ЗАКОН
08 мая 2001 года N 37-ГД
Об утверждении территориальной целевой программы "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы
(с изменениями на 11 октября 2005 года)
______________________________________________________
Изменения:
Закон Самарской области от 7 октября 2002 г. N 64-ГД;
Закон Самарской области от 11 февраля 2004 г. N 11-ГД
Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 57-ГД
Закон Самарской области от 11 мая 2004 г. N 81-ГД;
Закон Самарской области от 11 октября 2005 г. № 173-ГД
______________________________________________________
Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 164 от 24.04.2001 г.
Статья 1. Утвердить прилагаемую территориальную целевую программу "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2001-2005 ГОДЫ
(далее - Программа)
НАИМЕНОВАНИЕ - территориальная целевая программа
ПРОГРАММЫ "Здоровье населения Самарской области"
на 2001-2005 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - в соответствии с решением и.о.
РЕШЕНИЯ Губернатора области от 06.07.2000
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - департамент здравоохранения
ИСПОЛНИТЕЛЬ Администрации области (министерство
ПРОГРАММЫ здравоохранения Самарской области)
ОСНОВНЫЕ - департамент здравоохранения
РАЗРАБОТЧИКИ Администрации области, Самарский
ПРОГРАММЫ государственный медицинский
университет
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ - профилактика заболеваний у населения
Самарской области;
увеличение продолжительности и
качества жизни;
дальнейшее развитие здравоохранения
Самарской области
ПЕРЕЧЕНЬ - "Безопасное материнство" на 2001-2005
ПОДПРОГРАММ годы
И ОСНОВНЫХ "Снижение заболеваемости детей в
МЕРОПРИЯТИЙ Самарской области" на 2001-2005 годы
"Профилактика основных
стоматологических заболеваний у детей"
на 2001-2005 годы
"Профилактика туберкулеза у населения
Самарской области" на 2001-2005 годы
"Профилактика онкологических
заболеваний" на 2001-2005 годы
"Внедрение принципа работы врача общей
практики (семейного врача) в
деятельность первичного звена
медицинской помощи" на 2001-2005 годы
"Профилактика заболеваний, связанных с
дефицитом йода на территории Самарской
области" на 2001-2002 годы
"Оказание кардиохирургической помощи
новорожденным и детям в возрасте до
3-х лет с врожденными пороками сердца"
на 2001-2003 годы
"Сахарный диабет" на 2001-2002 годы
"Сахарный диабет" на 2004-2005 годы
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001-2005 годы
ПРОГРАММЫ
ОБЪЕМЫ - реализация Программы осуществляется за
И ИСТОЧНИКИ счет средств областного бюджета:
ФИНАНСИРОВАНИЯ 2001 год - 34255,0 тыс. рублей;
ПРОГРАММЫ 2002 год - 132466,2 тыс. рублей;
2003 год - 109474,3 тыс. рублей;
2004 год - 110601,6 тыс. рублей;
2005 год - 101707,9 тыс. рублей;
всего - 488505,0 тыс. рублей;
за счет средств федерального фонда
обязательного медицинского
страхования:
2001 год - 8 000,0 тыс. рублей;
2002 год - 17 000,0 тыс. рублей;
2003 год - 17 000,0 тыс. рублей;
2004 год - 17 000,0 тыс. рублей;
2005 год - 17 000,0 тыс. рублей;
всего - 76 000,0 тыс. рублей;
всего по Программе - 564505,0 тыс.
рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - в соответствии с основными
РЕЗУЛЬТАТЫ результатами подпрограмм
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
СИСТЕМА - контроль за ходом реализации Программы
ОРГАНИЗАЦИИ осуществляет вице-губернатор области,
КОНТРОЛЯ текущий контроль за ходом реализации
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ программных мероприятий осуществляет
ПРОГРАММЫ департамент здравоохранения
Администрации области (министерство
здравоохранения Самарской области),
контроль за расходованием бюджетных
средств осуществляет департамент
управления финансами Администрации
области (министерство управления
финансами Самарской области).
В Самарской области активно проводится социальная политика, направленная на повышение уровня жизни населения, реализуется программа государственных гарантий получения бесплатной медицинской помощи. Однако недостаточное финансирование системы здравоохранения не позволяет одновременно решать ряд существующих проблем. Предлагаемая Программа предусматривает приоритетное развитие особо важных направлений здравоохранения.
Наиболее актуальными в 2001-2005 годах для охраны здоровья населения будут являться следующие приоритетные направления развития здравоохранения области:
охрана здоровья матери и ребенка;
реорганизация первичного звена медицинской помощи по принципу работы врача общей практики;
профилактика онкологических заболеваний;
профилактика туберкулеза;
профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода;
снижение заболеваемости и смертности от сахарного диабета и его осложнений.
