САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 ноября 2002 года N 195
Об утверждении городской целевой программы "Развитие и модернизация пассажирского транспорта города Самары (2003-2007 годы)"
С целью создания условий для повышения качества транспортного обслуживания населения, развития, обновления и модернизации парков транспортных средств, заслушав и обсудив доклад заместителя главы администрации города, руководителя Департамента транспорта Григорова П.П., Самарская Городская Дума
ПОСТАНОВИЛА:
1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие и модернизация пассажирского транспорта города Самары (2003-2007 годы)"(прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет по строительству, землеустройству и коммунальному хозяйству (Вадченко Г.Д.).
Председатель
Городской Думы Г.С. Лиманский
Утверждено Постановлением
Самарской Городской Думы
N 195 от 28.11.2002 г.
Наименование "Развитие и модернизация пассажирского
программы транспорта города Самары (2003-2007 годы)"
(далее: программа)
Основание для Протокол совещания Главы города Самары с
разработки руководителями и трудовыми коллективами
программы муниципальных транспортных предприятий от 9
ноября 2001 года.
Заказчик- Администрация города Самары.
координатор
Основные Департамент транспорта администрации города
разработчики Самары.
программы
Цели и задачи Основная цель программы - создание условий для
программы улучшения транспортного обслуживания населения
за счет повышения эффективности
функционирования пассажирского транспорта
общего пользования.
Для достижения этой цели программой
предусмотрено решение следующих задач:
- реформирование пассажирского транспорта
общего пользования на основе создания
современной нормативной правовой базы,
организационных, финансовых, экономических и
управленческих механизмов;
- повышение качества транспортного
обслуживания за счет совершенствования его
технического и технологического обеспечения,
снижение издержек и сдерживание темпов роста
тарифов на пассажирские перевозки;
- оптимизация структуры парков транспортных
средств и ускорение обновления их состава за
счет приобретения более эффективных
транспортных средств;
- создание современного рынка транспортных
услуг, совершенствование регулирования
предпринимательской деятельности в области
пассажирских перевозок;
- повышение уровня транспортной доступности
территорий и услуг для населения.
Мероприятия программы решают также ряд задач
по повышению безопасности транспортной
деятельности и экологии.
Сроки и этапы Программа рассчитана на 2003-2007 годы.
реализации Реализация программы осуществляется в 2 этапа.
программы На первом этапе (2003-2004 годы) основное
внимание уделяется созданию нормативно-
правового поля технического и методического
обеспечения транспортной деятельности, а также
реформированию организационно-управленческого
механизма отрасли.
В этот же период должно быть начато
осуществление инвестиционных мероприятий,
направленных на модернизацию структуры и
обновление подвижного состава парка
транспортных средств, которое будет продолжено
вплоть до 2007 года, с постепенно нарастающим
темпом по мере улучшения финансовых
возможностей предприятий и бюджета города.
Основные Модернизация подвижного состава.
мероприятия Оптимизация структуры парка транспортных
программы средств.
Модернизация системы диспетчерского управления
пассажирского транспорта.
Поддержка строительства и реконструкции
объектов инфраструктуры.
Совершенствование нормативной правовой базы.
Совершенствование производственно-технической
базы, расширение сервисных услуг.
Реформирование системы и механизмов,
упорядочивающих допуск перевозчиков на рынок
транспортных услуг.
Объемы и Общие затраты на реализацию программы в ценах
источники 2002 г. оцениваются в 1251,36 млн. рублей.
финансирования
Затраты бюджета города Самары на реализацию
программы составят 1241,46 млн. рублей.
Ожидаемые Важнейшие целевые показатели при полном
конечные финансировании программы и государственной
результаты поддержке задач обновления парка пассажирских
реализации транспортных средств следующие:
программы - обновление парка транспортных средств;
- улучшение качества услуг, стабилизация, а
затем и поэтапное снижение наполняемости
салонов в часы "пик";
- снижение средней себестоимости перевозок
пассажиров в городском сообщении до 10%;
- переход отрасли на функционирование в
условиях действия современной нормативно-
законодательной базы;
- поступление в отрасль новых типов
транспортных средств для социально значимых
и приоритетных видов перевозок, отвечающих
по основным параметрам требованиям
международных стандартов и правил, что
приведет к увеличению их ресурса в 1,5-2
раза и снижению эксплуатационных затрат на
25-30%;
- приобретение до 2007 года для этих целей и
замены устаревшего парка 300 городских
автобусов, 130 троллейбусов, 58 трамвайных
вагонов, 8 вагонов для метрополитена.
