемах.

Экономические проблемы отрасли естественно порождают социальные: уровень заработной платы в сельском хозяйстве на протяжении многих лет остается наиболее низким в области. Депрессивное состояние аграрной экономики в течение  многих лет привело к выбытию из структуры сельских жителей наиболее квалифицированных, наиболее энергичных и работоспособных кадров.

Таким образом, можно констатировать, что проблемы развития сферы АПК области носят системный, межотраслевой, социально-экономический характер и могут быть решены  лишь на основе разработки комплекса мероприятий, направленных не только собственно на поддержку и повышение экономической эффективности аграрного производства, но и на социально-экономическое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельских жителей, работников сельского хозяйства. Одновременно приоритетным направлением деятельности областных властей должна стать нормативно-правовая и организационная работа, направленная на завершение рыночных реформ и создание развитой рыночной среды и инфраструктуры, благоприятной для сельхозпроизводителей.

В Самарской области в целях обеспечения роста производства сельскохозяйственной продукции на новой экономической и технологической основе, улучшения уровня жизни на селе реализуется Комплексная программа развития агропромышленного комплекса на 2000-2003 годы, утвержденная решением  Самарской Губернской Думы  от 29.02.2000 № 334. В соответствии с ней из областного бюджета на развитие агропромышленного комплекса области ежегодно направляется до 12 % расходной части бюджета. В соответствии с вышеуказанной программой из областного бюджета выделяются средства на приобретение сельскохозяйственной техники по лизингу. Для привлечения внебюджетных источников финансирования в АПК сельхозтоваропроизводителям начиная с 2002 года были выделены средства на возмещение части расходов по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях. В результате реализации Комплексной программы развития агропромышленного комплекса на 2000-2003 годы в 2002 году значительно превышен среднегодовой уровень 1996-2000 годов по производству зерна (на 26,2%), картофеля (на 5,6%), овощей (на 15,2%) и практически достигнут среднегодовой уровень 1991-1995 годов по производству зерна, маслосемян подсолнечника, картофеля, кроме производства сахарной свеклы. Производство овощей превысило на 35%. В животноводстве в 2002 году по сравнению с 2001 годом отмечен рост объемов производства мяса на 4,0%, продуктивности коров - на 12,0 %, производства яиц  -  на 2,0 %.     

С 1998 года по 2002 год в Самарской области реализовывалась целевая программа "Совершенствование производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающих технологий", утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 17.03.98 №32. По этой технологии в области работают 28 сельскохозяйственных организаций. Предусматривается ежегодное внедрение ресурсо- и влагосберегающих технологий в 15 хозяйствах с общей  площадью 45 тыс.га и доведение к 2006 году  до 225 тыс.га. В хозяйствах - участниках проекта в 2 раза снижены затраты на приобретение ГСМ и текущий ремонт техники, урожайность зерновых в 2002 году - на 2,8 ц./га превысила урожайность по традиционной технологии.

Среднесрочная программа развития АПК до 2006 года должна определить приоритеты развития АПК области и сельских территорий на новый среднесрочный период, основываясь на следующем:

а) новая аграрная экономика в области находится на стадии экономического подъема;

б) в целях реализации важнейших задач Программы должны быть в максимальной степени задействованы все возможные формы взаимодействия и партнерства с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, крупными отечественными и зарубежными инвесторами, только это позволит обеспечить потребности экономического роста необходимыми инвестициями;

в) реализация целей и задач Программы должна обеспечивать продвижение к созданию отрасли, конкурентоспособной при выходе на мировые рынки сельскохозяйственной продукции и ее переработки, учитывая грядущее вступление в ВТО.

В этой связи и в целях дальнейшего повышения эффективности сельскохозяйственного производства и стабилизации экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Самарской области разработана настоящая комплексная программа развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегия развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года.