Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие культуры села" на 2003-2005 годы (с изменениями на 1 апреля 2004 года)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В настоящее время в мире происходят процессы глобализации, что постепенно приводит к выравниванию образа и уровня жизни в крупных городах и небольших населенных пунктах, формированию урбанизированных, высокоцивилизованных провинциальных сообществ.

Тенденция к глобализации характерна и для России, и, в частности, для Самарской области. Происходит постоянный отток населения из сельских районов в областные центры, малые города. Вместе с тем для любого многонационального сообщества свойственно стремление к локализации традиционных культур в местах компактного проживания их носителей. Для сохранения и развития сельской провинции - естественной сферы функционирования самобытной национальной культуры - необходимо формирование ее качественно нового социокультурного пространства.

Однако современный уровень развития села, существующая инфраструктура, в том числе состояние материально-технической базы, степень квалифицированности кадров не адекватны историческому времени. Подобная ситуация не позволяет сегодня создать в селе приближенные к городским условия жизни, обеспечить его жителям равный с горожанами доступ к образовательным и культурным ценностям, а, следовательно, способствовать формированию целостной личности сельчанина. Поэтому необходима разработка мер поэтапной модернизации существующего социокультурного пространства.

Настоящая Программа является программой переходного периода. Она рассматривает культуру как важнейшую гуманитарную составляющую, реальный и эффективный ресурс и инструмент социально-экономического развития сельских территорий, где проживают 19,6% жителей области.

Программа предлагает стратегию культурной политики, ориентированную на сохранение исторически сложившихся национально-культурных ландшафтов, самобытных традиций народной культуры, преемственности поколений, формирование совокупности культурных ценностей современного сельского бытия, включающей в себя любовь к малой родине, осознание значимости семьи, чувства дома, установку на качественный труд, содержательные формы досуга.

В условиях структурной перестройки экономики в период радикальных социально-культурных преобразований шкала ценностей общества, особенно молодежи, доля которой в сельской местности, по данным Самарского областного комитета государственной статистики за 2000 год, составляет 24,1% от общей численности сельского населения области, претерпела значительные изменения. Сложные процессы, происходящие в современном развитии села, характеризуются утратой духовно-нравственных ориентиров, вымыванием из общественного сознания традиционных ценностей и их заменой на инокультурные ценностные идентификаторы. Растут показатели девиантного поведения в молодежной среде, уменьшается количество заключаемых браков, растет число разводов. В связи с этим Программа в качестве доминирующих приоритетов определяет формирование таких ценностных ориентиров, которые смогут максимально способствовать не только решению проблем определенных категорий и групп населения в сельской местности, но и создадут условия развития историко-культурной самобытности территории и блокирования возможных источников социальной напряженности. Необходимо осуществление системы мер социального, экономического, правового и организационного характера, включающих модернизацию и дальнейшее развитие инфраструктуры культуры, расширение информационного пространства, внедрение принципов культурного взаимодействия и толерантности в жизнь сельских сообществ. Реализация этих мер станет основой для создания качественно новой, духовно насыщенной сельской социокультурной среды, которая будет способствовать формированию у современного сельчанина всей совокупности вышеназванных непреложных общечеловеческих ценностей.

На сегодняшний день существуют следующие основные группы проблем, не позволяющие достичь поставленной цели:

материально-техническое обеспечение сельских учреждений культуры;

кадровое обеспечение;

эффективность и качество культурно-досуговой деятельности.

По данным на 2001 год, в Самарской области в сельской местности работают 790 клубов, домов и дворцов культуры, 614 библиотек, 10 музеев.

Главной проблемой ресурсного характера является материально-техническое обеспечение сельских учреждений культуры. В настоящее время необходимо строительство 11 клубных учреждений в Безенчукском, Борском, Красноармейском, Сергиевском, Ставропольском, Шигонском районах. Капитального ремонта требуют 219 сельских учреждений культуры области.

Недостаточно средств выделяется на улучшение материально-технической базы и обеспечение деятельности сельских музеев и библиотек. Площади некоторых районных детских библиотек не превышают 20-40 кв. метров. В Елховской и Камышлинской центральных детских библиотеках отсутствуют читальные залы. Морально и физически устарела литература (до 70-80%). Ежегодно с 1990 года в области наблюдается уменьшение объема новых поступлений в фонды библиотек. В результате совокупный объем книжного фонда сельских библиотек за последние 10 лет уменьшился более чем на 500 тысяч экземпляров. Во всех сельских музеях и библиотеках отсутствуют технические средства охраны. Музеи не располагают оснащенными современным оборудованием фондохранилищами. Нет средств на реставрацию экспонатов. Если в 1998 году число экспонатов, требующих реставрации, составляло 3820 единиц, то в 2000 году - 7434 единицы.

