Недействующий

Об утверждении областной целевой программы развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001-2004 годы "Реабилитация" (с изменениями на 1 апреля 2004 года)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В Самарской области функционирует разветвленная сеть специализированных реабилитационных учреждений. В сфере образования действуют:

система коррекционного образования, которой охвачено 19614 детей и подростков (около 2,5% от общего числа детей в области), воспитывающихся в 27 специальных (коррекционных) школах-интернатах, 476 специальных (коррекционных) группах в дошкольных образовательных учреждениях, 863 специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях, 14 специальных группах в учреждениях начального профессионального образования;

система образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой воспитывается 2096 человек, включает 8 детских домов, 2 школы-интерната, 18 групп постоянного пребывания в интернатных учреждениях.

В Самарской области функционируют также оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении, где обучается 290 детей, и Октябрьская специальная школа для детей с девиантным поведением с контингентом 66 человек.

В 10 городах и 27 районах области около 2000 детей школьного возраста находятся на индивидуальном и индивидуально-групповом обучении по медицинским и социально-педагогическим показаниям.

Всего в образовательной системе Самарской области получают образование 24066 детей и подростков с различными проблемами в развитии.

В сфере здравоохранения функционируют 11 реабилитационных центров при детских поликлиниках, центр реабилитации детей до 1 года с перинатальными повреждениями центральной нервной системы при городской детской больнице N 1 г. Самары, областной нейрохирургический центр при Самарской областной клинической больнице им. М.И. Калинина, центр медицинской и социальной реабилитации детей с нарушениями слуха и речи и детским церебральным параличом "Ариадна" г. Тольятти, где ежегодно проходят реабилитацию около 1000 детей, 7 детских санаториев на 1645 коек с количеством оздоровленных детей 10646 человек ежегодно, 4 специализированных дома ребенка для детей с поражениями центральной нервной системы с поражением и без поражения психики с числом детей в них 307 человек, 11 центров социально-медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями, 48 центров "Семья", 9 центров психолого-медико-педагогической диагностики, коррекции, развития детей, 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (приютов).

Центры "Семья" по своему функциональному статусу являются социальными поликлиниками и решают задачи изучения и анализа социально-демографической ситуации соответствующей территории, проведения социального патронажа детей, воспитывающихся в приемных семьях, профилактики негативных социальных явлений и формирования здорового образа жизни семей. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют социальную реабилитацию детей и их семей, а также совместно с органами опеки и попечительства занимаются подбором замещающих семей, если реабилитировать биологические семьи не представляется возможным.  

   Вопросами комплексной социальной, психолого-медикопедагогической диагностики и коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов занимаются специализированные учреждения - центры психолого-медико-педагогической диагностики, коррекции, развития детей. В 1999 году специалистами таких центров обследовано 12,8 тысяч детей, 60% из них - в возрасте до 6 лет.

Таким образом, в области функционирует разветвленная сеть специализированных реабилитационных учреждений в различных ведомствах, решающих специфические задачи в соответствии со своими уставными целями. Вместе с тем нормативно-правовые и финансовые механизмы их взаимодействия отсутствуют, что снижает эффективность, в том числе экономическую, работы по психолого-педагогической, медицинской, социально-трудовой реабилитации граждан данной категории.

Следует отметить, что практика создания единого межведомственного реабилитационного пространства в рамках региона на сегодняшний день в России отсутствует, поэтому реализация данной Программы станет уникальным для нашей страны опытом.

Для эффективного функционирования существующей системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии необходимы также качественные изменения внутри уже действующих реабилитационных учреждений и создание недостающих. Наиболее значимым звеном в системе реабилитации должна стать региональная система ранней диагностики, коррекции, развития ребенка и его семьи (далее - система (служба) ранней диагностики), предполагающая создание региональной научно-методической лаборатории и территориальных служб ранней диагностики, структурирование которых осуществляется с учетом межведомственного характера деятельности. Для обеспечения системного, комплексного подхода к реализации реабилитации ребенка и семьи в структуру службы ранней диагностики должны войти специалисты учреждений здравоохранения, образования, органов опеки и попечительства.

