Недействующий

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

 10 ноября 2003 года № 94-ГД

Об утверждении областной комплексной программы "Социально-экономическое оздоровление г. Октябрьска Самарской области" на 2004-2010 годы

(с изменениями на 6 апреля 2009 года)

Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 728 от 28.10.2003 г.

____________________________________________________________________     

Изменения:

                              Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 61-ГД;

                              Закон Самарской области от 16 марта 2006 г. № 21-ГД;

                              Закон Самарской области от 12 декабря 2007 г. № 152-ГД;

                              Закон Самарской области от 10 июля 2008 г. № 73-ГД;

                              Закон Самарской области от 25 декабря 2008 г. № 156-ГД

____________________________________________________________________     

_____________________________________________________________________

Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД

_____________________________________________________________________

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную комплексную программу "Социально-экономическое оздоровление г. Октябрьска Самарской области" на 2004-2010 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     

Губернатор
     Самарской области
 К.А. Титов

Утверждена Законом Самарской области
N 94-ГД от 10.11.2003 г.


Областная комплексная программа "Социально-экономическое оздоровление г. Октябрьска Самарской области" на 2004-2010 годы (далее - Программа)    

(в редакции Закона Самарской области от 25 декабря 2008 г. № 156-ГД)

 

Паспорт программы

(в редакции Закона Самарской области от 25 декабря 2008 г. № 156-ГД)

НАИМЕНОВАНИЕ     - областная комплексная программа
ПРОГРАММЫ          "Социально-экономическое оздоровление
                   г.  Октябрьска Самарской области" на 2004-2010
                   годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ    - постановление Губернатора Самарской области от
РЕШЕНИЯ О          21.02.2003 N 49 "Об утверждении Плана действий
РАЗРАБОТКЕ         Администрации  области  на 2003 год по решению
ПРОГРАММЫ          основных     социально-экономических    задач"


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ         - администрация г. Октябрьска
ИСПОЛНИТЕЛЬ
ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ         - администрация    г.    Октябрьска,   Самарский
РАЗРАБОТЧИКИ       научно-исследовательский              институт
ПРОГРАММЫ          экономических проблем региона

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ    - улучшение     качества     жизни     населения
ПРОГРАММЫ          г. Октябрьска путем реализации основных задач:
                     создание     условий     для     устойчивого
                   социально-экономического              развития
                   г. Октябрьска;
                     стабилизация  промышленного  производства  и
                   финансовая стабилизация;
                     повышение уровня жизни населения

СРОКИ И ЭТАПЫ    - 2004-2010 годы.
РЕАЛИЗАЦИИ         Программа реализуется в 2 этапа:
ПРОГРАММЫ            1 этап: 2004 год;
                     2 этап: с 2005 по 2010 год

ПЕРЕЧЕНЬ         - направления мероприятий Программы:
МЕРОПРИЯТИЙ          "Организационное   и   кадровое  обеспечение
ПРОГРАММЫ          хозяйственного  комплекса  и  социальной сферы
                   г. Октябрьска";
                     "Развитие      экономического     потенциала
                   г.  Октябрьска";
                     "Обеспечение       занятости       населения
                   г. Октябрьска";
                     "Развитие    социальной   инфраструктуры   и
                   городского хозяйства";
                     "Защита  населения  от чрезвычайных ситуаций
                   природного и техногенного характера"

ИСПОЛНИТЕЛИ      - министерства и иные органы      исполнительной
ПРОГРАММЫ          власти Самарской  области  в   пределах  своей
                   компетенции,   администрация  г.   Октябрьска,
                   организации  г.  Октябрьска,    осуществляющие
                   финансирование     реализации      мероприятий
                   Программы за  счет  собственных   средств  (по
                   согласованию)

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ -общий объем финансирования Программы
                                                  - 2 690 401,16 тыс. рублей, в том числе:
                                                   финансирование мероприятий Программы осуществляется
                                                   за счет средств областного бюджета в объеме 379 561