Одной из важнейших проблем является отсутствие возможности выхода в единое информационное пространство через систему Интернет из-за неукомплектованности всех сельских учреждений культуры современным компьютерным оборудованием и отсутствия квалифицированных специалистов.

Существенной проблемой развития культуры села является недостаточная кадровая обеспеченность сельских учреждений культуры. В Клявлинском, Шигонском, Кинель-Черкасском районах обеспеченность специалистами в клубных учреждениях составляет от 29 до 34%. Богатовский район обеспечен специалистами отрасли культуры на 49%. Сложившееся положение обусловливает необходимость целевой подготовки специалистов-хореографов, руководителей народных хоровых коллективов, оркестров народных инструментов, организаторов и постановщиков культурно-досуговых программ, библиотекарей. Необходима организация повышения квалификации работников сельских учреждений культуры.

Следствием обозначенных проблем стало снижение эффективности и качества культурно-досуговой деятельности в сельской местности. Сократилось количество клубных мероприятий, детских клубных формирований, коллективов художественной самодеятельности, гастрольных выступлений профессиональных коллективов. Если в 1996 году на селе было проведено 812 спектаклей и концертов, на которых присутствовало 304,8 тысячи зрителей, то в 2000 году было проведено 618 спектаклей и концертов, на которых присутствовало 124,6 тысячи зрителей. Постоянно увеличивается разрыв между культурными потребностями сельского населения области и возможностями их удовлетворения.

Изменения, в которых сегодня нуждается село, должны коснуться культуры труда, быта, досуга сельчанина. На это направлены комплекс программных мероприятий, а также система модернизации инфраструктуры культуры. Осуществление современной социокультурной политики, обеспечение современного и устойчивого качества сельской жизни невозможно без правового просвещения сельских жителей. Программа предусматривает ряд мероприятий, способствующих формированию правовой культуры жителей села.

Настоящая Программа нацелена на качественное изменение ценностных ориентаций современного сельчанина, особенно молодого поколения, моделей его поведения и образа жизни, предлагает оптимальные варианты и направления культурного развития территорий с учетом их специфики, самобытности, имеющихся ресурсов.

План основных мероприятий настоящей Программы сформирован на основе предложений сельских территорий и отражает их насущные проблемы и потребности в области культуры.

Основными принципами и критериями отбора муниципальных образований, на территории которых предусмотрена реализация мероприятий Программы, являются сложившиеся традиционные и инновационные формы работы, наличие кадрового потенциала и существующая материальная база.

Настоящая Программа учитывает специфику Самарской области как сложной агломерационной структуры, представляющей достаточно урбанизированную территорию с густой сетью сельских поселений, где границы между городом и селом весьма условны и динамичны. Здесь будут созданы возможности для более полного использования культурного потенциала агломерационных образований, взаимообогащения культуры города и села.

Осуществление настоящей Программы будет содействовать реализации перспективного культурно-туристического потенциала области, создаст возможность активно использовать мировой опыт социального участия и партнерства в сельской местности. В перспективе возможно сотрудничество с Европейским советом по селам и малым городам и соответствующим российским комитетом.

Таким образом, структурообразующими принципами настоящей Программы являются принцип преемственности духовно-нравственных традиций культуры территории и принцип средового подхода, которые, с одной стороны, обеспечивают духовный и интеллектуальный рост, закрепление и передачу духовного опыта, уважение к истории, традициям и национальной самобытности, а с другой - оптимизацию "зоны ближайшего развития" личности.

Настоящая Программа позволит:

через осуществление конкретных актуальных целевых мероприятий сохранить и по-новому интерпретировать культурное наследие, заложить фундамент для создания современного социокультурного пространства села;

определить перспективные "точки роста" в сельских населенных пунктах Самарской области - сфер, где будут разработаны тщательно продуманные стратегии развития.

Настоящая Программа носит "рамочный" характер. Она предполагает создание открытых зон участия, что позволит включать на различных этапах ее реализации новых партнеров. В ходе осуществления Программы будет проведен мониторинг социокультурных инноваций в инфраструктуре села во временном интервале с 2003 по 2005 год и определятся наиболее перспективные направления работы до 2020 года.

Решение актуальных задач государственной политики в сфере сохранения, развития и модернизации традиционной и формирования современной культуры села требует комплексного подхода, научной организации всей работы, проведения согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий в рамках настоящей Программы.