Основными функциями службы ранней диагностики являются:

ранняя диагностика, абилитация и реабилитация детей в возрасте от 0 до 3 лет группы биологического и социального риска;

оказание психологической, социальной и методической помощи родителям, у которых имеется проблемный ребенок.

Актуальность создания такой службы обусловлена высокими показателями социального сиротства, а также заболеваемости детей и, прежде всего, ростом детской инвалидности: 190,2 на 10 тыс. детского населения в 1999 году по сравнению с 172,1 в 1998 году. Именно эти дети, а также новорожденные с перинатальными патологиями составляют основной контингент специализированных домов ребенка и являются детьми группы риска. Своевременная абилитация таких детей, а также социальная, психологическая и методическая поддержка их родителей должны стать факторами снижения показателей социального сиротства и остроты социальных и психологических проблем в биологической семье.

Другой важной задачей создаваемой службы является организация квалифицированной диагностико-коррекционной работы с детьми раннего возраста, что приведет к снижению количества детей, нуждающихся в специальных образовательных услугах, уже в дошкольном возрасте и к началу школьного обучения, а также снижению тяжести проявления дефектов у тех, кто не поддается полной абилитации и реабилитации ввиду тяжести первичного заболевания. В конечном итоге ожидается значительное снижение контингента интернатных учреждений и увеличение количества детей, способных к интегрированному обучению в массовых образовательных учреждениях, что максимально будет способствовать их социализации, а также даст экономию бюджетных средств.

Программа предусматривает реализацию мероприятий по разработке нормативного обеспечения службы ранней диагностики с учетом межведомственного характера деятельности и по созданию материально-технических, научно-методических и кадровых условий (расширение штатных расписаний субъектов службы ранней диагностики, обучение "команд" специалистов) для ее успешного функционирования, что обеспечит дальнейшее функционирование системы ранней диагностики в рамках текущего финансирования, обеспечивая долговременный и стойкий социальный и экономический эффект.

Кроме создания региональной службы ранней диагностики, необходимо внести изменения в деятельность существующих специализированных реабилитационных учреждений, и, прежде всего, образовательных, поскольку именно в них реализуется конституционное право граждан на образование.

В образовательных учреждениях дети и подростки находятся значительное время, здесь формируется и развивается личность гражданина. В существующей системе специализированных образовательных учреждений имеется ряд проблем, существенно снижающих эффективность ее деятельности:

1. Программно-методическое оснащение специализированных образовательных учреждений (классов, групп) устарело либо не разработано. Так, специальные (коррекционные) школы-интернаты работают по учебным программам 1971, 1974, 1983, 1990 годов. Специальных программ профессионального обучения детей с отклонениями в развитии не существует. Учебники, по которым ведется обучение в специализированных учреждениях, также устарели, содержат ряд тем и понятий, утративших актуальность в изменившихся политических и социально-экономических условиях. От 30 до 90% учебников в библиотеках специализированных образовательных учреждений составляют ветхий фонд.

2. Эффективное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков требует применения прогрессивных коррекционно-образовательных технологий, которыми владеют педагоги узких специальностей: дефектологи различных профилей, психологи, социальные педагоги, которых в специализированных образовательных учреждениях недостаточно. Однако получение второго высшего образования и переподготовка работников образования производятся на платной основе и недоступны работающим педагогам. Наиболее остро стоит проблема подготовки кадров для профессионального обучения подростков с проблемами в развитии. Так, в единственном в области коррекционном профессиональном училище N 11 80% мастеров производственного обучения, имеющих высокий рабочий разряд, и воспитателей не имеют педагогического образования, не говоря уже о дефектологической подготовке. Отсутствие в системе профессионального образования дефектологов, психологов и других специалистов резко ограничивает и без того узкие возможности подростков с проблемами в развитии на получение профессии, специальности. Программа включает в себя целый блок мероприятий по кадровому обеспечению специализированных учреждений, что позволит сформировать корпус специалистов, владеющих современными технологиями реабилитации детей разных возрастов и с различными проблемами в развитии. Администрация учреждения, заинтересованного в целевом обучении работника, вырабатывает механизм закрепления специалиста в учреждении в пределах внебюджетного фонда данного учреждения.