Система Текущее управление и контроль за ходом
управления и реализации программы осуществляет Департамент
контроля за ходом транспорта администрации города Самары.
реализации Отчеты о выполнении мероприятий программы
программы представляются исполнителями и утверждаются на
заседаниях Коллегии администрации города один
раз в полугодие.
Оценка выполнения программы осуществляется
Самарской Городской Думой ежегодно по плановым
и фактически достигнутым результатам.
Контроль за целевым использованием бюджетных
средств осуществляет Департамент финансов
администрации города Самары.
Настоящая программа включает мероприятия, относящиеся к пассажирскому транспорту города Самары - автомобильному, наземному электрическому транспорту, метрополитену, а также к их инфраструктуре.
Поскольку проблемы реформирования и модернизации пассажирского транспорта тесно связаны с другими секторами городского хозяйства, в реализации программы в той или иной мере предусматривается взаимодействие с другими отраслями городского хозяйства.
Программа предусматривает:
- создание условий для удовлетворения потребностей населения в услугах автомобильного и городского электрического транспорта, повышение качества этих услуг, совершенствования материально-технической и технологической базы, повышение транспортной доступности при приемлемых тарифах, повышение надежности и безопасности функционирования;
- использование более эффективных возможностей для улучшения эксплуатационной деятельности и процессов модернизации технического и технологического обеспечения, оптимизацию затрат на модернизацию и транспортные издержки;
- совершенствование нормативной правовой базы для эффективного реформирования отрасли и обновления транспортных средств;
- совершенствование регулирования транспортных услуг, повышения технического уровня эксплуатируемой техники.
Особое социальное значение имеет повышение безопасности перевозок пассажиров и обеспечение доступности всех видов пассажирского транспорта города Самары всем слоям населения.
В результате решения программных мероприятий планируется достичь следующих результатов:
- улучшение функционирования транспортного комплекса за счет совершенствования систем управления, нормативной правовой базы, координации и взаимодействия органов власти на всех уровнях и предприятий, согласованного и четкого взаимодействия видов пассажирского транспорта города Самары;
- создание условий поэтапного обновления парка автобусов, троллейбусов и трамваев, вагонов метрополитена и на этой основе постепенное повышение качества транспортных услуг, снижение себестоимости и обеспечение сдерживания темпов роста тарифов;
- сокращение финансовых издержек и расхода материально-технических ресурсов, требуемых на эксплуатацию и модернизацию пассажирского транспорта;
- создание условий для функционирования цивилизованного рынка транспортных услуг, контроля качества предоставляемых услуг;
- создание нормативной правовой базы, адаптированной к рыночным условиям работы пассажирского транспорта города Самары.
В программе употребляются следующие сокращения:
- Департамент транспорта - Департамент транспорта администрации города Самары;
- МУП ТТУ - муниципальное унитарное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление г. Самары";
- МУП СПАТК-1 - муниципальное унитарное предприятие Самарский пассажирский автотранспортный комбинат N 1;
- МУП СПАТП-2 - муниципальное унитарное предприятие Самарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2 (N 3, N 4, N 5 - соответственно);
- МУП "Пассажиртранссервис" - муниципальное унитарное предприятие " Пассажиртранссервис";
- МУП "Самарский метрополитен" - муниципальное унитарное предприятие "Самарский метрополитен";
- ГИБДД - отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения города Самары;
- РТИ - Самарское областное отделение Российской транспортной инспекции.
К началу 2002 года состояние и функционирование пассажирского транспорта города Самары характеризуются рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить сложные проблемы, для чего в ряде случаев требуются значительные объемы капиталовложений, совершенствование нормативной правовой базы, оздоровление финансового состояния предприятий и усиление государственной поддержки.
