ЗАКОН
16 ноября 2001 года № 79-ГД
Об утверждении областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2008 годы
(с изменениями на 11 марта 2005 года)
__________________________________________________
Изменения:
Закон Самарской области от 11 марта 2005 г. № 91-ГД;
Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 43-ГД
__________________________________________________
Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 288 от 30.10.2001 г.
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2008 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
К.А. Титов
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Развитие авиации
ПРОГРАММЫ общего назначения (малой авиации) в Самарской
области" на 2001-2008 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение Губернатора области от 11.08.2000
РЕШЕНИЯ N 1-20/77
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - некоммерческое партнерство "Легкая авиация",
ИСПОЛНИТЕЛЬ включающее следующих участников:
ПРОГРАММЫ общество с ограниченной ответственностью
(далее - ООО) "Гидроплан", ООО "Аэропракт",
закрытое акционерное общество (далее - ЗАО)
"Промакс", Самарский государственный
аэрокосмический университет имени академика
С.П. Королева (далее - СГАУ), Ассоциация
"Большая Волга" по экономическому
взаимодействию республик и областей Поволжья
Российской Федерации, командитное товарищество
(товарищество на вере) "Аудиторская фирма
"ЛиК", открытое акционерное общество (далее -
ОАО) "Малая авиация Волжского региона", ОАО
"Научно-производственное объединение
"Поволжский авиационный технологический
институт", ОАО "Объединенная компания
"Сибирский алюминий", ОАО "Поволжский
научно-исследовательский институт материалов и
технологий авиационных двигателей", ОАО
"Самарское конструкторское бюро
машиностроения" (далее - НП "Легкая авиация")
ОСНОВНЫЕ - участники НП "Легкая авиация"
РАЗРАБОТЧИКИ
ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - создание отрасли малой авиации как
ПРОГРАММЫ составляющей экономического развития Самарской
области.
Задачи Программы:
сохранение, развитие и создание
материально-технической базы для разработки и
производства малой авиационной техники на базе
реструктуризации существующих предприятий и
оптимизации межхозяйственных связей;
расширение рынка услуг малой авиации путем
продвижения товаров и услуг на отечественный и
мировой рынки;
развитие эксплуатационной инфраструктуры
малой авиации;
сохранение и развитие научно-технического
потенциала области путем внедрения новейших
информационных, наукоемких, исследовательских,
методических, финансовых технологий, повышения
уровня подготовки квалифицированных кадров для
субъектов малой авиации;
координация и реализация совместных программ
субъектов малой авиации, в том числе и
международных проектов в области разработки,
производства и эксплуатации малой авиации
СРОКИ И ЭТАПЫ - 2001-2005 годы.
РЕАЛИЗАЦИИ Этапы Программы:
ПРОГРАММЫ I этап - 2001 год;
II этап - 2002 год;
III этап - 2003-2008 годы
ПЕРЕЧЕНЬ - основные программные мероприятия,
ОСНОВНЫХ систематизирующиеся по направлениям расширения
МЕРОПРИЯТИЙ и развития рынка услуг малой авиации, создания
ПРОГРАММЫ малой авиационной техники,
научно-методического обеспечения отрасли малой
авиации:
определение наиболее эффективных механизмов
взаимодействия всех субъектов малой авиации,
выработка и осуществление оптимальных
тактических и стратегических решений для
достижения цели Программы;
разработка и внедрение прогрессивных
информационных, научно-методических,
технологических и иных систем обеспечения
деятельности субъектов малой авиации;
развитие системы продвижения товаров и
услуг, производимых субъектами малой авиации;
оптимизация использования имеющихся ресурсов
Самарской области (финансовых, материальных,
интеллектуальных), направленных на создание
эффективной инфраструктуры малой авиации;
создание объективных предпосылок для
распространения положительного опыта в
реализации Программы на уровне субъектов
Приволжского федерального округа
ИСПОЛНИТЕЛИ - участники НП "Легкая авиация", ЗАО "Центр
ПРОГРАММЫ перспективных технологий", государственные
структуры авиационного профиля, отраслевые
научно-исследовательские институты (далее -
НИИ), другие организации и
высококвалифицированные специалисты,
привлекаемые головным исполнителем Программы
ОБЪЕМЫ И - разработка Программы - 700 тыс. рублей,
ИСТОЧНИКИ в том числе за счет средств:
ФИНАНСИРОВАНИЯ областного бюджета - 200 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 500 тыс. рублей.