                                                    тыс. рублей (приложение 1);
                                                   финансирование мероприятий Программы предполагается
                                                   осуществлять также за счет привлеченных средств в объеме                                                    

                                                    2310840,16  тыс. рублей (приложение 2), из них:

                                                    бюджет городского округа Октябрьск - 52 354,8 тыс. рублей;
                                                    собственные средства организаций, участвующих в реализации
                                                    Программы на добровольной основе, и другие внебюджетные
                                                    источники - 2258485,36 тыс. рублей.
                                                    Мероприятия Программы, финансирование которых
                                                   предполагается осуществить за счет иных, помимо областного
                                                   бюджета, источников, не являются расходными обязательствами
                                                   Самарской области
ОЖИДАЕМЫЕ        - создание условий для перевода экономики города

РЕЗУЛЬТАТЫ         в режим устойчивого развития;
РЕАЛИЗАЦИИ         стабилизация       финансового       состояния
ПРОГРАММЫ          предприятий;
                   развитие   экономической   базы  города  путем
                   привлечения     инвестиций     и    реализации
                   экономически     эффективных    инвестиционных
                   проектов;
                   обеспечение условий для накопления в городском
                   бюджете средств, необходимых для осуществления
                   самостоятельной  инвестиционной деятельности и
                   решения неотложных социальных задач;
                   создание  кадрового  потенциала для реализации
                   задач     социально-экономического    развития
                   города;
                   создание     и     сохранение     экономически
                   целесообразных рабочих мест;
                   повышение  уровня  заработной платы и денежных
                   доходов населения;
                   совершенствование материальной базы учреждений
                   здравоохранения,     культуры,    образования,
                   физической   культуры   и  спорта,  социальной
                   защиты населения;
                   развитие     жилищного    строительства    для
                   работников   бюджетной   сферы   и   социально
                   незащищенных слоев населения города;
                   улучшение состояния здоровья горожан;
                   повышение качества жизни населения

СИСТЕМА          - контроль  за реализацией мероприятий Программы
КОНТРОЛЯ ЗА        осуществляется   министерством  экономического
ИСПОЛНЕНИЕМ        развития, инвестиций и торговли      Самарской
ПРОГРАММЫ          области,  контроль  за  целевым использованием
                   средств   областного   бюджета  осуществляется
                   министерством       управления       финансами
                   Самарской области.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Город Октябрьск Самарской области расположен в 120 километрах от областного центра - г. Самары на правом берегу реки Волги в юго-западной части Самарской Луки. Город находится на пересечении железнодорожных, автомобильных и водных транспортных коммуникаций межрегионального значения. Железнодорожная станция "Октябрьск", расположенная в 18 километрах от станции "Сызрань" и являющаяся в настоящее время структурным подразделением Куйбышевской железной дороги, - один из крупнейших железнодорожных узлов центральной части России. Через г. Октябрьск проходит автомобильная магистраль Москва-Челябинск, обеспечивающая через имеющиеся на территории Самарской области ответвления прямые перевозки практически в любые регионы России, страны СНГ и дальнего зарубежья. Расстояние до международного аэропорта "Курумоч" по той же магистрали составляет 110 километров.

По удобству организации взаимодействия грузопотоков железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта Октябрьск входит в первую тройку среди городов Самарской области наряду с Самарой и Сызранью. На протяжении всей своей истории г. Октябрьск развивался в первую очередь как центр совместной обработки грузопотоков разных типов: перевалки леса, зерна и нефтепродуктов.