3. Специальное реабилитационное оборудование специализированных образовательных учреждений Самарской области морально и физически устарело. Так, в специальной (коррекционной) школе-интернате для глухих детей N 4 г. Самары используется звукоусиливающая аппаратура 1969, 1973, 1974 годов выпуска, а 9 кабинетов, кабинет ритмики и актовый зал совсем не оснащены аудиотехникой и звукоусиливающей аппаратурой. К числу необходимого реабилитационного оборудования следует отнести также средства информатизации образовательного процесса, специально разработанные комплекты наглядных пособий, развивающих игр и игрового оборудования. Необходимо также переоборудование медицинских блоков специализированных образовательных учреждений (в частности, кабинетами лечебной физкультуры), так как дети с отклонениями в развитии в большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, подвержены различным заболеваниям: их первичные патологии, как правило, связаны с поражениями жизненно важных функциональных систем организма, что приводит к многочисленным сопутствующим нарушениям здоровья. При этом воспитанники интернатных учреждений лишены возможности регулярно посещать медицинские учреждения для получения необходимой помощи.

4. Сложившаяся система профессиональной реабилитации в специализированных образовательных учреждениях ориентирована на подготовку воспитанников к профессиональной деятельности в государственном секторе экономики, что приводит к их несостоятельности в изменившихся экономических условиях, и проводится на оборудовании, которое уже не используется в современном производстве. Образовательные учреждения испытывают острую нехватку инструментов и расходных материалов для проведения практических занятий. Оснащение учебных мастерских специализированных образовательных учреждений современным технологическим оборудованием и расходными материалами позволит включить воспитанников в производство продукции, реализация которой даст возможность в дальнейшем обеспечивать производственный процесс; дети же получат возможность своевременно включаться в рыночные отношения, получат стимул к повышению производственных показателей, овладению профессиональными умениями и навыками. Такой подход к профессиональной подготовке предупредит формирование у воспитанников потребительского отношения к жизни. Оптимальной формой включения детей данной категории в производственные рыночные отношения является выставка-продажа изделий воспитанников специализированных реабилитационных учреждений.

Помимо мероприятий по материально-техническому оснащению процесса социально-трудовой и профессиональной абилитации и реабилитации воспитанников специализированных учреждений, Программа включает мероприятия по разработке и апробации специальных программ, учебных планов, методик реабилитационной работы с детьми и молодежью данной категории, расширению спектра доступных им профессий и специальностей, а также по формированию правовых и экономических механизмов повышения заинтересованности работодателей в использовании труда лиц с ограниченными возможностями.

Программа предполагает расширение спектра организационных форм образования детей и подростков с проблемами в развитии. Анализ образовательных систем различных регионов России и других государств показывает, что наиболее распространенными являются следующие формы организации обучения:

1. Обучение в специализированных образовательных учреждениях, классах, группах.

Такая форма обучения детей и подростков с проблемами в развитии на сегодняшний день наиболее распространена, так как имеет ряд существенных преимуществ: прежде всего, она наиболее экономична, поскольку дает возможность организовать комплексное психолого-медикопедагогическое и социальное коррекционное воздействие усилиями небольшого количества специалистов сразу на многочисленную группу детей в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями, обеспечить непрерывность такого воздействия, создать коррекционно-развивающую среду, также способствующую наиболее полной реабилитации воспитанников.

Существование специализированных образовательных учреждений интернатного типа оправдано также с точки зрения социальной поддержки этих детей и их семей. Ни для кого не секрет, что воспитанники интернатных учреждений чаще всего приходят туда из малообеспеченных, многодетных, неполных, асоциальных семей, и проживание в интернате для многих воспитанников является единственной возможностью получать полноценное питание, жить в достойных бытовых условиях, ограничить пагубное влияние родственников, ведущих аморальный образ жизни; родители же воспитанников, отдав ребенка в интернат, получают возможность устроиться на работу.