Целесообразность разработки Программы определяется рядом причин социального и экономического характера.
Сегодня, в период реформ Российского государства усиливается понимание того, что культура является основополагающим фактором развития общества, что дает основу всему спектру человеческого бытия. Культура способна влиять на формирование ответственности людей за настоящее и будущее, за цивилизованное решение многих проблем. В связи с этим целесообразно рассмотрение культуры как достаточно эффективного средства и ресурса обеспечения устойчивого развития региона.
Программа определяет современную схему формирования культурной политики, сочетающей интересы и цели всех уровней законодательной и исполнительной власти, а также позволяет учитывать не только особенности культуры региона, но и находиться в контексте мировой культуры.
Территорию Самарской области населяют сегодня более 100 наций и народностей, каждая из которых имеет собственные традиции. Кроме того, здесь существуют различные социальные слои и группы, возможность доступа к достижениям культуры для которых различна. Наконец, в области существуют и субэтносы, и субкультуры. Поэтому важнейшая задача Программы - формирование единого пространства культуры.
Общая проблемная ситуация имеет свои специфические проявления в каждой из отраслей культуры. Наиболее ярко эта специфика проявляется в сфере историко-культурного наследия.
На территории Самарской области на государственном учете состоит 483 недвижимых памятника истории и культуры, в том числе 57 памятников федерального значения. Однако во многих случаях культурный потенциал в сфере наследия не соответствует формам и способам его использования. Происходящая эволюция социальной и экономической жизни, многократная смена приоритетов за короткий исторический период усугубляют угрозу физическому существованию памятников истории и культуры. Для сохранения объектов наследия необходимо своевременное проведение поддерживающих ремонтов, консервационных и реставрационных работ. Однако ежегодная поддержка из федерального бюджета охранно-реставрационных мероприятий на объектах общероссийского значения не регулярна, а средства, поступающие из областного бюджета, незначительны и не могут обеспечить решения даже первоочередных задач сохранения памятников. Так, объем финансирования указанных мероприятий из бюджета Самарской области в 2000 году составил 1443 тыс. рублей. Этой суммы недостаточно для комплексной реставрации даже одного памятника архитектуры. Под угрозой разрушения оказываются такие шедевры архитектуры как усадьба графов Орловых-Давыдовых (с. Усолье), кухмистерская фон Вакано (г. Самара), усадьба помещиков Шелашниковых (с. Исаклы) и многие другие. Ситуация осложняется тем, что органы местного самоуправления в большинстве случаев не рассматривают исторические памятники, находящиеся на их территории, как предмет заботы и внимания. В условиях интенсификации нового строительства, хозяйственной деятельности населения и нерешенности вопросов разграничения прав собственности это ежегодно приводит к утратам в сфере наследия.
Область обладает развитой музейной сетью. Она включает 2 областных музея (Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина и Самарский художественный музей) и 21 муниципальный музей. Ни один из музеев не располагает фондохранилищем, оснащенным современным оборудованием. Уникальные экспонаты хранятся в условиях, не соответствующих требованиям температурного и влажностного режима. Срочной реставрации в областных и муниципальных музеях подлежат 7138 музейных предметов. В 2000 году из-за отсутствия средств было отреставрировано всего 182 экспоната. Слабая техническая оснащенность не позволяет приступить к компьютеризации музейных фондов, к созданию единой информационной сети музеев области. Самарский художественный музей в течение последних четырех лет фактически финансировался на 30-40% от требуемого, при этом почти не выделялись средства на приобретение, ремонт и реставрацию зданий-памятников архитектуры федерального значения, на закупку экспонатов. В течение пятнадцати лет не решается вопрос о выделении средств на реконструкцию здания Самарского литературно-мемориального музея М. Горького, что может привести к потере старейшего литературного музея страны. Недопустимо медленно идет реконструкция особняка Курлиной (отдел Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина) и особняка Шихобалова (филиал Самарского художественного музея). Всего по области требуют капитального ремонта 50% музейных зданий, 62% музейных помещений не оборудованы техническими средствами охраны.
