Придавая приоритетное значение развитию агропромышленного комплекса, стабилизации и наращиванию производства в сельском хозяйстве, необходимо в ближайшее время провести финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей путем реструктуризации их задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, крупным поставщикам энергетических ресурсов, банкам, подрядчикам и прочим кредиторам.
На начало 2003 года сельскохозяйственные организации имели кредиторскую задолженность в сумме 6199,5 млн. рублей, что на 41% превышает общий объем реализованной продукции за 2002 год.
От общей задолженности сельхозтоваропроизводителей 3077 млн. рублей или 50% составляет просроченная задолженность, которую имеют 73% сельскохозяйственных организаций и в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ все они фактически относятся к категории несостоятельных.
Просроченная задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составляет 518 млн. рублей или 17% от всей суммы просроченного долга, в государственные внебюджетные фонды 1202,4 млн. рублей (39%), из которых пени и штрафы в отдельных организациях превышают 70%.
Учитывая, что значительная часть суммы долгов сложилась по объективным (макроэкономическим причинам), часть задолженности необходимо списать и, в первую очередь, подлежат списанию пени и штрафы за просроченную задолженность в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Финансовое оздоровление и реструктуризация задолженности сельскохозяйственных организаций будет проводиться в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 09.07.2002 № 83-ФЗ, которым предусмотрено создание областной межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые на добровольной основе имеют возможность участвовать в программе финансового оздоровления.
Списание начисленных пеней и штрафов за просроченную задолженность перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2003 № 535 "О реализации дополнительных мер по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Постановлением Губернатора Самарской области от 06.12.2002 №434 создана областная межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая проводит работу по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей области.
Проведенный мониторинг финансового состояния 529 сельскохозяйственных организаций области показывает, что 128 из них экономически стабильные, и они в состоянии осуществлять производственную деятельность самостоятельно без какого-либо вмешательства. В 271 организации возможно оживление экономики и они имеют возможность восстановить платежеспособность, принимая участие в программе финансового оздоровления, путем реструктуризации задолженности.
На грани банкротства находятся 57 хозяйств, в отношении которых следует предпринять процедуры реформирования, присоединяя их к более сильным сельскохозяйственным организациям, возможно введение внешнего управления.
Полностью утратили платежеспособность 73 хозяйства, в данном случае целесообразно рассматривать вопрос о необходимости привлечения инвесторов, не исключена возможность ликвидации этих хозяйств.
Без глубокого и достоверного анализа (оценки) финансового состояния невозможно выявить, насколько велики финансовые проблемы конкретных хозяйств, обосновать и принять эффективные управленческие решения, определить перспективы развития организации, выбрать направление работ по финансовому оздоровлению или реструктуризации неплатежеспособной организации.
Важным направлением финансового и экономического оздоровления неплатежеспособных организаций должна стать интеграция их в другие производственные структуры на основе формирования интегрированных систем, включая корпоративные агрофирмы, финансово-промышленные группы и территориальные комплексы.
Передача материальных земельных и трудовых ресурсов неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций более эффективному собственнику или пользователю, а также соединение смежных отраслей АПК и наличие между ними связей создает дополнительный эффект и тем самым формирует оптимально выгодные пути продвижения ресурсов из одной фазы в другую.
Юридически грамотные и экономически обоснованные действия по формированию интеграционных структур позволяют разрешить целый комплекс взаимосвязанных задач:
обеспечить перерабатывающую промышленность собственной стабильной сырьевой базой;
объединить перерабатывающее, снабженческо-сбытовое производство, обслуживающую инфраструктуру и торговлю с целью реструктуризации бизнеса, реинвестирования доли прибыли от переработки и торговли в сельское хозяйство;
оптимизировать налоговые схемы по экономии налогов от реализации (НДС, транспортный налог, налог с прибыли) продукции между объединенными отраслями;
препятствовать монополизации рынков сторонними субъектами предпринимательской активности и иметь высокую степень защиты участников кооперации в условиях конкуренции;
иметь самостоятельно определяемые рынки готовых товаров;
выстраивать вертикаль агропромышленных связей снизу вверх с учетом условий производства и характера потребностей населения;
гибко реагировать на изменения спроса и предложения за счет четкого функционирования интеграционного механизма;
решать наиболее острые социальные проблемы, в том числе и по трудоустройству работников неплатежеспособных товаропроизводителей.
Агропромышленная интеграция позволяет сглаживать и, в определенной мере, преодолевать негативное влияние природно-климатических условий в сельском хозяйстве за счет более высокой оснащенности технологических процессов.