Образование - особенная общественная сфера деятельности, которая формирует будущее, обеспечивая знания, умения, навыки, мировоззренческие приоритеты, квалификацию каждого человека и в конечном счете экономический и интеллектуальный потенциал общества. Двигателем развития региона и страны в целом становится научно-образовательная инфраструктура.
Требованием времени является перевод системы образования на современные ИКТ. Только внедрив в повседневную деятельность образовательного учреждения (далее - ОУ) компьютер, Интернет-технологии и современные коммуникации, можно будет говорить об обеспечении потребностей региона в высококвалифицированных кадрах.
На территории Самарской области действуют:
932 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждения, в том числе 313 школ в городах Самаре и Тольятти, в которых обучается около 410 тыс. учащихся;
70 учреждений среднего профессионального образования (далее - УСПО), включая 5 учреждений, финансируемых из областного бюджета, в которых обучается более 58 тыс. человек;
50 учреждений начального профессионального образования (далее - УНПО) с контингентом учащихся более 35 тыс. человек;
62 учреждения высшего профессионального образования разных организационно-правовых форм, в которых обучается более 140 тыс. студентов.
Проведенные в последние годы поставки компьютерной техники по ряду федеральных и региональных целевых программ уже позволяют говорить о высокой степени готовности системы образования Самарской области к переходу на новые образовательные технологии.
В 2001 году в ОУ области поставлено 1333 компьютера с периферийным оборудованием. Соотношение "ученик/компьютер" (имеется в виду техника не ниже "Pentium-100") в сельской школе доведено до 60/1, что существенно расширило возможность доступа учащихся к освоению компьютерных технологий.
Подключено или находятся в стадии подключения к сети Интернет (как определено в федеральной программе, со скоростью передачи данных не менее 19,2 кБит/сек) 200 ОУ, из них в Самаре 27 и Тольятти - 91.
Вместе с тем в системе начального профессионального образования только 40 из 50 учреждений обладают сравнительно новой компьютерной техникой, причем 15 из них имеют по 1-2 современных компьютера. Соотношение "ученик/компьютер" в УНПО на данный момент составляет 66/1.
Можно выделить ряд причин, препятствующих переходу образовательного процесса в новое качество:
недостаточная оснащенность ОУ современными средствами вычислительной техники;
отсутствие в ОУ доступа к сетевым ресурсам всех участников образовательного процесса;
недостаточная готовность преподавательского контингента к использованию компьютера и сетевых информационных ресурсов в учебной деятельности;
недостаточное количество программных продуктов и методик использования ИКТ в образовательном процессе.
На решение этих проблем и направлена настоящая Программа, выполняемая в соответствии с федеральной программой.