САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
07 октября 2002 года N 66-ГД
Об утверждении областной целевой программы "Развитие культуры села" на 2003-2005 годы
Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 214 от 24.09.2002 г.
___________________________________________________
Изменения:
Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 54-ГД
___________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие культуры села" на 2003-2005 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Развитие
ПРОГРАММЫ культуры села" на 2003-2005 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение вице-губернатора Самарской области
РЕШЕНИЯ О от 15.01.2002 N 6-20/262
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - департамент культуры Администрации области
ИСПОЛНИТЕЛЬ (министерство культуры, молодежной
ПРОГРАММЫ политики и спорта Самарской области)
ОСНОВНОЙ - департамент культуры Администрации области
РАЗРАБОТЧИК (министерство культуры, молодежной
ПРОГРАММЫ политики и спорта Самарской области)
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - формирование совокупности культурных
ценностей современного сельского бытия
ЗАДАЧИ - развитие культуры села как важнейшей
ПРОГРАММЫ гуманитарной составляющей социально-
экономического прогресса;
обеспечение единства социально-экономического
и культурного развития села в их историческом
контексте и связи с социокультурной
традицией;
сохранение и возрождение села как устойчивого
социокультурного пространства,
предоставляющего возможность интеграции его
жителей с целью осознания чувства дома, малой
родины;
формирование устойчивых механизмов
взаимодействия областных, территориальных,
местных органов управления культурой, а также
учреждений культуры в осуществлении
реализации мероприятий Программы;
обеспечение привлечения всех жителей села к
участию в процессе возрождения и развития
социокультурной сферы и, следовательно,
укрепления семьи;
возрождение на основе ценностей рода, семьи,
трудовой династии ценностных установок на
качественный труд, воспитание культуры труда,
адекватной требованиям современной экономики;
предоставление жителям села возможности
реализовать себя в органичных для каждого
возраста формах эмоционально-духовной жизни,
организации творческого досуга;
укрепление исторически сложившихся сельских
национальных и конфессиональных сообществ
путем сохранения и развития их национальных
традиций и культурного диалога;
расширение информационного пространства,
внедрение принципов культурного
взаимодействия и толерантности в жизнь
сельских сообществ;
культивирование и развитие компонентов
профессионального и самодеятельного народного
творчества как основы культурной жизни в
сельской местности;
выявление, укрепление и поддержка локальных
центров и мастеров-носителей традиционной
народной культуры;
модернизация и развитие инфраструктуры
культуры в сельской местности;
обеспечение кадрового сопровождения развития
культуры села;
формирование правовой культуры сельских
жителей
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2003-2005 годы
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ - совершенствование форм и методов культурно-
МЕРОПРИЯТИЯ досуговой деятельности в сельской местности,
ПРОГРАММЫ способствующих формированию культуры труда,
быта, досуга, воспитанию чувства патриотизма,
любви к малой родине;
развитие существующих и внедрение
инновационных форм социокультурного
взаимодействия на селе;
поддержка национальных традиций этносов
Самарской области, развитие ценностей
национальной культуры;
развитие и модернизация инфраструктуры
отрасли культуры в селах Самарской области;
кадровое сопровождение и повышение
профессиональной компетенции работников
социокультурной сферы
ИСПОЛНИТЕЛИ - департамент по строительству, архитектуре,
ПРОГРАММЫ жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству
Администрации области (министерство
строительства Самарской области), департамент
науки и образования Администрации области
(министерство образования и науки Самарской
области), департамент социальной защиты
населения Администрации области (министерство
труда и социального развития Самарской
области), департамент здравоохранения
Администрации области (министерство
здравоохранения Самарской области),
департамент международных отношений Самарской
области (министерство экономического
развития, инвестиций и торговли Самарской
области, органы местного самоуправления (по
согласованию)
ОБЪЕМЫ И - общая стоимость реализации мероприятий
ИСТОЧНИКИ Программы составляет 178504 тыс. рублей, в
ФИНАНСИРОВАНИЯ том числе за счет средств:
ПРОГРАММЫ областного бюджета - 110366 тыс. рублей, из
них:
в 2003 году - 43464 тыс. рублей;
в 2004 году - 41037,5 тыс. рублей;
в 2005 году - 25814,5 тыс. рублей;
местных бюджетов - 68188 тыс. рублей, из
них:
в 2003 году - 29110 тыс. рублей;
в 2004 году - 28853,5 тыс. рублей;
в 2005 году - 10224,5 тыс. рублей;
из них кап. вложений - 58306 тыс. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - формирование совокупности культурных
РЕЗУЛЬТАТЫ ценностей бытия у жителей сельской местности
РЕАЛИЗАЦИИ Самарской области;
ПРОГРАММЫ формирование сельских сообществ Самарской
области в традиционных и новых социально-
культурных формах, предоставляющих
возможности для полноценной реализации
личности;
внедрение образцов жизненного уклада,
ориентированных на уважение к родословной и
семейным традициям, качественный труд с
использованием современных технологий,
цивилизованный быт, активный досуг;
повышение эффективности и качества культурно-
досуговой деятельности в сельской местности;
становление системы культурно-просветительной
работы, направленной на формирование правовой
культуры сельчан, потребности в приобщении к
ценностям традиционной и современной
культуры, развитие самодеятельного
творчества, повышение квалификации работников
сферы культуры
СИСТЕМА - координацию работ и контроль за исполнением
ОРГАНИЗАЦИИ Программы осуществляет департамент культуры
КОНТРОЛЯ ЗА Администрации области (министерство культуры,
ИСПОЛНЕНИЕМ молодежной политики и спорта Самарской
ПРОГРАММЫ области), контроль за целевым использованием
бюджетных средств - департамент управления
финансами Администрации области (министерство
управления финансами Самарской области).
