САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
08 апреля 2003 года № 31-ГД
Об утверждении областной целевой программы "Дома молодежных организаций Самарской области" на 2003-2005 годы
(с изменениями на 11 октября 2005 года)
___________________________________________________
Изменения:
Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 52-ГД;
Закон Самарской области от 11 октября 2005 г. № 174-ГД
___________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Дома молодежных организаций Самарской области" на 2003-2005 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Дома молодежных
ПРОГРАММЫ организаций Самарской области" на 2003-2005
годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение и.о. Губернатора Самарской области
РЕШЕНИЯ О от 14 марта 2001 года
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ГОЛОВНОЙ - департамент по делам молодежи Самарской
ИСПОЛНИТЕЛЬ области (министерство культуры, молодежной
ПРОГРАММЫ политики и спорта Самарской области)
ОСНОВНЫЕ - департамент по делам молодежи Самарской
РАЗРАБОТЧИКИ области (министерство культуры, молодежной
И ИСПОЛНИТЕЛИ политики и спорта Самарской области);
ПРОГРАММЫ департамент по строительству, архитектуре,
жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству
Администрации области (министерство
строительства Самарской области); департамент
экономического развития и инвестиций
Администрации области (министерство
экономического развития, инвестиций и торговли
Самарской области); департамент образования и
науки Администрации области (министерство
образования и науки Самарской области);
департамент физической культуры и спорта
Администрации области (министерство культуры,
молодежной политики и спорта Самарской
области); департамент культуры Администрации
области (министерство культуры, молодежной
политики и спорта Самарской области);
департамент промышленности и торговли
Администрации области (министерство
промышленности и технологий Самарской
области); аппарат Администрации области
(аппарат Правительства Самарской области);
Главное управление общественных,
межрегиональных связей и информационной
политики Самарской области (министерство
культуры, молодежной политики и спорта
Самарской области); органы местного
самоуправления и организации, определяемые на
конкурсной основе в соответствии с действующим
законодательством
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - разработка и реализация системы мер,
ПРОГРАММЫ направленных на создание и обеспечение
деятельности служб, действующих в интересах
молодежи и реализующих молодежную политику на
территории Самарской области.
Совершенствование нормативно-правовых основ
организации и функционирования учреждений
социального обслуживания молодежи Самарской
области.
Задачи Программы:
развитие сети муниципальных учреждений "Дом
молодежных организаций Самарской области"
(далее - ДМО);
создание условий для обеспечения
деятельности ДМО и оказания социальных услуг
молодежи;
правовая защита и социальная поддержка
молодежи, детских и молодежных общественных
организаций и объединений;
информационное, кадровое и методическое
обеспечение муниципальных учреждений и
общественных организаций, работающих в области
реализации молодежной политики;
создание постоянно действующей системы
подготовки и переподготовки сотрудников и
специалистов учреждений, реализующих
государственную молодежную политику на
территории области;
создание условий для доступа молодежи к
информационным ресурсам
СРОКИ И ЭТАПЫ - Программа рассчитана на период с 2003 по 2005
РЕАЛИЗАЦИИ годы. Начало реализации Программы - 1 января
ПРОГРАММЫ 2003 года, окончание - 31 декабря 2005 года
ПЕРЕЧЕНЬ - Программные мероприятия систематизируются по
ОСНОВНЫХ следующим направлениям:
МЕРОПРИЯТИЙ создание нормативно-правовой базы ДМО;
ПРОГРАММЫ кадровое обеспечение ДМО;
реконструкция и ремонт зданий ДМО;
создание и развитие материально-технической
базы ДМО;
создание методической базы и организация
информационного обеспечения деятельности ДМО;
содействие в развитии молодежных
организаций;
поддержка развития молодежных инициатив ДМО;
мониторинг реализации Программы
