Недействующий

Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года (с изменениями на 8 декабря 2006 года)

2. Основные положения стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года

Базовый стратегический ориентир АПК Самарской области, предусмотренный данным документом, - переход предприятий и организаций комплекса на режим устойчивого развития на основе модернизации производственного потенциала, внедрения прогрессивных индустриальных технологий производства сельскохозяйственной продукции, создания условий для повышения доходности сельскохозяйственного производства, динамичного социального развития сельских районов.

Понятие устойчивого развития включает:

внедрение максимально устойчивых в природно-климатических условиях Самарской области технологий производства сельскохозяйственной продукции;

рост доходов сельскохозяйственных производителей;

сохранение и создание новых рабочих мест, поддержание и увеличение объемов производства при смене собственника и перепрофилировании;

повышение качества жизни и развитие социальной среды в сельских районах Самарской области.

Стратегия развития АПК Самарской области до 2015 года предполагает развитие отраслей и  организаций комплекса по принципу "продуцированные изменения". При этом со стороны органов государственной власти Самарской области, а также органов местного самоуправления осуществляется целенаправленное и согласованное воздействие с целью стимулирования и поддержки разработки и реализации проектов изменений в следующих направлениях:

внедрение новых интенсивных, высокопроизводительных, ресурсо-   энергосберегающих технологий в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции;

формирование новых стереотипов поведения и профессиональной деятельности в организациях аграрной экономики (в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации и стажировок менеджеров и специалистов);

создание новых интегрированных и кооперированных структур, обеспечивающих доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей, а также комплексное сервисное обслуживание сельскохозяйственных организаций, включая консалтинговые услуги, обеспечение техникой, средствами защиты растений и удобрениями (компаний - интеграторов);

создание и развитие действенной и эффективной инвестпроводящей системы в АПК, расширение возможности привлечения банковских кредитов, средств инвесторов в аграрный сектор.

Для управления и стимулирования развития АПК будут использоваться такие инструменты согласования задач и интересов органов управления разных уровней и хозяйствующих субъектов, как индикативное планирование, взаимодействие власти с объединениями (ассоциациями, союзами) хозяйствующих субъектов, поиск и использование различных коммуникативных площадок для обмена информацией и выстраивания совместных программ действий власти и бизнеса.

Стратегия развития АПК Самарской области до 2015 года ориентирована на принятие требований ХХI века, способных радикально изменить сегодняшнее состояние сельскохозяйственных отраслей. К таким требованиям относятся:

переход аграрного производства на индустриальную основу, создание специализированных организаций, ведущих свою деятельность на основе последних достижений НТП;

научно-технические и технологические достижения в области разработки  и  использования информационных технологий, создающие возможность формирования глобального рынка и высокоэффективных транснациональных корпораций;

изменения в международных отношениях (в частности, вступление России в ВТО), открывающие новые перспективы глобализации рынков, создающие благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности по определенным товарным группам, странам, но вместе с тем усиливающие конкуренцию на внутреннем рынке;

высокая динамика изменений в технологиях и изменения в системе образования, влекущие за собой качественные долгосрочные изменения кадрового потенциала.

Направленность и содержание аграрной политики в области должно в полной мере соответствовать задачам и условиям вступления и членства в ВТО, обеспечивать получение максимальных выгод и минимизации рисков и потерь от этого политического и экономического решения.

И если ряд мер по подготовке и защите интересов отечественных сельскохозяйственных производителей и переработчиков является прерогативой  федерального центра (создание защитных таможенных барьеров, максимально возможная государственная поддержка отечественных сельскохозяйственных производителей), то важнейшие рамочные условия хозяйствования в сфере АПК, определяющие эффективность деятельности сельскохозяйственных производителей, находятся в значительной степени в пределах возможного влияния органов государственной власти Самарской области.

Это касается:

создания эффективно работающей системы кредитования, обеспечивающей доступность кредитов для сельскохозяйственных производителей;

целенаправленных и последовательных действий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций;

развития рыночного оборота земли, формирования необходимых для этого юридических и финансовых институтов, практики правоприменения земельного законодательства;

формирования эффективной системы продвижения и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая функционирование электронной зерновой биржи, расширение оборота на рынке двойных складских свидетельств, создание системы логистики и хранения сельскохозяйственного сырья, в том числе зерна, посредством строительства зернохранилищ, обеспечивающих высокое качество хранения.

В целях расширения экспортных поставок продукции агропромышленного комплекса области необходимо содействие в создании структур, оказывающих услуги по формированию и сопровождению партий сельскохозяйственной продукции на экспорт, создание региональной системы сертификации и инспекции продукции для обеспечения признаваемости испытания качества за рубежом.

Конечной целью аграрной политики области является создание эффективного аграрного сектора, адекватного по своей форме, внутренней структуре и организации рыночной экономике, способного обеспечить потребности области в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, превратить сельхозпроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики, конкурентоспособного и имеющего устойчивую нишу на областном, внутрироссийском  и мировом рынках.

Приоритетными и важнейшими принципами формирования аграрной политики в области должны стать:

ресурсосбережение во всех отраслях и сферах АПК;