САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 сентября 2002 года N 223
О проекте закона Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области"
Рассмотрев внесенный комитетом по промышленности, строительству, ТЭК, транспорту, связи и торговле в порядке законодательной инициативы проект закона Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области", Самарская Губернская Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
2. Направить данный Закон Губернатору Самарской области для подписания и официального опубликования.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы В.Ф. Сазонов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области"
Закон Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области" разработан в целях приведения указанного Закона в соответствие с федеральным законодательством по протесту прокурора Самарской области от 28.06.2002 г. N 7-04-195-02 на части 9, 10 статьи 4, пункты 1 и 7 статьи 10 и пункт 6 статьи 14 Закона.
Частями 9 и 10 статьи 4 Закона Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области" (далее - Закон) к ведению Администрации Самарской области, в частности, отнесены следующие вопросы:
- запрещение строительства на территории области многоотходных и выделяющих опасные отходы объектов;
- выдача разрешений на размещение, переработку, складирование и захоронение отходов.
Данные нормы подлежат исключению из текста Закона по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Следовательно, органы государственной власти Самарской области не вправе запретить указанные выше виды деятельности при наличии у природопользователя положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно части третьей пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по обращению (то есть сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению) опасных отходов.
Лицензирование деятельности по обращению отходов, не относящихся к опасным, федеральным законодательством не предусмотрено.
Следовательно, Администрация Самарской области не вправе выдавать разрешения на размещение, переработку, складирование и захоронение отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона разрешения на размещение отходов в порядке, установленном действующим законодательством, выдает Государственный комитет по охране окружающей среды Самарской области.
Согласно пунктам 2 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды упразднен, его функции переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Кроме того, как уже было указано выше, лицензированию подлежит только деятельность по обращению с опасными отходами.
Таким образом, пункт 1 статьи 10 Закона подлежит исключению.
Пунктом 7 статьи 10 запрещен ввоз на территорию области опасных отходов с целью их захоронения.
Вместе с тем, в пункте 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определен перечень мест, где запрещается захоронение отходов:
"Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселении, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.".
Учитывая огромную социально-экономическую значимость данного вопроса и в целях обеспечения экологической безопасности населения, проживающего на территории области, в проекте предлагается изложить рассматриваемый пункт статьи 10 в следующей редакции:
"Запрещается ввоз на территорию Самарской области опасных отходов с целью захоронения без положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектам строительства специальных хранилищ и согласования с Администрацией Самарской области ".
В пункте 6 статьи 14 определено, что "предоставление недр в пользование с целью организации объектов размещения отходов осуществляется на основании лицензии или иного разрешение, выдаваемого Комитетом по геологии и использованию недр Самарской области, в порядке, установленном законодательством РФ ".
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О недрах" выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726, федеральным органом управления государственным фондом недр является Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
В связи с этим норма пункта 6 статьи 14 приведена в соответствие с федеральным законодательством.
ПЕРЕЧЕНЬ
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению, дополнению или принятию в случае принятия закона Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области"
В случае принятия закона Самарской области "О внесении изменении в Закон Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области" не требуется отмены, изменения, дополнения или принятия законов и иных нормативных правовых актов Самарской области.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта закона Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области"
Реализация закона Самарской области "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области" не потребует дополнительных финансовых затрат областного бюджета.
СПРАВКА
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Правовое регулирование отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. от 13 марта, 21 марта 2002 г.).
2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изм. от 29 декабря 2000 г.).
3. Закон Самарской области от 17 декабря 1998 г. N 28-ГД "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области".