ЗАКОН
13 ноября 2001 года N 68-ГД
Об утверждении областной целевой программы "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002-2005 годы
Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 285 от 30.10.2001 г.
___________________________________________________
Изменения:
Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 54-ГД
___________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002-2005 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Формирование
ПРОГРАММЫ культурного потенциала устойчивого развития
Самарской области" на 2002-2005 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - решение Губернатора области от 18.12.2000
РЕШЕНИЯ О N 01-16/572
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - департамент культуры Администрации области
ИСПОЛНИТЕЛЬ (министерство культуры, молодежной
ПРОГРАММЫ политики и спорта Самарской области)
ОСНОВНОЙ - департамент культуры Администрации области
РАЗРАБОТЧИК (министерство культуры, молодежной
ПРОГРАММЫ политики и спорта Самарской области)
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - формирование культурного потенциала
устойчивого развития Самарской области
ЗАДАЧИ - создание единого культурного пространства,
ПРОГРАММЫ обеспечивающего взаимодействие и
взаимовлияние культур различных социальных
слоев и групп населения региона;
обеспечение равных возможностей для доступа
жителей различных территорий к культурным
ценностям;
сохранение культурного наследия;
создание условий для возрождение и развития
традиционной культуры: народных промыслов и
ремесел, народных праздников и обрядов;
формирование приоритетов преемственности и
духовности подрастающего поколения;
поддержка инноваций и творческих инициатив в
сфере культуры через организационное,
правовое, финансовое обеспечение культурного
многообразия;
кадровое сопровождение развития отрасли
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2002-2005 годы
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ - создание нормативно-правовой базы
МЕРОПРИЯТИЯ функционирования единого культурного
ПРОГРАММЫ пространства Самарской области;
совершенствование форм и методов
культурно-досуговой деятельности;
укрепление материально-технической базы
учреждений культуры;
кадровое и методическое обеспечение
учреждений культуры
ИСПОЛНИТЕЛИ - департамент по строительству, архитектуре,
ПРОГРАММЫ жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству
Администрации области (министерство
строительства Самарской области),
департамент науки и образования Администрации
области (министерство образования и науки
Самарской области ), департамент социальной
защиты населения Администрации области
(министерство труда и социального развития
Самарской области), департамент
здравоохранения Администрации области
(министерство здравоохранения Самарской
области, департамент управления
государственным имуществом Администрации
области (министерство имущественных отношений
Самарской области), органы местного
самоуправления (по согласованию)
ОБЪЕМЫ И - общая стоимость реализации мероприятий
ИСТОЧНИКИ Программы составляет 631424,1 тыс. рублей, в
ФИНАНСИРОВАНИЯ том числе за счет средств:
ПРОГРАММЫ областного бюджета - 624527,5 тыс. рублей,
из них:
в 2002 году - 71300,9 тыс. рублей;
в 2003 году - 167933,486 тыс. рублей;
в 2004 году - 194324,744 тыс. рублей;
в 2005 году - 190968,37 тыс. рублей;
средств местных бюджетов - 4596,6 тыс.
рублей;
привлеченных средств - 2300 тыс. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - формирование потребности у населения
РЕЗУЛЬТАТЫ Самарской области в приобщении к культурным
РЕАЛИЗАЦИИ ценностям, повышении культурного уровня;
ПРОГРАММЫ повышение эффективности использования
культурного капитала для устойчивого
социального и экономического развития
Самарской области;
обеспечение условий для сохранения
культурного наследия, преемственности и
развития инноваций и инициатив в сфере
культуры;
формирование территориальных центров культуры
и включение их в единую сеть учреждений
культуры на принципах вертикальной системы
управления;
эффективное формирование потребности
населения в приобщении к ценностям культуры,
повышении культурного уровня
СИСТЕМА - координацию работ и контроль за исполнением
ОРГАНИЗАЦИИ Программы осуществляет департамент культуры
КОНТРОЛЯ ЗА Администрации области (министерство культуры,
ИСПОЛНЕНИЕМ молодежной политики и спорта Самарской
ПРОГРАММЫ области), контроль за целевым использованием
бюджетных средств - департамент управления
финансами Администрации области (министерство
управления финансами Самарской области).
Исполнители мероприятий Программы несут
ответственность за их качественное и
своевременное выполнение, рациональное
использование выделяемых финансовых средств.
Целесообразность разработки Программы определяется рядом причин социального и экономического характера.