Финансовые затраты на реализацию Программы
составят 299 050 тыс. рублей, в том числе за
счет средств:
областного бюджета - 30 300 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 268 750 тыс. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - формирование инфраструктуры эксплуатации малой
РЕЗУЛЬТАТЫ авиации, организация сертифицированных
РЕАЛИЗАЦИИ производств авиатехники и оборудования, что
ПРОГРАММЫ явится основой отрасли малой авиации;
сохранение и развитие интеллектуального и
научного потенциала области;
эффективная и стабильная работа существующих
и вновь создаваемых предприятий всех форм
собственности, функционирующих не только в
сфере малой авиации, но и в других отраслях
экономики Самарской области;
создание малой авиационной техники,
конкурентоспособной как на российском, так и
на международном рынках;
повышение экономической эффективности многих
отраслей экономики Самарской области;
частичная стабилизация рынка труда области,
создание новых рабочих мест;
повышение инвестиционной привлекательности
Самарской области;
увеличение поступлений в областной бюджет от
субъектов малой авиации;
становление Самарской области как центра
развития малой авиации в Российской Федерации;
усовершенствование законодательно-правовой
базы с учетом интересов субъектов малой
авиации;
развитие новых технологий, имеющих обширное
народно-хозяйственное значение;
возможность использования накопленного опыта
в других регионах России
ОРГАНИЗАЦИЯ - контроль за реализацией Программы
КОНТРОЛЯ осуществляется министерством промышленности,
ЗА ХОДОМ энергетики и технологии Самарской области и
ИСПОЛНЕНИЯ министерство управления Самарской области
ПРОГРАММЫ
Авиация общего назначения (далее - АОН) - авиация, используемая физическими или юридическими лицами (субъектами АОН) для удовлетворения собственных потребностей в соответствии с установленными для нее правилами и нормами.
Воздушные суда АОН - летательные аппараты, предназначенные для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов-спортсменов, пилотов-любителей, сверхлегкие летательные аппараты, воздушные шары, восстановленные воздушные суда старого образца (исторические экземпляры), летательные аппараты, построенные в единичном экземпляре по самостоятельному проекту, а также любые другие летательные аппараты, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении субъекта АОН, используемые им в некоммерческих целях.
АОН является составляющей частью глобальной транспортной системы многих развитых стран мира, служит гибким, быстрым и эффективным средством связи удаленных районов с деловыми центрами, образует транспортную сеть, которая дополняет, а по многим параметрам и превосходит такие транспортные системы, как воздушный, железнодорожный, речной или автомобильный транспорт, что обуславливает активный рост ее популярности в последние годы.
В США используется примерно 5400 взлетно-посадочных полос и площадок для самолетов АОН и только 580 аэродромов для самолетов рейсовой авиации.
Всего самолетов АОН в США (по данным 1996 года) - 160 577 единиц, из них:
личных самолетов - 93 174 (58%);
корпоративных - 8 227 (5%);
бизнес-самолетов - 26 963 (17%);
учебных - 13 248 (8,2%);
аэротакси - 3 194 (2%);
других - 15 699 (10%).
По данным управления воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, АОН в России насчитывает около 7000 единиц.
По международной терминологии воздушные суда малой авиации относятся к АОН.
В настоящей Программе согласно статьям 20, 21, 22, 23 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) под малой авиацией понимаются воздушные суда, относящиеся к гражданской, государственной и экспериментальной авиации, с полетной массой не более 5700 килограммов.
В нашей стране государственная политика в области авиации до сегодняшнего дня была направлена на создание крупной широкофюзеляжной авиационной техники, решение глобальных задач перевозок пассажиров и грузов. Отсутствие должного внимания к развитию малой авиации не позволяет решить многие проблемы по рациональному использованию воздушного пространства и эффективной реализации всех возможностей АОН.
Новая экономическая ситуация в России требует новых подходов к решению задач развития малой авиации.
Местные воздушные линии обслуживались в основном самолетами Ан-2. Самолетами этого типа выполнялось и большинство видов работ по применению авиации в народном хозяйстве.
За период с 1922 по 1981 годы было выпущено 59 230 легких самолетов, 96% которых изготовлено до 1960 года. После прекращения производства самолетов Як-12 и 2-местной амфибии "Шавров-2" в производстве остались только самолеты для нужд ДОСААФ. В настоящее время их выпуск также прекращен.
На 2001-2005 годы придется пик списания авиационной техники в связи с выработкой общетехнического ресурса. Аэропорты окажутся незагруженными, в большей степени это касается аэропортов применения авиации в народном хозяйстве.
