САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 ноября 2002 года N 195

Об утверждении городской целевой программы "Развитие и модернизация пассажирского транспорта города Самары (2003-2007 годы)"

С целью создания условий для повышения качества транспортного обслуживания населения, развития, обновления и модернизации парков транспортных средств, заслушав и обсудив доклад заместителя главы администрации города, руководителя Департамента транспорта Григорова П.П., Самарская Городская Дума

                         

ПОСТАНОВИЛА:

1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие и модернизация пассажирского транспорта города Самары (2003-2007 годы)"(прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет по строительству, землеустройству и коммунальному хозяйству (Вадченко Г.Д.).

     Председатель
     Городской Думы                                Г.С. Лиманский

Утверждено Постановлением
Самарской Городской Думы
N 195 от 28.11.2002 г.

Городская целевая программа "Развитие и модернизация пассажирского транспорта города Самары
(2003-2007 годы)"

Самара, 2002 год

Паспорт программы

Наименование       "Развитие    и    модернизация   пассажирского
программы          транспорта  города  Самары  (2003-2007  годы)"
                   (далее: программа)

Основание для      Протокол   совещания  Главы  города  Самары  с
разработки         руководителями    и   трудовыми   коллективами
программы          муниципальных  транспортных  предприятий  от 9
                   ноября 2001 года.

Заказчик-          Администрация города Самары.
координатор

Основные           Департамент  транспорта  администрации  города
разработчики       Самары.
программы

Цели и задачи      Основная цель программы - создание условий для
программы          улучшения транспортного обслуживания населения
                   за      счет      повышения      эффективности
                   функционирования    пассажирского   транспорта
                   общего пользования.

                   Для    достижения    этой    цели   программой
                   предусмотрено решение следующих задач:
                   - реформирование    пассажирского   транспорта
                     общего   пользования   на   основе  создания
                     современной   нормативной   правовой   базы,
                     организационных, финансовых, экономических и
                     управленческих механизмов;
                   - повышение       качества       транспортного
                     обслуживания  за  счет совершенствования его
                     технического и технологического обеспечения,
                     снижение издержек и сдерживание темпов роста
                     тарифов на пассажирские перевозки;
                   - оптимизация  структуры  парков  транспортных
                     средств и ускорение обновления их состава за
                     счет    приобретения    более    эффективных
                     транспортных средств;
                   - создание   современного  рынка  транспортных
                     услуг,    совершенствование    регулирования
                     предпринимательской  деятельности  в области
                     пассажирских перевозок;
                   - повышение  уровня  транспортной  доступности
                     территорий и услуг для населения.

                   Мероприятия  программы  решают также ряд задач
                   по    повышению    безопасности   транспортной
                   деятельности и экологии.

Сроки и этапы      Программа   рассчитана   на   2003-2007  годы.
реализации         Реализация программы осуществляется в 2 этапа.
программы          На  первом  этапе  (2003-2004  годы)  основное
                   внимание    уделяется   созданию   нормативно-
                   правового  поля  технического  и методического
                   обеспечения транспортной деятельности, а также
                   реформированию  организационно-управленческого
                   механизма отрасли.
                   В   этот   же   период   должно   быть  начато
                   осуществление    инвестиционных   мероприятий,
                   направленных   на   модернизацию  структуры  и
                   обновление     подвижного     состава    парка
                   транспортных средств, которое будет продолжено
                   вплоть  до 2007 года, с постепенно нарастающим
                   темпом    по    мере    улучшения   финансовых
                   возможностей предприятий и бюджета города.

Основные           Модернизация подвижного состава.
мероприятия        Оптимизация   структуры   парка   транспортных
программы          средств.
                   Модернизация системы диспетчерского управления
                   пассажирского транспорта.
                   Поддержка    строительства   и   реконструкции
                   объектов инфраструктуры.
                   Совершенствование нормативной правовой базы.
                   Совершенствование  производственно-технической
                   базы, расширение сервисных услуг.
                   Реформирование     системы    и    механизмов,
                   упорядочивающих  допуск  перевозчиков на рынок
                   транспортных услуг.

Объемы и           Общие  затраты на реализацию программы в ценах
источники          2002 г. оцениваются в 1251,36 млн. рублей.
финансирования
                   Затраты  бюджета  города  Самары на реализацию
                   программы составят 1241,46 млн. рублей.