Исполнители мероприятий Программы несут
ответственность за их качественное и
своевременное выполнение, рациональное
использование выделяемых финансовых средств
В настоящее время в мире происходят процессы глобализации, что постепенно приводит к выравниванию образа и уровня жизни в крупных городах и небольших населенных пунктах, формированию урбанизированных, высокоцивилизованных провинциальных сообществ.
Тенденция к глобализации характерна и для России, и, в частности, для Самарской области. Происходит постоянный отток населения из сельских районов в областные центры, малые города. Вместе с тем для любого многонационального сообщества свойственно стремление к локализации традиционных культур в местах компактного проживания их носителей. Для сохранения и развития сельской провинции - естественной сферы функционирования самобытной национальной культуры - необходимо формирование ее качественно нового социокультурного пространства.
Однако современный уровень развития села, существующая инфраструктура, в том числе состояние материально-технической базы, степень квалифицированности кадров не адекватны историческому времени. Подобная ситуация не позволяет сегодня создать в селе приближенные к городским условия жизни, обеспечить его жителям равный с горожанами доступ к образовательным и культурным ценностям, а, следовательно, способствовать формированию целостной личности сельчанина. Поэтому необходима разработка мер поэтапной модернизации существующего социокультурного пространства.
Настоящая Программа является программой переходного периода. Она рассматривает культуру как важнейшую гуманитарную составляющую, реальный и эффективный ресурс и инструмент социально-экономического развития сельских территорий, где проживают 19,6% жителей области.
Программа предлагает стратегию культурной политики, ориентированную на сохранение исторически сложившихся национально-культурных ландшафтов, самобытных традиций народной культуры, преемственности поколений, формирование совокупности культурных ценностей современного сельского бытия, включающей в себя любовь к малой родине, осознание значимости семьи, чувства дома, установку на качественный труд, содержательные формы досуга.
В условиях структурной перестройки экономики в период радикальных социально-культурных преобразований шкала ценностей общества, особенно молодежи, доля которой в сельской местности, по данным Самарского областного комитета государственной статистики за 2000 год, составляет 24,1% от общей численности сельского населения области, претерпела значительные изменения. Сложные процессы, происходящие в современном развитии села, характеризуются утратой духовно-нравственных ориентиров, вымыванием из общественного сознания традиционных ценностей и их заменой на инокультурные ценностные идентификаторы. Растут показатели девиантного поведения в молодежной среде, уменьшается количество заключаемых браков, растет число разводов. В связи с этим Программа в качестве доминирующих приоритетов определяет формирование таких ценностных ориентиров, которые смогут максимально способствовать не только решению проблем определенных категорий и групп населения в сельской местности, но и создадут условия развития историко-культурной самобытности территории и блокирования возможных источников социальной напряженности. Необходимо осуществление системы мер социального, экономического, правового и организационного характера, включающих модернизацию и дальнейшее развитие инфраструктуры культуры, расширение информационного пространства, внедрение принципов культурного взаимодействия и толерантности в жизнь сельских сообществ. Реализация этих мер станет основой для создания качественно новой, духовно насыщенной сельской социокультурной среды, которая будет способствовать формированию у современного сельчанина всей совокупности вышеназванных непреложных общечеловеческих ценностей.
На сегодняшний день существуют следующие основные группы проблем, не позволяющие достичь поставленной цели:
материально-техническое обеспечение сельских учреждений культуры;
кадровое обеспечение;
эффективность и качество культурно-досуговой деятельности.
По данным на 2001 год, в Самарской области в сельской местности работают 790 клубов, домов и дворцов культуры, 614 библиотек, 10 музеев.
Главной проблемой ресурсного характера является материально-техническое обеспечение сельских учреждений культуры. В настоящее время необходимо строительство 11 клубных учреждений в Безенчукском, Борском, Красноармейском, Сергиевском, Ставропольском, Шигонском районах. Капитального ремонта требуют 219 сельских учреждений культуры области.
Недостаточно средств выделяется на улучшение материально-технической базы и обеспечение деятельности сельских музеев и библиотек. Площади некоторых районных детских библиотек не превышают 20-40 кв. метров. В Елховской и Камышлинской центральных детских библиотеках отсутствуют читальные залы. Морально и физически устарела литература (до 70-80%). Ежегодно с 1990 года в области наблюдается уменьшение объема новых поступлений в фонды библиотек. В результате совокупный объем книжного фонда сельских библиотек за последние 10 лет уменьшился более чем на 500 тысяч экземпляров. Во всех сельских музеях и библиотеках отсутствуют технические средства охраны. Музеи не располагают оснащенными современным оборудованием фондохранилищами. Нет средств на реставрацию экспонатов. Если в 1998 году число экспонатов, требующих реставрации, составляло 3820 единиц, то в 2000 году - 7434 единицы.
Одной из важнейших проблем является отсутствие возможности выхода в единое информационное пространство через систему Интернет из-за неукомплектованности всех сельских учреждений культуры современным компьютерным оборудованием и отсутствия квалифицированных специалистов.
Существенной проблемой развития культуры села является недостаточная кадровая обеспеченность сельских учреждений культуры. В Клявлинском, Шигонском, Кинель-Черкасском районах обеспеченность специалистами в клубных учреждениях составляет от 29 до 34%. Богатовский район обеспечен специалистами отрасли культуры на 49%. Сложившееся положение обусловливает необходимость целевой подготовки специалистов-хореографов, руководителей народных хоровых коллективов, оркестров народных инструментов, организаторов и постановщиков культурно-досуговых программ, библиотекарей. Необходима организация повышения квалификации работников сельских учреждений культуры.
Следствием обозначенных проблем стало снижение эффективности и качества культурно-досуговой деятельности в сельской местности. Сократилось количество клубных мероприятий, детских клубных формирований, коллективов художественной самодеятельности, гастрольных выступлений профессиональных коллективов. Если в 1996 году на селе было проведено 812 спектаклей и концертов, на которых присутствовало 304,8 тысячи зрителей, то в 2000 году было проведено 618 спектаклей и концертов, на которых присутствовало 124,6 тысячи зрителей. Постоянно увеличивается разрыв между культурными потребностями сельского населения области и возможностями их удовлетворения.
Изменения, в которых сегодня нуждается село, должны коснуться культуры труда, быта, досуга сельчанина. На это направлены комплекс программных мероприятий, а также система модернизации инфраструктуры культуры. Осуществление современной социокультурной политики, обеспечение современного и устойчивого качества сельской жизни невозможно без правового просвещения сельских жителей. Программа предусматривает ряд мероприятий, способствующих формированию правовой культуры жителей села.
Настоящая Программа нацелена на качественное изменение ценностных ориентаций современного сельчанина, особенно молодого поколения, моделей его поведения и образа жизни, предлагает оптимальные варианты и направления культурного развития территорий с учетом их специфики, самобытности, имеющихся ресурсов.
План основных мероприятий настоящей Программы сформирован на основе предложений сельских территорий и отражает их насущные проблемы и потребности в области культуры.
Основными принципами и критериями отбора муниципальных образований, на территории которых предусмотрена реализация мероприятий Программы, являются сложившиеся традиционные и инновационные формы работы, наличие кадрового потенциала и существующая материальная база.
Настоящая Программа учитывает специфику Самарской области как сложной агломерационной структуры, представляющей достаточно урбанизированную территорию с густой сетью сельских поселений, где границы между городом и селом весьма условны и динамичны. Здесь будут созданы возможности для более полного использования культурного потенциала агломерационных образований, взаимообогащения культуры города и села.
Осуществление настоящей Программы будет содействовать реализации перспективного культурно-туристического потенциала области, создаст возможность активно использовать мировой опыт социального участия и партнерства в сельской местности. В перспективе возможно сотрудничество с Европейским советом по селам и малым городам и соответствующим российским комитетом.