Ненадежность транспортных связей всегда была одной из основных проблем развития России. И по сей день показатели удельной протяженности наземных автомобильных и железных дорог по России на порядок ниже, чем, к примеру, по Испании, ЮАР, Финляндии и в 20-30 раз меньше, чем по развитым европейским странам с высокой плотностью населения (Бельгии, Германии, Великобритании).
Особо следует отметить значительное снижение авиаперевозок в окраинных районах России, где они являются жизненной необходимостью ввиду отсутствия других видов транспорта. В глубинных районах России со слабо развитой сетью наземного транспорта, плохим состоянием дорог и нерегулярностью перевозок авиатранспорт также необходим. В результате стало даже возможным говорить о дискриминации населения - люди недополучают услуги социально гарантированного минимума. Очевидно, что улучшение авиатранспортного обслуживания должно стать одной из стратегических задач государства. При этом в регионах с относительно низкими внутренними грузо- и пассажиропотоками развитие местных авиалиний является наиболее быстрым и наименее капиталоемким способом снятия напряженности (по сравнению со строительством и усовершенствованием наземных дорог). По данным статистики, в Европе доля грузов, доставляемых самолетами, в среднем составляет 0,1% по их весу, 1% по количеству грузоотправлений и 10% по стоимости грузов, то есть экономическая ценность и эффективность авиаперевозок многократно выше, чем можно было бы судить по количеству перевезенных тонн.
Отсутствие замены самолету Ан-2 приводит к ликвидации большинства местных воздушных линий и невозможности предоставления авиационных услуг. Однако нереально остановить работу целого ряда отраслей народного хозяйства, которые не в состоянии обходиться без услуг малой авиации. Это в первую очередь сельское и лесное хозяйства, нефтяная и газовая промышленность, энергетика, мониторинг окружающей среды. Все это весьма актуально для промышленного потенциала Самарской области. В случае дальнейшего недостатка авиауслуг, оказываемых с применением летательных аппаратов малой авиации, начнется необратимый процесс потери экономической эффективности деятельности перечисленных отраслей, что отразится на экономическом состоянии нашей области.
Сегодня рынок авиауслуг начал заполняться самолетами разработчиков малой авиационной техники, работавших на протяжении последних лет как самодеятельные конструкторские бюро (далее КБ). Процесс носит стихийный характер, работы производятся зачастую с нарушением законодательства Российской Федерации, что объясняется как несовершенством нормативно-правовой базы, так и недостаточной юридической грамотностью субъектов малой авиации.
Отсутствие опыта государственного регулирования процесса создания и использования малой авиационной техники объективно приводит к несовершенству нормативных документов, регламентирующих данную сферу деятельности.
В соответствии с Временным положением об авиации общего назначения Российской Федерации, принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 996, гражданская авиация, используемая не за плату и выполняющая мобилизационно-оборонные задачи, относится к АОН.
Законодательство Российской Федерации сужает значение АОН в общепринятом международном аспекте, противоречиво определяет деловую авиацию как гражданскую авиацию, используемую не за плату. Выполнение авиационных услуг, перевозка пассажиров и грузов на безвозмездной основе лишает деловую авиацию экономического смысла, выполнение же их за плату трактуется как нарушение ВК РФ.
Существуют правовые аспекты и в вопросах использования воздушного пространства для пользователей АОН, особенно физических лиц, имеющих в собственности малые воздушные суда.
Нормативные правовые акты, регламентирующие использование воздушного пространства и деятельность АОН, требуют переработки и доведения их до уровня мировых требований.
Это могут быть акты, принятые по инициативе субъектов АОН как на местном, окружном, так и на федеральном уровне. Это касается, прежде всего, получения разрешений на использование воздушного пространства в отведенных местах с упрощенной процедурой получения допуска к полетам. С учетом важности проблемы возрождения российской малой авиации необходимо льготное налогообложение организаций и субъектов АОН, а также снижение тарифов на аэронавигационное и техническое обслуживание в аэропортах.
Анализ социально-экономического состояния и путей дальнейшего развития России показал, что в условиях перехода к рыночной экономике должны быть изменены существующие подходы к оценке обеспеченности населения транспортом. За основу должны быть приняты интересы потребителей услуг авиационного транспорта, главным образом населения, не имеющего легкого и удобного доступа к другим видам транспорта. В случае применения практиковавшихся ранее подходов к оценке возможных пассажиропотоков "за бортом" транспортного обеспечения фактически останутся окраинные и глубинные районы с небольшой плотностью населения.
Формирование региональной транспортной системы должно преследовать следующие цели:
реализация принципа социально-территориальной справедливости, понимаемой как обеспечение транспортной доступности населению минимально-гарантированного уровня социальных благ, связанных с осуществлением любых возможных перемещений;