ОБЪЕМ - объем финансирования Программы составит 187484
И ИСТОЧНИКИ тыс. рублей, в том числе:
ФИНАНСИРОВАНИЯ за счет средств областного бюджета - 105 605,5
тыс. рублей, из них:
в 2003 году - 27347 тыс. рублей (департамент
по делам молодежи Самарской области - 27217
тыс. рублей, департамент образования и науки
Администрации области - 130 тыс. рублей);
в 2004 году - 40995,5 тыс.рублей (министерство
культуры, молодежной политики и спорта
Самарской области - 21953 тыс. рублей,
министерство строительства Самарской области -
18912,5 тыс. рублей, министерство образования
и науки Самарской области - 130 тыс. рублей);
в 2005 году - 37263 тыс. рублей (министерство
культуры, молодежной политики и спорта
Самарской области - 20993 тыс. рублей,
министерство строительства Самарской области -
16120 тыс. рублей, министерство образования и
науки Самарской области - 150 тыс. рублей);
за счет средств местных бюджетов - 81878,5
тыс. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - создание сети муниципальных учреждений,
РЕЗУЛЬТАТЫ реализующих государственную молодежную
РЕАЛИЗАЦИИ политику на территории Самарской области;
ПРОГРАММЫ создание индивидуальных программ по реализации
молодежной политики на муниципальном уровне с
учетом социально-культурных особенностей
территории;
повышение социальной активности молодежи;
снижение темпов роста негативных тенденций в
молодежной среде;
целенаправленное развитие социально-
ориентированных добровольных детских и
молодежных движений в области, обеспечивающих
успешную социализацию молодого поколения
СИСТЕМА - контроль за ходом реализации Программы
ОРГАНИЗАЦИИ осуществляет департамент по делам молодежи
КОНТРОЛЯ ЗА Самарской области (министерство культуры,
ИСПОЛНЕНИЕМ молодежной политики и спорта Самарской
ПРОГРАММЫ области). Контроль за целевым использованием
выделенных бюджетных средств осуществляет
департамент управления финансами Администрации
области (министерство управления финансами
Самарской области).
Целесообразность разработки Программы определяется рядом причин социального и экономического характера.
Итоги прошедшего десятилетия обязывают акцентировать внимание на основных тенденциях развития молодежи. Так, удельный вес молодежи в общей численности населения Самарской области за прошедшие 10 лет увеличился с 24,4 до 25,8%. Характерен сравнительно низкий уровень миграционных настроений среди молодого поколения. Динамика трудоустройства молодежи с 1996 года обнаруживает некоторую стабилизацию и, соответственно, относительно успешную адаптацию молодых к новым социально-экономическим условиям. За вторую половину 90-х годов доля занятых молодых людей увеличилась на 4,2%, опередив темпы роста занятости среди населения области в целом. Количество выпускников высших учебных заведений по Самарской области с 1995 года увеличилось на 30%.
На сегодняшний день в целом показатели развития молодежи Самарской области лучше, чем по стране, но необходимо отметить и ряд негативных тенденций. Например, коэффициент рождаемости в Самарской области за последние 10 лет снизился с 18,4 до 11,4%, подростковая преступность выросла в 2 раза, число наркозависимых только по официальным данным увеличилось в 15,8 раза. Растет число неформальных группировок, большинство которых носят негативный неуправляемый характер.
Основные трудности, с которыми сталкивается общество в своих усилиях по социализации молодежи, возникают из-за несоответствия между нуждами и устремлениями молодых граждан в быстроизменяющемся мире, с одной стороны, и тем, что общество предлагает им и требует от них, с другой стороны. В целях разрешения данного противоречия следует создать условия для самореализации молодежи, дать ей возможность вносить свой вклад в процесс развития общества.
Проведенный анализ наиболее значимых социальных проблем молодежи показал, что несмотря на дефицит различных форм организованного проведения свободного времени, определенная часть молодых жителей Самарской области находит для себя возможность проводить досуг организованно и содержательно, участвовать в работе молодежных общественных объединений и волонтерских движений.
