Недействующий

ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 сентября 2001 года N 342

О Концепции оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области

  ____________________________________________________________________________________________

  Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 14 ноября 2005 г. № 285   

  ____________________________________________________________________________________________   

(с изменениями на 14 ноября 2005 года)

В целях повышения эффективности управления государственной собственностью Самарской области

                          

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Одобрить прилагаемую Концепцию оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области.

     Губернатор
     Самарской области                                 К.А. Титов


Одобрена постановлением
Губернатора Самарской области
N 342 от 28.09.2001 г.

Концепция оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы политики Администрации области в сфере оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области.

1. Общая оценка текущего состояния имущества, находящегося в собственности Самарской области

В настоящее время в собственности Самарской области находится около 1000 объектов недвижимого имущества. Общая площадь нежилых помещений составляет более 1600 тыс. кв. метров, из которых порядка 100 тыс. кв. метров переданы в аренду.

С целью освобождения государственных организаций от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения на территории Самарской области - идет процесс передачи этих объектов в муниципальную собственность.

В настоящее время в реестр областного имущества внесено около 300 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории области и имеющих областное имущество. Ведение данного реестра позволяет вести учет имущества Самарской области и осуществлять контроль за его использованием.

Самарская область участвует в уставных капиталах 41 хозяйственного общества. В 15 из них доля Самарской области превышает 25%. В Администрации области постоянно идет работа по оптимизации фондового портфеля Самарской области, освобождению его от пакетов акций, долей в неэффективно работающих организациях.

Принимаются меры по усилению контроля за использованием недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, с целью выявления неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества.

2. Цели, задачи и принципы оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области

Целью политики Администрации области в сфере оптимизации объема и структуры государственной собственности в соответствии с настоящей Концепцией является повышение эффективности использования имущественного и производственного потенциала Самарской области для развития предпринимательской деятельности и повышения благосостояния населения.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

определение принципов и критериев, на основе которых будет приниматься решение о сохранении объектов в государственной собственности Самарской области;

вовлечение в гражданский оборот объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных обществах;

уменьшение бюджетных расходов на управление государственным имуществом Самарской области;

обеспечение контроля за выполнением инвестиционных и социальных условий собственниками приватизированного государственного имущества;

учет фактора социальной направленности в процессе оптимизации объема и структуры государственного имущества Самарской области.

Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах:

1. Решения о целесообразности приватизации или передачи в муниципальную собственность государственного имущества Самарской области принимаются в порядке, установленном действующим законодательством, с учетом необходимости повышения эффективности использования данного имущества.

2. Определение способа приватизации, а также целесообразности передачи в муниципальную собственность каждого объекта государственной собственности Самарской области осуществляется с учетом интересов области, с привлечением при необходимости оценщиков, аудиторов, финансовых консультантов.

 

3. Основные меры по реализации политики Администрации области в сфере оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области

Процесс оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области должен базироваться на следующих принципах:

необходимость сохранения в собственности Самарской области имущества, предназначенного для обеспечения функций органов государственной власти Самарской области;

сохранение влияния органов государственной власти Самарской области в отраслях, имеющих стратегическое значение для развития экономики Самарской области;

увеличение поступлений в бюджет в результате проведения работы по оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области (в результате уменьшения бюджетных расходов на содержание имущества, увеличения налогооблагаемой базы).

В процессе оптимизации объема и структуры государственной собственности в первую очередь необходимо учитывать возможность ее использования в соответствии с критериями социальной значимости и полезности. Следует признать недопустимой приватизацию имущества, находящегося в государственной собственности, используемого для реализации важных государственных функций в социальной сфере.

Основными мерами, призванными обеспечить достижение поставленной цели в процессе оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области, должны стать:

дифференцированный подход к приватизации государственного имущества Самарской области в зависимости от его ликвидности;

приватизация имущества, находящегося в собственности Самарской области, с оплатой в рассрочку в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;

принятие решений о приватизации имущества, находящегося в собственности Самарской области, или о передаче муниципальным образованиям данного имущества на основе тщательного анализа долгосрочных перспектив его использования;

учет мирового опыта по предпродажной подготовке государственной собственности с привлечением независимых консультантов, аудиторов, оценщиков;

сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов Самарской области при приватизации имущества или его передаче в муниципальную собственность.

Оптимизация объема и структуры государственной собственности Самарской области должна рассматриваться как структурный элемент единой политики по управлению государственной собственностью, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка Самарской области товарами и услугами;

обязательный учет при проведении оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области социальных последствий, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, на которых расположены данные предприятия, охраны окружающей среды и здоровья граждан.

4. Методы реализации политики Администрации области в сфере оптимизации объема и структуры государственной собственности Самарской области

Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества.

В отношении государственных унитарных предприятий необходимо:

разработать и внедрить в практику государственного управления методику оценки эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Самарской области;

определить оптимальное количество государственных унитарных предприятий с учетом функций органов государственной власти Самарской области, в необходимых случаях в установленном действующим законодательством порядке осуществить их преобразование в открытые акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые государственным унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;

провести в порядке, установленном действующим законодательством, приватизацию или передачу в муниципальную собственность объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств. При приватизации признать предпочтительным продажу указанных объектов путем проведения коммерческого конкурса с инвестиционными условиями;

изучить возможность и целесообразность формирования в Самарской области вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество. При создании таких структур исходить из требований антимонопольного законодательства.

При принятии решений в процессе приватизации государственного имущества необходимо учитывать предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Самарской области требования к процедуре, срокам и способам приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, возможность увеличения доходов областного бюджета в результате приватизации и перспективное развитие приватизируемого предприятия.

В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности, необходимо:

проводить в целях повышения эффективности продажи акций, находящихся в собственности Самарской области, маркетинговые исследования для выявления потенциального спроса на них перед принятием решения об их продаже. Размеры пакетов акций, способы и сроки их приватизации должны определяться с учетом интересов потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам Самарской области;

оказывать при приватизации низколиквидных пакетов акций предпочтение проведению коммерческого конкурса по продаже акций с инвестиционными и (или) социальными условиями в качестве способа приватизации. При этом целесообразно проведение предварительного независимого анализа инвестиционных условий.

В отношении государственной недвижимости Самарской области необходимо провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества, в том числе закрепленного за государственными унитарными предприятиями и учреждениями.

В соответствии с этим необходимо провести сплошную инвентаризацию объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Самарской области. По результатам инвентаризации необходимо классифицировать недвижимое имущество согласно целям его использования для выявления фактов его нецелевого использования и излишних объектов.

Государственный контроль в процессе реализации данной Концепции будет проводиться в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

5. Информационное обеспечение реализации Концепции

Ключевой задачей информационного обеспечения реализации данной Концепции является повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизируемом или передаваемом муниципальным образованиям имуществе, находящемся в собственности Самарской области, в целях достижения прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для контроля со стороны государства и принятия эффективных решений в отношении государственной собственности. Для решения указанных задач при создании и ведении реестра областного имущества необходимо предусмотреть разработку единой системы показателей учета, контроля и анализа государственной собственности, разработку правил и процедур обновления данных, системы разграничения доступа к информации различных категорий ее пользователей, реализацию мер ответственности за предоставление недостоверной информации.

6. Организационные мероприятия по реализации Концепции


Работа по организации, координации и мониторингу хода работ по реализации данной Концепции возлагается на департамент управления государственным имуществом Администрации области.

При проведении комплекса работ в соответствии с данной Концепцией предполагается широкое сотрудничество департамента управления государственным имуществом Администрации области с заинтересованными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»