Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение вирусобезопасности донорской крови, ее компонентов и препаратов, заготавливаемых учреждениями службы крови Самарской области" на 2001-2002 годы (с изменениями на 31 декабря 2002 года)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Широкое распространение внутривенного потребления наркотиков стало причиной эпидемического роста заболеваемости населения области ВИЧ-инфекцией, парентеральными гепатитами, СПИД-ассоциированными инфекциями. Если на начало 2000 года в области было зарегистрировано всего 75 ВИЧ-носителей, то к 01.07.2001, по данным областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, их число достигло уже более 11 000 человек.

Быстрое увеличение числа ВИЧ-носителей среди социально активного населения области создало реальную угрозу появления новых путей распространения и передачи инфекций, уже не связанных с потреблением наркотиков и способных привести к самым тяжелым последствиям. Одним из таких потенциальных путей распространения и передачи ВИЧ-инфекции и гепатита, способных привести к массовым эпидемическим вспышкам заболеваний среди населения области, является переливание донорской крови и ее препаратов, заготовленных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита или гепатита.

В настоящее время, по данным контрольно-диагностической лаборатории Самарской областной станции переливания крови, ежемесячно выявляется 180-200 доноров, инфицированных вирусами гепатита и ВИЧ. Еще около 400 доноров, несмотря на отрицательные лабораторные тесты, выбраковываются специалистами Самарской областной станции переливания крови на основании имеющихся у них косвенных признаков вирусного поражения. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что вышеперечисленные инфекции имеют так называемый серонегативный инкубационный период, продолжительность которого составляет не менее 90 дней. В течение всего этого периода ни один из существующих сегодня лабораторных тестов не позволяет выявить у инфицированного донора каких-либо признаков заболевания.

Учреждения службы крови Самарской области используют в своей работе производственные регламенты, разработанные несколько десятилетий тому назад, когда каждый ВИЧ-инфицированный был на индивидуальном учете и потому ни при каких обстоятельствах не мог стать донором. Эти регламенты не были предназначены для работы в условиях массового распространения вирусных инфекций, и поэтому в них не предусмотрены какие-либо организационные и профилактические мероприятия по обеспечению гарантированной вирусобезопасности при заготовке донорской крови и препаратов.

Одним из таких важных профилактических мероприятий, обеспечивающих вирусобезопасность на первом этапе заготовки донорской крови, является тщательный отбор доноров для кроводачи. Между тем, в последние годы учреждения службы крови Самарской области отмечают значительное снижение мотивации у штатных (находящихся под постоянным наблюдением) доноров к регулярной кроводаче в связи с существующей незначительной оплатой донорской крови. По этой причине на Самарской областной станции переливания крови число доноров снизилось в 1999 году более чем в два раза. Попытки в этой ситуации увеличить число кроводач за счет первичных случайных доноров только способствуют возрастанию риска заготовки инфицированной крови.

Таким образом, в службе крови Самарской области сложилась неблагоприятная ситуация, ставящая под угрозу эпидемиологическое благополучие территории, а также ее донорскую базу, являющуюся стратегическим ресурсом. В создавшейся ситуации в рамках плана оперативных мероприятий по обеспечению вирусобезопасности донорской крови и ее компонентов правлением территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области принято решение от 21.12.2000 о выделении 35 млн. рублей за счет сверхплановых доходов на приобретение оборудования для хранения донорской крови.

Вместе с тем работа в этом направлении требует совершенствования структуры и функционирования службы крови Самарской области в плане:

переоснащения материально-технической базы учреждений службы крови;

реорганизации отделений переливания крови при крупных учреждениях здравоохранения в отделения клинической гемотрансфузиологии в целях развития аутодонорства и обеспечения выдачи в лечебную сеть вирусобезопасной донорской крови, ее компонентов и препаратов.

Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках настоящей Программы, позволит решить указанные проблемы.