Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Формирование эффективной системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса Самарской области" на 2003-2006 годы (с изменениями на 1 апреля 2004 года) (с изменениями на 16 марта 2006 года)

Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Одним из важнейших факторов реализации государственной политики, направленной на создание эффективного аграрного сектора экономики Самарской области, выступает кадровое обеспечение АПК.

Кадровый потенциал сельскохозяйственной отрасли по состоянию на 01.01.2002 составляет более 66 тысяч человек и включает в себя следующие категории работников:

руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций (9629 человек);

рабочие сельскохозяйственных профессий (56476 человек).

Обеспеченность отрасли кадрами достигает 98% при ежегодной динамике сменяемости кадров около 13%.

Анализ современного состояния и динамики изменения кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли показывает, что происходит неуклонное сокращение численности занятых в отрасли. За последние шесть лет сокращение произошло на 39601 человека (37,5%), в том числе за 2001 год - на 6921 человека (9,5%). Указанный факт соответствует мировым тенденциям, отражающим технологическое перевооружение отрасли. Ухудшается качественный состав специалистов сельскохозяйственной отрасли. Так, по сравнению с 1995 годом доля руководителей среднего звена и специалистов с высшим профессиональным образованием сократилась с 44,4 до 21,0%, главных специалистов - с 65,1 до 54,0%.

Областная система профессионального образования подготовки кадров для АПК включает в себя:

уровень высшего профессионального образования - Самарская государственная сельскохозяйственная академия (11 специальностей, общая численность студентов - 3364 человека), Самарская государственная экономическая академия (1 специальность, общая численность студентов - 168 человек);

уровень среднего профессионального образования - 1 колледж и 4 техникума (11 специальностей, общая численность студентов 2775 человек);

уровень начального профессионального образования - 22 училища и лицея (13 профессий, общая численность учащихся - 3920 человек).

Эффективность деятельности этой системы с точки зрения воспроизводства кадрового потенциала АПК чрезвычайно низкая. Так, в 2001 году из 1176 выпускников с высшим и средним профессиональным образованием в хозяйства области пришли работать в сельскохозяйственную отрасль только 137 человек (11,6%), из 2000 выпускников с начальным профессиональным образованием - 208 человек (10%).

Несогласованность объемов подготовки кадров для АПК с конъюнктурой рынка труда проявляется также в том, что заявленный департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (министерством сельского хозяйства и продовольствия) заказ на подготовку кадров существенно меньше, чем ежегодные планы приема в вузы, колледжи, техникумы, профессиональные училища и лицеи сельскохозяйственного профиля. Расчетная ежегодная потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием в отрасли составляет 175-200 человек. План приема в Самарскую государственную сельскохозяйственную академию - 450 человек. Вакансии для специалистов со средним профессиональным образованием составляют от 200 до 300 человек ежегодно. План приема в колледжи и техникумы - 850 человек. Это свидетельствует о дисбалансе структуры подготовки в системе профессионального образования и кадровых потребностей АПК.

В условиях высокой инновационной динамики в отрасли актуальность приобретает качество профессионального образования, соответствующее современным технико-технологическим характеристикам сельскохозяйственного производства. Однако материально-техническое оснащение практически всех образовательных учреждений, реализующих программы подготовки кадров для АПК, находится в крайне неудовлетворительном состоянии. В то же время недостаточно используется такая форма взаимодействия образовательных учреждений и передовых хозяйств области, оснащенных современными технологиями, как организация учебных и производственных практик студентов и учащихся.

Практически не используются образовательные ресурсы специализированных и многопрофильных межрегиональных и областных организаций сельскохозяйственного профиля (научно-исследовательских институтов, центров, проектных организаций и опытно-показательных хозяйств).

В настоящее время огромное значение для развития АПК приобретает эффективное кадровое обеспечение проводимых в области сельского хозяйства реформ. Одной из важнейших становится задача организации целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации всех категорий работников.

В Самарской области переподготовку, повышение квалификации руководителей, специалистов и рабочих кадров для АПК осуществляют:

Самарская школа управления агропромышленного комплекса (ежегодно обучается около 1500 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций);

Международный учебно-информационный центр по подготовке специалистов сельского хозяйства (ежегодно обучается свыше 200 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций);

Фонд сельскохозяйственного обучения (ежегодно обучается около 200 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций, рабочих);

факультет довузовского и дополнительного профессионального образования Самарской государственной сельскохозяйственной академии (ежегодно обучается около 400 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций);

Российская государственная академия кадрового обеспечения АПК, Российская государственная инженерная академия менеджмента и агробизнеса, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина и академия менеджмента и агробизнеса Нечерноземной зоны Российской Федерации, где ежегодно обучается около 100 руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций.

В то же время руководители среднего звена и специалисты (агрономы, зоотехники, ветврачи и т.д.) практически не включены в систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В условиях обновления сельскохозяйственной техники и технологий, а также высокого уровня сменяемости кадров краткосрочное повышение квалификации и переподготовку должны проходить ежегодно не менее 50% рабочих (в 2001 году - 10%).

Для эффективного функционирования существующей сети образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров АПК, необходимы не только значительные изменения внутри функционирующих образовательных учреждений, но и создание целостной системы, обеспечивающей формирование компетентности специалистов и рабочих на протяжении их активной профессиональной деятельности.

Очевидна необходимость материально-технического переоснащения системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, а также повышения квалификации и переподготовки преподавательского состава образовательных учреждений, мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Масштабность задач, связанных с реконструкцией и модернизацией кадровой индустрии сельскохозяйственной отрасли, требует программно-целевых решений по созданию организационно-управленческого механизма воспроизводства кадрового потенциала АПК в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка сельскохозяйственного труда области.

Одним из перспективных направлений интеграции образовательных и научных учреждений является создание университетского комплекса.

Системообразующим в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для АПК является создание АОК, в состав которой войдут образовательные учреждения различных уровней профессионального образования, научные, научно-производственные и иные некоммерческие организации сельскохозяйственного профиля, а также ассоциации коммерческих сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Самарской области.

Это позволит повысить не только эффективность и качество образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства, но и создать условия и возможности для реализации крупных проектов и программ образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизировать научные исследования и инновационную деятельность.

Основополагающие принципы деятельности АОК: