Недействующий

   

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

08 января 2003 года № 1-ГД

Об утверждении областной целевой программы "Формирование эффективной системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса Самарской области" на 2003-2006 годы

(с изменениями на 16 марта 2006 года)

Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 351 от 24.12.2002 г
.

___________________________________________________

Изменения:

Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 51-ГД;

Закон Самарской области от 16 марта 2006 г. № 20-ГД

___________________________________________________     

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Формирование эффективной системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса Самарской области" на 2003-2006 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  

   И.о. Губернатора Самарской области
 Г.Р. Хасаев

Областная целевая Программа "Формирование эффективной системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса Самарской области" на 2003-2006 годы
(далее - Программа)

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ      - областная   целевая  программа  "Формирование
ПРОГРАММЫ           эффективной  системы  подготовки  кадров  для
                    агропромышленного     комплекса     Самарской
                    области" на 2003-2005 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ     - распоряжение     Губернатора    области    от
РЕШЕНИЯ О           18.03.2002 N 112-р
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ          - департамент образования и науки Администрации
ИСПОЛНИТЕЛЬ         области (министерство   образования  и  науки
ПРОГРАММЫ           Самарской области)

ОСНОВНЫЕ          - департамент образования и науки Администрации
РАЗРАБОТЧИКИ        области (министерство   образования  и  науки
ПРОГРАММЫ           Самарской области);
                    департамент     сельского     хозяйства     и
                    продовольствия    Администрации       области
                    (министерство     сельского         хозяйства
                    и   продовольствия   Самарской      области);
                    Самарская                     государственная
                    сельскохозяйственная академия;
                    Центр профессионального образования Самарской
                    области;
                    Поволжский  научно-исследовательский институт
                    селекции    и    семеноводства   имени   П.Н.
                    Константинова       Российской       академии
                    сельскохозяйственных наук

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ     - формирование  эффективной  системы подготовки
ПРОГРАММЫ           кадров  для  развивающегося агропромышленного
                    комплекса Самарской области (далее - АПК).
                    Задачи Программы:
                    создание ассоциации "Аграрный образовательный
                    комплекс  Самарской  области"  (далее - АОК),
                    объединяющей    образовательные    учреждения
                    различных      уровней      профессионального
                    образования, научные, научно-производственные
                    и     иные     некоммерческие     организации
                    сельскохозяйственного    профиля,   а   также
                    ассоциации  коммерческих сельскохозяйственных
                    организаций;
                    создание         нормативно-правовых        и
                    организационно-управленческих           основ
                    эффективной деятельности АОК;
                    разработка      и      апробация      методов
                    прогнозирования      профессионально-кадровой
                    структуры АПК;
                    обеспечение     АОК     кадрами     требуемой
                    квалификации;
                    учебно-методическое               обеспечение
                    профессионального                 образования
                    сельскохозяйственного профиля;
                    материально-техническое             оснащение
                    образовательных,           научных          и
                    научно-производственных организаций, входящих
                    в АОК;
                    формирование информационных ресурсов АОК;
                    формирование  эффективной системы подготовки,
                    переподготовки   и   повышения   квалификации
                    кадров АПК

СРОКИ И ЭТАПЫ     - 2003-2006 годы
РЕАЛИЗАЦИИ          Программа реализуется в 4 этапа:
ПРОГРАММЫ             первый этап - 2003 год;
                      второй этап - 2004 год;
                      третий этап - 2005 год;
                      четвертый этап - 2006 год

ИСПОЛНИТЕЛИ       - департамент образования и науки Администрации
ПРОГРАММЫ           области (министерство   образования  и  науки
                    Самарской области),
                    департамент    сельского     хозяйства      и
                    продовольствия     Администрации      области
                    (министерство    сельского   хозяйства      и
                    продовольствия),
                    департамент     управления    государственным
                    имуществом       Администрации        области
                    (министерство    имущественных      отношений
                    Самарской области),
                    образовательные,           научные          и
                    научно-производственные           организации
                    сельскохозяйственного профиля