Транспортные артерии, расположенные параллельно друг другу: река Волга, железнодорожная магистраль и автомобильная трасса Москва-Челябинск - играют регламентирующую роль в организации пространства города. Территория города вытянута вдоль этих магистралей на 32 километра, при этом ширина городской территории в направлении, перпендикулярном транспортным магистралям, составляет не более 4 километров. Площадь территории города составляет 25,12 кв. километра. Между рекой Волгой и железной дорогой размещены преимущественно промышленные и складские объекты, между железной дорогой и автотрассой - городские постройки, представляющие собой чередование селитебных, сельскохозяйственных и промышленных территорий. Неупорядоченная, фрагментарная планировка затрудняет энергоснабжение и коммунальное обслуживание как жилых кварталов, так и предприятий.

В связи с большой протяженностью г. Октябрьска в его составе выделен Междуреченский округ, включающий отдаленные от центральной части города населенные пункты Междуреченск и Переволоки.

Анализ социально-демографической ситуации в г. Октябрьске позволяет сделать следующие выводы:

1. По численности населения (31 тыс. человек) г. Октябрьск относится к малым городам. На протяжении последнего десятилетия численность постоянного населения города оставалась стабильной, что обусловлено исключительно миграционным притоком (в 2002 году миграционный прирост составил 470 человек). Демографическая ситуация характеризуется низкими параметрами естественного воспроизводства населения. За 1992-2002 годы уровень рождаемости снизился на 11,2%, при этом уровень смертности вырос на 34,4%. Естественная убыль в 2002 году в 1,9 раза превысила уровень 1992 года.

2. Возрастную структуру г. Октябрьска отличает самая высокая среди городов области доля населения пенсионного возраста - 28% от общей численности населения, что на 7,4 процентных пунктов выше, чем в среднем по городскому населению области. Несмотря на рост доли населения трудоспособного возраста с 43,4% от общей численности населения в 1992 году до 56,1% в 2002 году, она по-прежнему остается самой низкой среди городов области (на 6,6 процентных пунктов ниже среднегородского уровня).

3. Уровень заработной платы на предприятиях г. Октябрьска в 2002 году был в 1,5 раза ниже, чем в среднем по Самарской области, и имеет значительные различия по отраслям экономики, так, на предприятиях железной дороги он значительно выше, чем в других отраслях. Определенную роль в поддержании уровня жизни населения играют подсобные хозяйства, активному использованию которых способствует проживание значительной части граждан в индивидуальных домах.

Рост заработной платы следует считать первоочередной задачей социального развития города. В свою очередь, рост заработной платы приведет к существенному увеличению наполнения местного бюджета, так как наиболее значимой статьей собственных доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц.

4. Численность граждан, имеющих статус безработного, на фоне увеличения размеров безработицы на большинстве территорий области в г. Октябрьске в целом за 2002 год не претерпела заметных изменений и на 31.12.2002 составила 524 человека. Уровень зарегистрированной безработицы - 3,4% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

5. Низкий уровень доходов на протяжении последних лет обусловливал снижение платежеспособного спроса на социальные услуги, предусматривающие частичную оплату населением (детские дошкольные учреждения, городской транспорт и др.).

До 2000 года наблюдалось устойчивое сокращение числа детских дошкольных учреждений. В связи с ростом занятости в 2002 году наблюдался рост спроса на услуги детских дошкольных учреждений, за последние два года число детей в них превысило число мест.

Объем услуг по перевозке пассажиров автобусным транспортом снизился, по сравнению с максимальным значением в 1997 году, в 6 раз. Помимо снижения спроса, уменьшение объема перевозок обусловлено состоянием материально-технической базы городского транспорта.

6. Город Октябрьск значительно отстает от средних показателей области по численности врачей в расчете на 10 тыс. человек населения. Медицинские учреждения г. Октябрьска разделяются на муниципальные и ведомственные, принадлежащие отделению железной дороги, уровень материально-технической базы в последних значительно выше, чем в муниципальных.

7. Падает посещаемость учреждений культуры, что, с одной стороны, объясняется возрастанием удельного веса экономических проблем для населения по сравнению с задачами культурного роста, а с другой стороны, свидетельствует о негативных изменениях в социально-культурной сфере. Это создает опасность общего снижения профессионального и культурного уровня жителей и может со временем крайне отрицательно сказаться как на экономическом потенциале города, так и на социальных отношениях.

