К началу 2002 года состояние и функционирование пассажирского транспорта города Самары характеризуются рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить сложные проблемы, для чего в ряде случаев требуются значительные объемы капиталовложений, совершенствование нормативной правовой базы, оздоровление финансового состояния предприятий и усиление государственной поддержки.
К числу основных недостатков, определяющих сущность проблемной ситуации, относятся:
- отсутствие современного законодательно-правового, нормативного и методического обеспечения развития и функционирования пассажирского транспорта;
- неустойчивое финансовое состояние большинства транспортных предприятий, большие задолженности у многих из них, серьезный дефицит финансовых ресурсов в пассажирской отрасли, что привело к отсутствию инвестиционной активности, в первую очередь в части приобретения транспортных средств;
- значительная часть общественного транспорта предельно изношена и морально устарела; неудовлетворительное состояние парков автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитенов, в которых более 80% транспортных средств эксплуатируются за пределами амортизационных сроков, сильно изношены и требуют больших затрат на их ремонт и поддержание на приемлемом уровне технического состояния;
- низкие технический уровень, качество, надежность и конкурентоспособность большинства пассажирских транспортных средств на рынке транспортных услуг;
- неполное возмещение из бюджетов всех уровней затрат пассажирского транспорта по обслуживанию пассажиров льготных категорий;
- низкая эффективность действующих систем государственного регулирования транспортной деятельности и ослабление ее государственной поддержки, в первую очередь городского транспорта и развития инфраструктуры (производственно-технической и сервисной базы, информационных систем и др.);
- снижение уровня безопасности функционирования пассажирского транспорта;
- сокращается численность и увеличивается средний возраст подвижного состава муниципальных предприятий пассажирского транспорта города Самары;
- технический уровень подвижного состава не отвечает требованиям по экономичности, безопасности и уровню воздействия на окружающую среду.
Осуществление мероприятий, в первую очередь в части улучшения технического обеспечения транспортных процессов, потребует значительных капитальных вложений, что вызвано критическим состоянием парка транспортных средств, до 80% которых требуют срочной замены, поскольку они уже исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Поэтому возникла необходимость выполнять существенно больший объем ремонтных работ и сокращать периодичность технического обслуживания, возрастает расход топливно-энергетических ресурсов, снижается уровень эксплуатационной, дорожной и экологической безопасности и, как следствие, качество предоставляемых населению услуг.
Указанные выше факторы, усугубившиеся вследствие систематического повышения цен на транспортные средства, топливо, запасные части и агрегаты, эксплуатационные материалы, привели к значительному увеличению затрат, росту себестоимости перевозок и тарифов.
Поступление в парки ежегодно не менее 50 современных автобусов, до 20 троллейбусов и 10 трамвайных вагонов для выполнения городских перевозок пассажиров позволило бы сохранить или даже несколько улучшить качество услуг. Без инвестиционной поддержки возможности приобретения такого количества транспортных средств являются безосновательными.
Программой предусматривается введение в эксплуатацию нового более экономичного подвижного состава. Ожидается, что удельные расходы топлива автобусами и электроэнергии горэлектротранспортом за счет использования новых, более экономичных машин большой вместимости, снизятся не менее, чем на 8-10%.
Реализация предусмотренных программных мероприятий является единственной возможностью поправить сложившееся положение на пассажирском транспорте города Самары.
Неосуществление программных мероприятий, связанных, в первую очередь, с поставкой транспортных средств, приведет, как минимум, к ряду серьезных последствий и создаст следующие угрозы:
- переход пассажирского транспорта города Самары в состояние, близкое к системному кризису, снижение объема и качества предоставляемых услуг, уровня безопасности транспортных процессов, что особенно опасно;
- невозможность выполнения государственных гарантий по обеспечению минимальных жизненно-необходимых условий транспортной подвижности населения;
- рост негативных последствий от деятельности автомобильного транспорта, в том числе в сфере безопасности и здоровья населения.
Сохранение инвестиций из бюджета города и за счет собственных средств предприятий на сложившемся за последние годы уровне, приведет к снижению численности парка автобусов, осуществляющих городские перевозки, с 906 единиц в 2002 году до 200-250 единиц к 2007 году. Причем затраты на содержание одного автобуса в год будут сравнимы со стоимостью нового автобуса. Средний возраст парка достигнет 17 лет. Численность парка трамвайных вагонов сократится с 422 единиц до 250-300 единиц, из которых почти две трети будут эксплуатироваться с превышением нормативных сроков. Примерно аналогичное положение будет характеризовать парк троллейбусов. При этом обслуживание населения даже на минимальном уровне качества вызовет большие трудности.
Следует особо подчеркнуть, что важнейшие проблемы можно решить только программно-целевыми методами, выделяя приоритетные задачи, консолидируя усилия и финансирование, улучшая взаимодействие исполнителей.
Программа предусматривает постепенный рост инвестиций на приобретение транспортных средств, принимая их на уровне 200 млн. рублей в среднем за год.
Необходимость использования бюджетных средств для поддержания пассажирских парков на минимально допустимом уровне технического состояния и численности обусловлена тем, что в настоящее время более 80% транспортных средств сильно изношены и находятся за пределами амортизационных сроков, что требует для их эксплуатации больших дополнительных затрат. Их компенсацию приходится производить в виде дотаций из бюджета. Собственные средства на эти цели пассажирские предприятия имеют очень ограниченные, так как их финансовое состояние крайне напряженное. В этих условиях невозможно обеспечить даже минимальный уровень качества транспортных услуг и соответствующий уровень транспортной подвижности населения.
В условиях ограниченных собственных средств предприятий предусмотрено максимально возможное использование средств бюджета.
Общие данные по необходимому финансовому обеспечению мероприятий программы приведены в таблице.
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
Наименование | Объем финансирования | |||||
источников | Всего за | в том | числе по годам реализации: | |||
2003-2007 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Итого по программе | 1257,36 | 97,96 | 160,96 | 242,96 | 340,79 | 408,69 |
в том числе по | ||||||
Бюджет города | 1241,46 | 97,66 | 160,26 | 241,26 | 337,49 | 404,79 |
Внебюджетные | 9,9 | 0,3 | 0,7 | 1,7 | 3,3 | 3,9 |