ОБЪЕМЫ И          - объем  финансирования первого этапа Программы
ИСТОЧНИКИ           составляет - 26943,0 тыс. рублей, из них:
ФИНАНСИРОВАНИЯ        средства  областного бюджета - 19205,0 тыс.
ПРОГРАММЫ           рублей;
                      средства  федерального бюджета - 460,0 тыс.
                    рублей;
                      средства займа Мирового банка реконструкции
                    и  развития  (далее  -  МБРР)  -  2800,0 тыс.
                    рублей;
                      средства  на  реализацию проекта Александра
                    Герцена - 450,0 тыс. рублей;
                      внебюджетные       средства       Самарской
                    государственной сельскохозяйственной академии
                    - 3628,0 тыс. рублей;
                      внебюджетные       средства      Поволжской
                    государственной зональной машиноиспытательной
                    станции - 200,0 тыс. рублей;
                      внебюджетные      средства      Поволжского
                    научно-исследовательского  института селекции
                    и   семеноводства  имени  П.Н.  Константинова
                    Российской академии сельскохозяйственных наук
                    - 200,0 тыс. рублей;
                      объем финансирования четвертого этапа Программы
                    составляет - 16 000,0 тыс. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ         - создание         системы         непрерывного
РЕЗУЛЬТАТЫ          профессионального образования, обеспечивающей
РЕАЛИЗАЦИИ          повышение  эффективности кадрового потенциала
ПРОГРАММЫ           АПК  за  счет  подготовки,  переподготовки  и
                    повышения   квалификации   кадров  на  уровне
                    актуальных задач

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ  - департамент образования и науки Администрации
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ      области (министерство   образования  и  науки
ПРОГРАММЫ           Самарской области) и  департамент   сельского
                    хозяйства и продовольствия      Администрации
                    области (министерство сельского хозяйства   и
                    продовольствия Самарской области)    ежегодно
                    в   срок   до   1   февраля   представляют  в
                    департамент        управления       финансами
                    Администрации   области         (министерство
                    управления   финансами  Самарской    области)
                    отчет  о  целевом  использовании   выделенных
                    на выполнение настоящей Программы   бюджетных
                    средств.
                    Контроль     за     реализацией     Программы
                    осуществляет     вице-губернатор    Самарской
                    области.

Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Одним из важнейших факторов реализации государственной политики, направленной на создание эффективного аграрного сектора экономики Самарской области, выступает кадровое обеспечение АПК.

Кадровый потенциал сельскохозяйственной отрасли по состоянию на 01.01.2002 составляет более 66 тысяч человек и включает в себя следующие категории работников:

руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций (9629 человек);

рабочие сельскохозяйственных профессий (56476 человек).

Обеспеченность отрасли кадрами достигает 98% при ежегодной динамике сменяемости кадров около 13%.

Анализ современного состояния и динамики изменения кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли показывает, что происходит неуклонное сокращение численности занятых в отрасли. За последние шесть лет сокращение произошло на 39601 человека (37,5%), в том числе за 2001 год - на 6921 человека (9,5%). Указанный факт соответствует мировым тенденциям, отражающим технологическое перевооружение отрасли. Ухудшается качественный состав специалистов сельскохозяйственной отрасли. Так, по сравнению с 1995 годом доля руководителей среднего звена и специалистов с высшим профессиональным образованием сократилась с 44,4 до 21,0%, главных специалистов - с 65,1 до 54,0%.

Областная система профессионального образования подготовки кадров для АПК включает в себя:

уровень высшего профессионального образования - Самарская государственная сельскохозяйственная академия (11 специальностей, общая численность студентов - 3364 человека), Самарская государственная экономическая академия (1 специальность, общая численность студентов - 168 человек);

уровень среднего профессионального образования - 1 колледж и 4 техникума (11 специальностей, общая численность студентов 2775 человек);

уровень начального профессионального образования - 22 училища и лицея (13 профессий, общая численность учащихся - 3920 человек).

Эффективность деятельности этой системы с точки зрения воспроизводства кадрового потенциала АПК чрезвычайно низкая. Так, в 2001 году из 1176 выпускников с высшим и средним профессиональным образованием в хозяйства области пришли работать в сельскохозяйственную отрасль только 137 человек (11,6%), из 2000 выпускников с начальным профессиональным образованием - 208 человек (10%).

Несогласованность объемов подготовки кадров для АПК с конъюнктурой рынка труда проявляется также в том, что заявленный департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (министерством сельского хозяйства и продовольствия) заказ на подготовку кадров существенно меньше, чем ежегодные планы приема в вузы, колледжи, техникумы, профессиональные училища и лицеи сельскохозяйственного профиля. Расчетная ежегодная потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием в отрасли составляет 175-200 человек. План приема в Самарскую государственную сельскохозяйственную академию - 450 человек. Вакансии для специалистов со средним профессиональным образованием составляют от 200 до 300 человек ежегодно. План приема в колледжи и техникумы - 850 человек. Это свидетельствует о дисбалансе структуры подготовки в системе профессионального образования и кадровых потребностей АПК.

В условиях высокой инновационной динамики в отрасли актуальность приобретает качество профессионального образования, соответствующее современным технико-технологическим характеристикам сельскохозяйственного производства. Однако материально-техническое оснащение практически всех образовательных учреждений, реализующих программы подготовки кадров для АПК, находится в крайне неудовлетворительном состоянии. В то же время недостаточно используется такая форма взаимодействия образовательных учреждений и передовых хозяйств области, оснащенных современными технологиями, как организация учебных и производственных практик студентов и учащихся.

Практически не используются образовательные ресурсы специализированных и многопрофильных межрегиональных и областных организаций сельскохозяйственного профиля (научно-исследовательских институтов, центров, проектных организаций и опытно-показательных хозяйств).

В настоящее время огромное значение для развития АПК приобретает эффективное кадровое обеспечение проводимых в области сельского хозяйства реформ. Одной из важнейших становится задача организации целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации всех категорий работников.

В Самарской области переподготовку, повышение квалификации руководителей, специалистов и рабочих кадров для АПК осуществляют:

Самарская школа управления агропромышленного комплекса (ежегодно обучается около 1500 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций);

Международный учебно-информационный центр по подготовке специалистов сельского хозяйства (ежегодно обучается свыше 200 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций);

Фонд сельскохозяйственного обучения (ежегодно обучается около 200 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций, рабочих);

факультет довузовского и дополнительного профессионального образования Самарской государственной сельскохозяйственной академии (ежегодно обучается около 400 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций);

Российская государственная академия кадрового обеспечения АПК, Российская государственная инженерная академия менеджмента и агробизнеса, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина и академия менеджмента и агробизнеса Нечерноземной зоны Российской Федерации, где ежегодно обучается около 100 руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций.

В то же время руководители среднего звена и специалисты (агрономы, зоотехники, ветврачи и т.д.) практически не включены в систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В условиях обновления сельскохозяйственной техники и технологий, а также высокого уровня сменяемости кадров краткосрочное повышение квалификации и переподготовку должны проходить ежегодно не менее 50% рабочих (в 2001 году - 10%).

Для эффективного функционирования существующей сети образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров АПК, необходимы не только значительные изменения внутри функционирующих образовательных учреждений, но и создание целостной системы, обеспечивающей формирование компетентности специалистов и рабочих на протяжении их активной профессиональной деятельности.

Очевидна необходимость материально-технического переоснащения системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, а также повышения квалификации и переподготовки преподавательского состава образовательных учреждений, мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Масштабность задач, связанных с реконструкцией и модернизацией кадровой индустрии сельскохозяйственной отрасли, требует программно-целевых решений по созданию организационно-управленческого механизма воспроизводства кадрового потенциала АПК в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка сельскохозяйственного труда области.

Одним из перспективных направлений интеграции образовательных и научных учреждений является создание университетского комплекса.

Системообразующим в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для АПК является создание АОК, в состав которой войдут образовательные учреждения различных уровней профессионального образования, научные, научно-производственные и иные некоммерческие организации сельскохозяйственного профиля, а также ассоциации коммерческих сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Самарской области.

Это позволит повысить не только эффективность и качество образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства, но и создать условия и возможности для реализации крупных проектов и программ образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизировать научные исследования и инновационную деятельность.

Основополагающие принципы деятельности АОК:

единство учебного, научного и производственного процессов на основе прямого участия научных и научно-производственных организаций в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сельскохозяйственных кадров через организацию кафедр и учебных лабораторий на их базе, разработке курсовых и дипломных проектов по проблематике фундаментальных и прикладных исследований, реальных производственных процессов и т.д.;

непрерывность процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов и менеджеров АПК, научных кадров высшей квалификации и взаимосвязь образовательных программ различных уровней (устранение дублирования, сокращение сроков подготовки, возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и т.д.);

эффективное организационное, учебно-методическое и научное взаимодействие между всеми членами ассоциации на базе единого информационного пространства АОК, а также обеспечения доступа к мировым и российским информационным ресурсам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»