8. На развитие физкультуры и спорта в городе отрицательно влияет недостаточная обеспеченность спортивными учреждениями.

9. Обеспеченность населения жилищным фондом превышает среднеобластные показатели, но в то же время возрастает удельный вес аварийного жилья.

Расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) являются наиболее весомой статьей расходов местного бюджета. Реформирование ЖКХ является самым перспективным путем сокращения бюджетных расходов.

10. Низкий уровень развития социальной инфраструктуры имеет не только социальные, но и экономические последствия, снижая привлекательность территории для инвесторов и квалифицированных специалистов.

Анализ экономического потенциала города позволяет сделать следующие выводы:

1. Спад в экономике города начался в 1992-1994 годах и приобрел катастрофический лавинообразный характер, ускоряясь вплоть до 1999 года почти во всех отраслях, за исключением пищевой промышленности. В связи с экономическим спадом в г. Октябрьске не осталось крупных предприятий. Все предприятия города имеют численность работающих от 30 до 250 человек и, следовательно, относятся к разряду средних и малых. За последние несколько лет отдельные предприятия города наращивают объемы производства и объемы продаж, однако этот рост не может изменить ситуации в целом.

2. Город почти не имеет актуального технологического потенциала. Большинство функционирующих промышленных предприятий существуют за счет устаревших технологий. Это исключает дальнейшее развитие экономики города на основе технологической преемственности. Технологический потенциал большинства предприятий города в целом должен быть создан заново. Необходимость коренного изменения технологического комплекса ставит вопрос о достаточно крупномасштабных инвестициях.

3. В г. Октябрьске не развита рыночная инфраструктура. Отсутствуют как виды деятельности информационно-маркетинговое обслуживание и управленческое консультирование, нет предприятий науки и научного обслуживания, что негативно сказывается на возможности организации инновационных процессов в экономике города.

4. В г. Октябрьске слабо развита сфера бытовых услуг.

5. При существующей структуре и динамике реальных доходов и расходов городского бюджета изыскать в нем средства для наращивания экономического потенциала города путем поддержки инвестиционных проектов предприятий не представляется возможным. Единственным средством экономического развития города является привлечение внешних инвестиций.

Основными проблемами экономического развития города являются следующие противоречия между факторами, определяющими состояние экономики:

1. Процесс роста хозяйственного потенциала города протекал на основе использования естественных возможностей территории - наличия транспортных магистралей и месторождений минерального сырья. Однако экономические системы, прежде всего, транспортные, в которые включены предприятия территории, не являются локальными, соответственно, их развитие определялось факторами регионального, российского и более крупного масштаба.

Так, прекращение лесосплава по реке Волге, нанесшее ущерб всем предприятиям города, связанным с перевалкой и переработкой древесины, определялось изменением технологий транспортировки леса в масштабе всего Волго-Камско-Вятского бассейна.

Предприятия железной дороги, не имеющие в г. Октябрьске статуса юридического лица, включены в организационную структуру межрегионального характера.

Предприятия, ориентированные на выпуск готовой продукции, в частности, асфальтовые заводы, составлявшие существенную часть промышленного потенциала города, обслуживали не только Самарскую область (сбыт асфальта открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Стройизоляция" в Самарскую область составлял 15% от объема продаж), но и другие регионы Поволжья.

Основным противоречием, вызвавшим кризисную ситуацию в экономике г. Октябрьска, является противоречие между региональным и межрегиональным характером обслуживаемых рынков, технологических цепей и организационных структур, с одной стороны, и локальным характером действующих систем управления, с другой стороны. В основе этого противоречия лежит отсутствие механизмов стратегического прогнозирования и управления как в рамках отдельных предприятий, так и в хозяйственном комплексе города в целом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»