Необходимо предпринимать попытки развития и консолидации молодежного движения, так как молодежные и детские объединения являются одним из важнейших институтов социализации молодых граждан. На территории области зарегистрировано более 150 детских и молодежных организаций (4,3% от общего количества всех общественных организаций области), адресно из них с молодежью области работают только 32, но и в них численный состав молодежи низок. Реально в работе молодежных организаций принимают участие не более 14% молодежи, преимущественно это учащиеся, студенческая молодежь, молодая интеллигенция. Сохраняется тенденция неравномерного распределения молодежных организаций по Самарской области. В территориальном плане доля состоящих в каких-либо общественных организациях молодых жителей Самары в 5 раз больше по сравнению с жителями сел и малых городов области. По-прежнему практически нет самостоятельных объединений работающей и сельской молодежи. Тем не менее данные мониторинга Фонда социальных исследований Самарской области показывают, что доля молодых людей, желающих стать членами какой-либо организации, имеет тенденцию к увеличению с 45% в 1998 году до 66% в 1999 году. Однако, декларируя высокий уровень интереса к участию в деятельности молодежных объединений, молодое поколение области на практике пока не реализует свою социальную активность из-за возникающих трудностей: определение местонахождения, отсутствие помещения и информационного поля. В связи с этим необходим комплексный подход по оказанию поддержки в развитии социально-ориентированных добровольных детских и молодежных движений, обеспечивающих успешную социализацию молодежи Самарской области.
Мероприятия Программы включают в себя создание и развитие ДМО, содействие в развитии детских и молодежных общественных организаций и объединений, поддержку молодежных инициатив.
Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках реализации настоящей Программы, позволит сформировать инфраструктуру по реализации молодежной политики в 28 муниципалитетах области, увеличить число молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных организаций, в 3 раза, а количество самих объединений в 2 раза, решить проблему организации и реализации потребностей и интересов молодого поколения как социально-творческой силы.
Схема финансирования, которая будет использована в настоящей Программе, предусматривает консолидацию средств областного и местных бюджетов, что позволит обеспечить реальное функционирование ДМО. Все эти вопросы нашли отражение в настоящей Программе.
Основными целями Программы являются разработка и реализация системы мер, направленных на создание и обеспечение деятельности служб, действующих в интересах молодежи и реализующих молодежную политику в Самарской области, совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи Самарской области.
Задачи Программы:
разработка программ по реализации молодежной политики на муниципальном уровне с учетом социально-культурных особенностей территории;
создание сети ДМО;
развитие и улучшение материально-технической базы ДМО;
создание условий для обеспечения текущей деятельности ДМО и оказания социальных услуг молодежи;
информационное, кадровое и методическое обеспечение ДМО и общественных организаций, работающих в области реализации молодежной политики на территории области;
совершенствование правового обеспечения ДМО;
правовая помощь и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных организаций и объединений;
создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки специалистов ДМО;
создание условий для доступа молодежи к информационным ресурсам;
активизация и систематизация социально-ориентированной деятельности детей и молодежи.
Настоящая Программа рассчитана на три года. Начало реализации Программы - 1 января 2003 года, окончание - 31 декабря 2005 года.
----------------------------------------------------------------------
| |Объем финансирования из областного |
| Наименование | бюджета/ местных бюджетов, |
| программных мероприятий | тыс. рублей* |
| |-----------------------------------|
| |2003 год|2004 год|2005 год| ИТОГО |
----------------------------------------------------------------------
Создание нормативно-правовой базы 80 50 130
ДМО
Кадровое обеспечение ДМО 282 350 410 1042
Реконструкция и ремонт зданий ДМО 23088/ 29750,5/ 21619/ 74457,5/
20966 21853,5 18149 60968,5
Создание и развитие материально- 2595/ 8965/ 13226/ 24786/
технической базы ДМО 1995 7169 11686 20850
Создание методической базы и 440 645 652 1737
организация информационного
обеспечения деятельности ДМО
Содействие в развитии молодежных 280 557 581 1418
организаций
Поддержка развития молодежных 422/20 496/20 567/20 1485/60
инициатив ДМО
Мониторинг реализации Программы 160 182 208 550
ИТОГО 27347/ 40995,5/ 37263/ 105605,5/
22981 29042,5 29855 81878,5
В том числе:
из областного бюджета 105605,5 тыс. рублей
из местных бюджетов 81878,5 тыс. рублей