Ожидаемые          Важнейшие   целевые   показатели   при  полном
конечные           финансировании   программы  и  государственной
результаты         поддержке  задач обновления парка пассажирских
реализации         транспортных средств следующие:
программы          - обновление парка транспортных средств;
                   - улучшение  качества  услуг,  стабилизация, а
                     затем  и  поэтапное  снижение  наполняемости
                     салонов в часы "пик";
                   - снижение   средней  себестоимости  перевозок
                     пассажиров в городском сообщении до 10%;
                   - переход   отрасли   на   функционирование  в
                     условиях  действия  современной  нормативно-
                     законодательной базы;
                   - поступление    в    отрасль    новых   типов
                     транспортных  средств для социально значимых
                     и  приоритетных  видов перевозок, отвечающих
                     по     основным    параметрам    требованиям
                     международных   стандартов   и  правил,  что
                     приведет  к  увеличению  их  ресурса в 1,5-2
                     раза  и  снижению эксплуатационных затрат на
                     25-30%;
                   - приобретение  до  2007 года для этих целей и
                     замены   устаревшего   парка  300  городских
                     автобусов,  130  троллейбусов, 58 трамвайных
                     вагонов, 8 вагонов для метрополитена.

Система            Текущее   управление   и   контроль  за  ходом
управления и       реализации  программы осуществляет Департамент
контроля за ходом  транспорта администрации города Самары.
реализации         Отчеты   о  выполнении  мероприятий  программы
программы          представляются исполнителями и утверждаются на
                   заседаниях  Коллегии администрации города один
                   раз в полугодие.
                   Оценка   выполнения  программы  осуществляется
                   Самарской Городской Думой ежегодно по плановым
                   и фактически достигнутым результатам.
                   Контроль  за  целевым использованием бюджетных
                   средств   осуществляет   Департамент  финансов
                   администрации города Самары.

Введение

Настоящая программа включает мероприятия, относящиеся к пассажирскому транспорту города Самары - автомобильному, наземному электрическому транспорту, метрополитену, а также к их инфраструктуре.

Поскольку проблемы реформирования и модернизации пассажирского транспорта тесно связаны с другими секторами городского хозяйства, в реализации программы в той или иной мере предусматривается взаимодействие с другими отраслями городского хозяйства.

Программа предусматривает:

- создание условий для удовлетворения потребностей населения в услугах автомобильного и городского электрического транспорта, повышение качества этих услуг, совершенствования материально-технической и технологической базы, повышение транспортной доступности при приемлемых тарифах, повышение надежности и безопасности функционирования;

- использование более эффективных возможностей для улучшения эксплуатационной деятельности и процессов модернизации технического и технологического обеспечения, оптимизацию затрат на модернизацию и транспортные издержки;

- совершенствование нормативной правовой базы для эффективного реформирования отрасли и обновления транспортных средств;

- совершенствование регулирования транспортных услуг, повышения технического уровня эксплуатируемой техники.

Особое социальное значение имеет повышение безопасности перевозок пассажиров и обеспечение доступности всех видов пассажирского транспорта города Самары всем слоям населения.

В результате решения программных мероприятий планируется достичь следующих результатов:

- улучшение функционирования транспортного комплекса за счет совершенствования систем управления, нормативной правовой базы, координации и взаимодействия органов власти на всех уровнях и предприятий, согласованного и четкого взаимодействия видов пассажирского транспорта города Самары;

- создание условий поэтапного обновления парка автобусов, троллейбусов и трамваев, вагонов метрополитена и на этой основе постепенное повышение качества транспортных услуг, снижение себестоимости и обеспечение сдерживания темпов роста тарифов;

- сокращение финансовых издержек и расхода материально-технических ресурсов, требуемых на эксплуатацию и модернизацию пассажирского транспорта;

- создание условий для функционирования цивилизованного рынка транспортных услуг, контроля качества предоставляемых услуг;

- создание нормативной правовой базы, адаптированной к рыночным условиям работы пассажирского транспорта города Самары.

В программе употребляются следующие сокращения:

- Департамент транспорта - Департамент транспорта администрации города Самары;

- МУП ТТУ - муниципальное унитарное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление г. Самары";

- МУП СПАТК-1 - муниципальное унитарное предприятие Самарский пассажирский автотранспортный комбинат N 1;

- МУП СПАТП-2 - муниципальное унитарное предприятие Самарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2 (N 3, N 4, N 5 - соответственно);

- МУП "Пассажиртранссервис" - муниципальное унитарное предприятие " Пассажиртранссервис";

- МУП "Самарский метрополитен" - муниципальное унитарное предприятие "Самарский метрополитен";

- ГИБДД - отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения города Самары;

- РТИ - Самарское областное отделение Российской транспортной инспекции.