Стратегическая значимость выбранных приоритетов определяется следующими причинами:
увеличилась доля патологических родов (с 55 до 79% за 5 лет), высок уровень общей заболеваемости новорожденных, сохраняется относительно высокий уровень абортов (78,3 на 1000 женщин фертильного возраста). Необходимо создать условия для реализации репродуктивной функции с минимальным ущербом для здоровья матери и ребенка;
показатели здоровья детей в Самарской области снижаются, только 6% детей составляют первую группу здоровья (абсолютно здоровые дети). Многие заболевания, возникающие в детском возрасте, влияют на трудоспособность взрослого населения. Необходимо улучшить качество здоровья детского населения в целом, предотвратить инвалидизацию детей с хроническими заболеваниями;
необходимо повысить эффективность работы врача амбулаторного звена, уменьшив потребность в узких специалистах на поликлиническом этапе. Реализация Программы позволит приблизить первичную медицинскую помощь к пациентам, повысит ее эффективность, создаст условия для постепенного улучшения показателей здоровья населения;
ухудшается эпидемиологическая обстановка по заболеваемости туберкулезом, что ведет к повышению затрат в системе здравоохранения. Опыт показывает, что несвоевременное проведение расширенных мероприятий по борьбе с заболеванием способствует переходу его на этап эпидемии;
сохраняется рост онкологической заболеваемости населения области. Реализация предлагаемых мероприятий приведет к улучшению выявления и снижению смертности от злокачественных новообразований;
уровень стоматологических заболеваний у жителей Самарской области остается высокий. По данным эпидемиологического обследования 1996 года, распространенность кариеса зубов у детей в 12-летнем возрасте составила 87%. Число кариозных и удаленных зубов на одного обследованного в возрастных группах 3 года, 12 и 15 лет составило, соответственно, 4,0; 3,9; 6,0. Начальные признаки заболеваний пародонта в виде зубного налета и кровоточивости выявлены у 75% 3-летних детей;
заболевания, связанные с дефицитом йода, представляют собой важнейшую медико-социальную проблему, так как определяют состояние здоровья населения и интеллектуальный уровень общества. Дефицит йода ведет к увеличению подверженности простудным заболеваниям в два раза, увеличению количества выкидышей и мертворожденных, увеличению внутриутробной инфекции и детской смертности, нарушению развития нервной системы у плода, снижению интеллекта детей вплоть до кретинизма, увеличению щитовидной железы (эндемического зоба), что провоцирует развитие узлового зоба и рака щитовидной железы. В настоящее время проведена оценка дефицита йода в отдельных населенных пунктах области. Установлены реальные показатели дефицита йода в различных группах населения (дети, подростки, взрослые);
сахарный диабет, по данным Всемирной организации здравоохранения, занимает третье место в ряде причин смертности после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В Самарской области этот показатель также находится на достаточно высоком уровне. Так, летальность от сахарного диабета по области в 1996 году составила 5,04 процента, а в 1999 - 4,97 процента. На конец 1999 года в области зарегистрировано 54643 больных сахарным диабетом. Около 30 процентов больных диабетом имеют серьезные осложнения в виде диабетической ретинопатии, нефропатии и нейроангиопатии, из них 12,8 процента больных - инвалиды.
В условиях ограниченного финансирования здравоохранения решение указанных проблем без концентрации ресурсов и специальной поддержки со стороны Администрации Самарской области нереально.
В Программе предлагаются современные технологические, организационные мероприятия, реализация которых позволит достичь высокой эффективности оказания медицинской помощи и улучшения здоровья населения.
Реализация Программы позволит решить ряд важнейших социальных проблем и улучшить демографическую ситуацию в Самарской области.
В Самарской области имеются серьезные предпосылки для положительного решения поставленных задач:
наличие заказа на решение такой социальной проблемы, как улучшение показателей здоровья населения области и готовность Администрации Самарской области взять на себя роль государственного заказчика;
наличие в Самарской области развитой сети учреждений здравоохранения, осуществляющих работу по всем направлениям Программы.
Цели Программы:
профилактика заболеваний у населения Самарской области;
увеличение продолжительности и качества жизни;
дальнейшее развитие здравоохранения Самарской области.
Задачи Программы:
1. Охрана репродуктивного здоровья населения.
2. Снижение заболеваемости детей и детской смертности в области.
3. Стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу.
4. Профилактика онкологических заболеваний.
5. Профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода.
6. Снижение заболеваемости, смертности и показателя выхода на инвалидность, обусловленных сахарным диабетом и его осложнениями.
7. Совершенствование структуры и функционирования первичного звена медицинской помощи.
8. Реорганизация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики.
9. Оборудование отдельно стоящих офисов и отделений врачей общей практики на базе поликлиник.
10. Организация регистра онкологических больных и больных сахарным диабетом по Самарской области.
11. Совершенствование профилактических осмотров с целью раннего выявления опухолевых заболеваний и туберкулеза.
12. Внедрение новых форм организации лечения больных туберкулезом.
13. Организация смотровых кабинетов во всех поликлиниках.
14. Укрепление материальной базы медицинских учреждений области.
15. Обучение медицинских кадров.
16. Внедрение новых технологий лечения и профилактики осложнений беременности и реанимационной помощи при неотложных состояниях новорожденных.
17. Внедрение новых современных технологий международных схем лечения детей с эндокринными и онкогематологическими заболеваниями.
18. Открытие отделений охраны здоровья подростков в лечебно-профилактических учреждениях городов и районов области.
19. Реорганизация отдельных детских санаторных учреждений в центры восстановительного лечения, профессиональной и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
20. Составление регистра наследственных заболеваний и медико-экологической карты патологии репродуктивной системы населения области.
21. Проведение эпидемиологического обследования населения с целью выявления самых актуальных стоматологических проблем.
22. Организация во всех стоматологических поликлиниках кабинетов гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний.
23. Проведение научно-обоснованных мероприятий по массовой, групповой и индивидуальной профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода на территории Самарской области.
24. Создание регистра врожденных пороков сердца у детей.