К числу основных недостатков, определяющих сущность проблемной ситуации, относятся:
- отсутствие современного законодательно-правового, нормативного и методического обеспечения развития и функционирования пассажирского транспорта;
- неустойчивое финансовое состояние большинства транспортных предприятий, большие задолженности у многих из них, серьезный дефицит финансовых ресурсов в пассажирской отрасли, что привело к отсутствию инвестиционной активности, в первую очередь в части приобретения транспортных средств;
- значительная часть общественного транспорта предельно изношена и морально устарела; неудовлетворительное состояние парков автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитенов, в которых более 80% транспортных средств эксплуатируются за пределами амортизационных сроков, сильно изношены и требуют больших затрат на их ремонт и поддержание на приемлемом уровне технического состояния;
- низкие технический уровень, качество, надежность и конкурентоспособность большинства пассажирских транспортных средств на рынке транспортных услуг;
- неполное возмещение из бюджетов всех уровней затрат пассажирского транспорта по обслуживанию пассажиров льготных категорий;
- низкая эффективность действующих систем государственного регулирования транспортной деятельности и ослабление ее государственной поддержки, в первую очередь городского транспорта и развития инфраструктуры (производственно-технической и сервисной базы, информационных систем и др.);
- снижение уровня безопасности функционирования пассажирского транспорта;
- сокращается численность и увеличивается средний возраст подвижного состава муниципальных предприятий пассажирского транспорта города Самары;
- технический уровень подвижного состава не отвечает требованиям по экономичности, безопасности и уровню воздействия на окружающую среду.
Осуществление мероприятий, в первую очередь в части улучшения технического обеспечения транспортных процессов, потребует значительных капитальных вложений, что вызвано критическим состоянием парка транспортных средств, до 80% которых требуют срочной замены, поскольку они уже исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Поэтому возникла необходимость выполнять существенно больший объем ремонтных работ и сокращать периодичность технического обслуживания, возрастает расход топливно-энергетических ресурсов, снижается уровень эксплуатационной, дорожной и экологической безопасности и, как следствие, качество предоставляемых населению услуг.
Указанные выше факторы, усугубившиеся вследствие систематического повышения цен на транспортные средства, топливо, запасные части и агрегаты, эксплуатационные материалы, привели к значительному увеличению затрат, росту себестоимости перевозок и тарифов.
Поступление в парки ежегодно не менее 50 современных автобусов, до 20 троллейбусов и 10 трамвайных вагонов для выполнения городских перевозок пассажиров позволило бы сохранить или даже несколько улучшить качество услуг. Без инвестиционной поддержки возможности приобретения такого количества транспортных средств являются безосновательными.
Программой предусматривается введение в эксплуатацию нового более экономичного подвижного состава. Ожидается, что удельные расходы топлива автобусами и электроэнергии горэлектротранспортом за счет использования новых, более экономичных машин большой вместимости, снизятся не менее, чем на 8-10%.
Реализация предусмотренных программных мероприятий является единственной возможностью поправить сложившееся положение на пассажирском транспорте города Самары.
Неосуществление программных мероприятий, связанных, в первую очередь, с поставкой транспортных средств, приведет, как минимум, к ряду серьезных последствий и создаст следующие угрозы:
- переход пассажирского транспорта города Самары в состояние, близкое к системному кризису, снижение объема и качества предоставляемых услуг, уровня безопасности транспортных процессов, что особенно опасно;
- невозможность выполнения государственных гарантий по обеспечению минимальных жизненно-необходимых условий транспортной подвижности населения;
- рост негативных последствий от деятельности автомобильного транспорта, в том числе в сфере безопасности и здоровья населения.
Сохранение инвестиций из бюджета города и за счет собственных средств предприятий на сложившемся за последние годы уровне, приведет к снижению численности парка автобусов, осуществляющих городские перевозки, с 906 единиц в 2002 году до 200-250 единиц к 2007 году. Причем затраты на содержание одного автобуса в год будут сравнимы со стоимостью нового автобуса. Средний возраст парка достигнет 17 лет. Численность парка трамвайных вагонов сократится с 422 единиц до 250-300 единиц, из которых почти две трети будут эксплуатироваться с превышением нормативных сроков. Примерно аналогичное положение будет характеризовать парк троллейбусов. При этом обслуживание населения даже на минимальном уровне качества вызовет большие трудности.