Технико-экономическое обоснование мероприятий программы

К началу 2002 года состояние и функционирование пассажирского транспорта города Самары характеризуются рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить сложные проблемы, для чего в ряде случаев требуются значительные объемы капиталовложений, совершенствование нормативной правовой базы, оздоровление финансового состояния предприятий и усиление государственной поддержки.

К числу основных недостатков, определяющих сущность проблемной ситуации, относятся:

- отсутствие современного законодательно-правового, нормативного и методического обеспечения развития и функционирования пассажирского транспорта;

- неустойчивое финансовое состояние большинства транспортных предприятий, большие задолженности у многих из них, серьезный дефицит финансовых ресурсов в пассажирской отрасли, что привело к отсутствию инвестиционной активности, в первую очередь в части приобретения транспортных средств;

- значительная часть общественного транспорта предельно изношена и морально устарела; неудовлетворительное состояние парков автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитенов, в которых более 80% транспортных средств эксплуатируются за пределами амортизационных сроков, сильно изношены и требуют больших затрат на их ремонт и поддержание на приемлемом уровне технического состояния;

- низкие технический уровень, качество, надежность и конкурентоспособность большинства пассажирских транспортных средств на рынке транспортных услуг;

- неполное возмещение из бюджетов всех уровней затрат пассажирского транспорта по обслуживанию пассажиров льготных категорий;

- низкая эффективность действующих систем государственного регулирования транспортной деятельности и ослабление ее государственной поддержки, в первую очередь городского транспорта и развития инфраструктуры (производственно-технической и сервисной базы, информационных систем и др.);

- снижение уровня безопасности функционирования пассажирского транспорта;

- сокращается численность и увеличивается средний возраст подвижного состава муниципальных предприятий пассажирского транспорта города Самары;

- технический уровень подвижного состава не отвечает требованиям по экономичности, безопасности и уровню воздействия на окружающую среду.

Осуществление мероприятий, в первую очередь в части улучшения технического обеспечения транспортных процессов, потребует значительных капитальных вложений, что вызвано критическим состоянием парка транспортных средств, до 80% которых требуют срочной замены, поскольку они уже исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Поэтому возникла необходимость выполнять существенно больший объем ремонтных работ и сокращать периодичность технического обслуживания, возрастает расход топливно-энергетических ресурсов, снижается уровень эксплуатационной, дорожной и экологической безопасности и, как следствие, качество предоставляемых населению услуг.

Указанные выше факторы, усугубившиеся вследствие систематического повышения цен на транспортные средства, топливо, запасные части и агрегаты, эксплуатационные материалы, привели к значительному увеличению затрат, росту себестоимости перевозок и тарифов.

Поступление в парки ежегодно не менее 50 современных автобусов, до 20 троллейбусов и 10 трамвайных вагонов для выполнения городских перевозок пассажиров позволило бы сохранить или даже несколько улучшить качество услуг. Без инвестиционной поддержки возможности приобретения такого количества транспортных средств являются безосновательными.

Программой предусматривается введение в эксплуатацию нового более экономичного подвижного состава. Ожидается, что удельные расходы топлива автобусами и электроэнергии горэлектротранспортом за счет использования новых, более экономичных машин большой вместимости, снизятся не менее, чем на 8-10%.

Реализация предусмотренных программных мероприятий является единственной возможностью поправить сложившееся положение на пассажирском транспорте города Самары.

Неосуществление программных мероприятий, связанных, в первую очередь, с поставкой транспортных средств, приведет, как минимум, к ряду серьезных последствий и создаст следующие угрозы:

- переход пассажирского транспорта города Самары в состояние, близкое к системному кризису, снижение объема и качества предоставляемых услуг, уровня безопасности транспортных процессов, что особенно опасно;

- невозможность выполнения государственных гарантий по обеспечению минимальных жизненно-необходимых условий транспортной подвижности населения;

- рост негативных последствий от деятельности автомобильного транспорта, в том числе в сфере безопасности и здоровья населения.

Сохранение инвестиций из бюджета города и за счет собственных средств предприятий на сложившемся за последние годы уровне, приведет к снижению численности парка автобусов, осуществляющих городские перевозки, с 906 единиц в 2002 году до 200-250 единиц к 2007 году. Причем затраты на содержание одного автобуса в год будут сравнимы со стоимостью нового автобуса. Средний возраст парка достигнет 17 лет. Численность парка трамвайных вагонов сократится с 422 единиц до 250-300 единиц, из которых почти две трети будут эксплуатироваться с превышением нормативных сроков. Примерно аналогичное положение будет характеризовать парк троллейбусов. При этом обслуживание населения даже на минимальном уровне качества вызовет большие трудности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»