Проблемы библиотек Самарской области являются следствием недостаточного финансирования. Большое количество библиотечных помещений требуют капитального ремонта. В аварийной обстановке работает Самарская областная универсальная научная библиотека. За 13 лет в здании не проведено ни одного, даже косметического, ремонта. Крайне тяжелое положение с пополнением библиотечных фондов. Тенденция ежегодного уменьшения объема новых поступлений привела к тому, что ни одна из библиотек Самарской области не имеет оптимального набора периодических изданий для всех возрастных групп читателей. Самарская областная универсальная научная библиотека перестала приобретать редкие издания у населения для коллекции фонда рукописных и редких книг и сократила репертуар периодических изданий более чем на 3 тысячи экземпляров. Не решается задача компьютеризации библиотек. Почти во всех городах и районах области центральные библиотеки имеют персональные компьютеры устаревших модификаций, практически ни в одном из муниципальных образований нет перспективных программ внедрения новых компьютерных технологий.
Театрально-концертная сфера региона представлена 4 областными, 6 муниципальными театрами, Самарской областной и Тольяттинской муниципальной филармониями, Государственным Волжским русским народным хором имени П.М. Милославова.
Ежегодно театрами и концертными организациями выпускается около 40 премьер, проводится более 4 тысяч спектаклей и концертов (с учетом работы филиалов театрально-концертных организаций в городах и районах области). Посещаемость составляет около 1 миллиона 700 тысяч человек, в том числе в сельских районах около 100 тысяч.
Однако по причинам отсутствия достаточных финансовых средств у учреждений искусств и слабой материальной базой районных домов культуры регулярные гастроли творческих коллективов невозможны. Отсутствие же гастрольной политики в целом по стране создает проблемы приглашения творческих коллективов и исполнителей в Самарскую область, а также организации выездных гастролей.
Одной из основных проблем является старение творческого состава Самарского академического театра оперы и балета и артистов академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии. Эта проблема может быть решена только при условии изменения кадровой политики в творческих коллективах.
Одна из серьезнейших проблем связана с физическим состоянием и материально-технической оснащенностью учреждений искусств. Так, Самарский академический театр оперы и балета остро нуждается в капитальном ремонте и переоборудовании (замене зрительских кресел, раздвижного занавеса и т.д.). Грибковые поражения несущих конструкций фундамента и помещений Самарского академического театра драмы имени М. Горького создают угрозу разрушения здания и требуют проведения специальных дорогостоящих мероприятий. Особую озабоченность вызывает техническое состояние Самарского государственного театра кукол, находящегося в неприспособленном для размещения театра помещении.
В сфере культурно-досуговой деятельности низкий уровень финансирования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы обусловили появление тенденции закрытия и перепрофилирования клубов, открытия на их базе элитарных центров досуга и оздоровления. Вместе с тем в малых городах и селах Самарской области именно клубные учреждения служат для создания своеобразной "экологической ниши", являются средой формирования культурных ценностей. Закрытие и перепрофилирование клубов оставляет на улице многочисленные коллективы самодеятельного творчества, снижает доступность участия в культурно-досуговой деятельности, лишает подрастающее поколение возможности развития творческих способностей. Анализ ситуации показывает, что решение существующих проблем возможно при условии разработки комплекса мероприятий, направленных на устранение причин, тормозящих социокультурное совершенствование и, следовательно, устойчивое развитие Самарской области.
Устойчивое развитие Самарской области возможно при взаимодействии трех основных факторов:
сохранение и осознанное использование культурного наследия региона;
сохранение и развитие традиций в культуре;
активное освоение и внедрение инновационных технологий в культурно-творческий процесс.
В соответствии с этим структура плана программных мероприятий включает в себя три основополагающих раздела:
1. "Наследие";
2. "Традиции";
3. "Инновации".