Сегодня, в период реформ Российского государства усиливается понимание того, что культура является основополагающим фактором развития общества, что дает основу всему спектру человеческого бытия. Культура способна влиять на формирование ответственности людей за настоящее и будущее, за цивилизованное решение многих проблем. В связи с этим целесообразно рассмотрение культуры как достаточно эффективного средства и ресурса обеспечения устойчивого развития региона.
Программа определяет современную схему формирования культурной политики, сочетающей интересы и цели всех уровней законодательной и исполнительной власти, а также позволяет учитывать не только особенности культуры региона, но и находиться в контексте мировой культуры.
Территорию Самарской области населяют сегодня более 100 наций и народностей, каждая из которых имеет собственные традиции. Кроме того, здесь существуют различные социальные слои и группы, возможность доступа к достижениям культуры для которых различна. Наконец, в области существуют и субэтносы, и субкультуры. Поэтому важнейшая задача Программы - формирование единого пространства культуры.
Общая проблемная ситуация имеет свои специфические проявления в каждой из отраслей культуры. Наиболее ярко эта специфика проявляется в сфере историко-культурного наследия.
На территории Самарской области на государственном учете состоит 483 недвижимых памятника истории и культуры, в том числе 57 памятников федерального значения. Однако во многих случаях культурный потенциал в сфере наследия не соответствует формам и способам его использования. Происходящая эволюция социальной и экономической жизни, многократная смена приоритетов за короткий исторический период усугубляют угрозу физическому существованию памятников истории и культуры. Для сохранения объектов наследия необходимо своевременное проведение поддерживающих ремонтов, консервационных и реставрационных работ. Однако ежегодная поддержка из федерального бюджета охранно-реставрационных мероприятий на объектах общероссийского значения не регулярна, а средства, поступающие из областного бюджета, незначительны и не могут обеспечить решения даже первоочередных задач сохранения памятников. Так, объем финансирования указанных мероприятий из бюджета Самарской области в 2000 году составил 1443 тыс. рублей. Этой суммы недостаточно для комплексной реставрации даже одного памятника архитектуры. Под угрозой разрушения оказываются такие шедевры архитектуры как усадьба графов Орловых-Давыдовых (с. Усолье), кухмистерская фон Вакано (г. Самара), усадьба помещиков Шелашниковых (с. Исаклы) и многие другие. Ситуация осложняется тем, что органы местного самоуправления в большинстве случаев не рассматривают исторические памятники, находящиеся на их территории, как предмет заботы и внимания. В условиях интенсификации нового строительства, хозяйственной деятельности населения и нерешенности вопросов разграничения прав собственности это ежегодно приводит к утратам в сфере наследия.
Область обладает развитой музейной сетью. Она включает 2 областных музея (Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина и Самарский художественный музей) и 21 муниципальный музей. Ни один из музеев не располагает фондохранилищем, оснащенным современным оборудованием. Уникальные экспонаты хранятся в условиях, не соответствующих требованиям температурного и влажностного режима. Срочной реставрации в областных и муниципальных музеях подлежат 7138 музейных предметов. В 2000 году из-за отсутствия средств было отреставрировано всего 182 экспоната. Слабая техническая оснащенность не позволяет приступить к компьютеризации музейных фондов, к созданию единой информационной сети музеев области. Самарский художественный музей в течение последних четырех лет фактически финансировался на 30-40% от требуемого, при этом почти не выделялись средства на приобретение, ремонт и реставрацию зданий-памятников архитектуры федерального значения, на закупку экспонатов. В течение пятнадцати лет не решается вопрос о выделении средств на реконструкцию здания Самарского литературно-мемориального музея М. Горького, что может привести к потере старейшего литературного музея страны. Недопустимо медленно идет реконструкция особняка Курлиной (отдел Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина) и особняка Шихобалова (филиал Самарского художественного музея). Всего по области требуют капитального ремонта 50% музейных зданий, 62% музейных помещений не оборудованы техническими средствами охраны.
Проблемы библиотек Самарской области являются следствием недостаточного финансирования. Большое количество библиотечных помещений требуют капитального ремонта. В аварийной обстановке работает Самарская областная универсальная научная библиотека. За 13 лет в здании не проведено ни одного, даже косметического, ремонта. Крайне тяжелое положение с пополнением библиотечных фондов. Тенденция ежегодного уменьшения объема новых поступлений привела к тому, что ни одна из библиотек Самарской области не имеет оптимального набора периодических изданий для всех возрастных групп читателей. Самарская областная универсальная научная библиотека перестала приобретать редкие издания у населения для коллекции фонда рукописных и редких книг и сократила репертуар периодических изданий более чем на 3 тысячи экземпляров. Не решается задача компьютеризации библиотек. Почти во всех городах и районах области центральные библиотеки имеют персональные компьютеры устаревших модификаций, практически ни в одном из муниципальных образований нет перспективных программ внедрения новых компьютерных технологий.
Театрально-концертная сфера региона представлена 4 областными, 6 муниципальными театрами, Самарской областной и Тольяттинской муниципальной филармониями, Государственным Волжским русским народным хором имени П.М. Милославова.
Ежегодно театрами и концертными организациями выпускается около 40 премьер, проводится более 4 тысяч спектаклей и концертов (с учетом работы филиалов театрально-концертных организаций в городах и районах области). Посещаемость составляет около 1 миллиона 700 тысяч человек, в том числе в сельских районах около 100 тысяч.
Однако по причинам отсутствия достаточных финансовых средств у учреждений искусств и слабой материальной базой районных домов культуры регулярные гастроли творческих коллективов невозможны. Отсутствие же гастрольной политики в целом по стране создает проблемы приглашения творческих коллективов и исполнителей в Самарскую область, а также организации выездных гастролей.
Одной из основных проблем является старение творческого состава Самарского академического театра оперы и балета и артистов академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии. Эта проблема может быть решена только при условии изменения кадровой политики в творческих коллективах.
Одна из серьезнейших проблем связана с физическим состоянием и материально-технической оснащенностью учреждений искусств. Так, Самарский академический театр оперы и балета остро нуждается в капитальном ремонте и переоборудовании (замене зрительских кресел, раздвижного занавеса и т.д.). Грибковые поражения несущих конструкций фундамента и помещений Самарского академического театра драмы имени М. Горького создают угрозу разрушения здания и требуют проведения специальных дорогостоящих мероприятий. Особую озабоченность вызывает техническое состояние Самарского государственного театра кукол, находящегося в неприспособленном для размещения театра помещении.
В сфере культурно-досуговой деятельности низкий уровень финансирования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы обусловили появление тенденции закрытия и перепрофилирования клубов, открытия на их базе элитарных центров досуга и оздоровления. Вместе с тем в малых городах и селах Самарской области именно клубные учреждения служат для создания своеобразной "экологической ниши", являются средой формирования культурных ценностей. Закрытие и перепрофилирование клубов оставляет на улице многочисленные коллективы самодеятельного творчества, снижает доступность участия в культурно-досуговой деятельности, лишает подрастающее поколение возможности развития творческих способностей. Анализ ситуации показывает, что решение существующих проблем возможно при условии разработки комплекса мероприятий, направленных на устранение причин, тормозящих социокультурное совершенствование и, следовательно, устойчивое развитие Самарской области.
Устойчивое развитие Самарской области возможно при взаимодействии трех основных факторов:
сохранение и осознанное использование культурного наследия региона;
сохранение и развитие традиций в культуре;
активное освоение и внедрение инновационных технологий в культурно-творческий процесс.
В соответствии с этим структура плана программных мероприятий включает в себя три основополагающих раздела:
1. "Наследие";
2. "Традиции";
3. "Инновации".
Основная цель Программы - создание условий для формирования культурного потенциала устойчивого развития Самарской области.
Задачи Программы:
создание единого культурного пространства;
обеспечение равных возможностей для доступа жителей различных территорий региона к культурным ценностям;
сохранение культурного наследия;
создание условий для возрождения и развития традиционной культуры: народных промыслов и ремесел, праздников и обрядов;
формирование приоритетов преемственности и духовности у подрастающего поколения;
поддержка инноваций и творческих инициатив в сфере культуры через организационное, правовое, финансовое обеспечение культурного многообразия;
кадровое сопровождение развития отрасли;
мониторинг социально-культурной деятельности в Самарской области.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе договоров, социально-творческих заказов, заключаемых департаментом культуры Администрации области (министерством культуры, молодежной политики и спорта Самарской области) с исполнителями программных мероприятий. Договор определяет права и обязанности сторон по обеспечению реализации Программы, регулирует их отношения при выполнении контракта, в том числе предусматривает осуществление Головным исполнителем Программы контроля за ходом работ по выполнению мероприятий.
Объекты и проекты в рамках программных мероприятий определяются на основе отбора. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Головной исполнитель Программы с учетом хода реализации Программы в текущем году проводит предконтрактную проработку размещения заказов для региональных нужд, уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы и представляет проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованием в департамент экономического развития и инвестиций Администрации области (министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области) и в департамент управления финансами Администрации области (министерство управления финансами Самарской области).