Подпрограмма Программы "Общегородские мероприятия" включает в себя 8 наиболее важных по своему влиянию на экологическую ситуацию в целом мероприятий. Их реализация позволит коренным образом изменить экологическую обстановку на территории города и наметить пути выхода из состояния чрезвычайной экологической ситуации. Условно эти мероприятия можно подразделить на три следующие блока:
первый - "Решение проблем качества питьевой воды и вод поверхностных водоисточников";
второй - "Ликвидация техногенной залежи нефтепродуктов, несущей опасность для здоровья людей";
третий - "Обеспечение для населения города экологически комфортных условий проживания".
По первому блоку мероприятие по разработке инвестиционного обоснования по поиску альтернативных источников водоснабжения и водоподготовки, строительство нового питьевого водозабора обосновано:
недостаточной защищенностью существующего и проектируемого водозабора;
отсутствием положительного прогноза качества на долгосрочную перспективу при реализации проекта строительства нового водозабора;
отсутствием конкретных вариантов водозаборов и возможности выбора оптимального варианта;
несоответствием качества воды существующего водозабора требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее - СанПиН 2.1.4.559-96) по солесодержанию, уровню жесткости, содержанию свинца и кадмия, что исключает возможность обеспечения эффективной водоподготовки до требований вышеназванных СанПиН с помощью существующих технологий очистки.
Мероприятие по проектированию и строительству единой системы ливневой канализации города обосновано влиянием на качество воды городских водоемов рассредоточенных источников загрязнения.
По второму блоку предлагается продолжить перехват загрязненных подземных вод и локальные откачки нефтепродукта с помощью горизонтальных дренажей и неглубоких скважин в режиме поддержания оптимального динамического уровня в районе поселков Русские Липяги и Чувашские Липяги.
Существующий опыт по локализации залежи показывает, что за семь лет такие откачки на отдельных участках снизили мощность залежи с 1,2-3 м до 0,7-1,5 м, а общий объем извлеченных нефтепродуктов за 1992-1999 годы составил около 300 тысяч тонн.
Эффективность этих мероприятий может быть достигнута в условиях прекращения утечек с АО НК КПЗ за счет модернизации и реконструкции существующего оборудования и строительства новых инженерных сооружений.
Предложенные мероприятия необходимо рассматривать только в качестве неотложных, выполнение которых необходимо осуществить в ближайшие годы (до 2004 года) с целью снижения остроты экологической ситуации. Однако реализация этих мероприятий кардинально не решает проблемы антропогенного загрязнения. Их выполнение может увеличить мощность загрязняемого слоя за счет удлинения пути движения водного потока к скважине при интенсивной откачке загрязненных вод и за счет перераспределения нефтепродуктов по вертикальным и горизонтальным направлениям в ходе локальных откачек.
Поэтому в развитие настоящей Программы необходимо приступить к созданию управляемой инженерно-экологической системы, которая с помощью технических и биологических средств исключит поступление загрязненных потоков в реку Волгу и на основе экологического мониторинга обеспечит управление гидрохимическими и биологическими режимами почв, грунтов, подземных и поверхностных вод.
Ликвидация последствий нефтяного загрязнения территории города Новокуйбышевска с помощью управляемой инженерно-экологической системы является длительным технологическим процессом, обеспечивающим высокую эффективность проводимых мероприятий по защите экологических систем бассейна реки Волги от загрязнения техногенными стоками промышленных предприятий. Создание такой системы должно осуществляться с максимальной областной инвестиционной поддержкой, т.к. решаемые с ее помощью проблемы имеют важное экологическое значение для одного из самых крупных регионов страны.
В состав рекультивационных мероприятий необходимо включить:
внесение органических удобрений для увеличения емкости поглощения с целью регулирования подвижности техногенных загрязнителей почвы (органические удобрения обладают большой удельной поверхностью - 300-600 кв.м/г и высокой емкостью обмена - 200-400 мг-экв/100 г);
применение биодеструкторов на участках, загрязненных нефтепродуктами (препарат "Дизойл" в течение 10 суток при оптимальных условиях на 30% снижает содержание нефтепродуктов в поверхностном слое почвы);
выращивание сельскохозяйственных культур, устойчивых к загрязнению почв тяжелыми металлами (корнеклубнеплоды, технические культуры, зерновые, колосовые).
Третий блок общегородских мероприятий обусловлен необходимостью постоянного выведения населения города из экологически напряженных в экологически чистые районы. А в целях снижения антропогенной нагрузки на жителей от выбросов автотранспорта и улучшения состояния атмосферного воздуха в городе предлагается строительство двух объездных дорог, с помощью которых из селитебной части города будет полностью выведен тяжелогрузный и транзитный транспорт.
Данные сетей стационарного контроля за состоянием атмосферного воздуха в городе в динамике среднегодовых концентраций позволяют констатировать, что загрязнение воздуха оксидом углерода в городской черте либо сохраняется на стабильном уровне, либо возросло в 2-3 раза. Загрязнение воздуха окислами азота либо стабильно в динамике лет, либо также возросло в 2-3 раза.
Параллельно с этим динамика выбросов промышленных предприятий города по тем же ингредиентам выглядит следующим образом:
совокупный валовой выброс оксида углерода с 1995 по 1998 годы по всем промышленным предприятиям города вырос в 1,1 раза (с 7946 тонн в 1995 году до 8524 тонн в 1998 году);
совокупный валовой выброс окислов азота снизился в 1,2 раза (с 7188 тонн в 1995 году до 5928 тонн в 1998 году).
Таким образом, при общем снижении выбросов в атмосферу по окислам азота в городе наблюдается обратная картина с загрязнением воздуха этими же веществами, а валовой выброс оксида углерода неотступно растет.
С учетом информации по количеству автотранспорта в целом по городу и используемого топлива, а также характеристики расположения постов системы Росгидромета можно предположить, что городской и транзитный автотранспорт влияют на рост концентраций оксида углерода и окислов азота в атмосферном воздухе города, поэтому реализация вышеназванных мероприятий городу необходима.
В связи с истечением срока действия в 1999 году методик выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах и перехода на новый перечень методик, прошедших в установленном порядке метрологическую аттестацию и экспертизу научно-исследовательского института "Атмосфера", необходимо обновить приборное оснащение отдела экологического контроля Новокуйбышевской государственной инспекции по охране окружающей среды. Это позволит увеличить оперативность контроля специфичных для города загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий и, соответственно, повысит уровень принимаемых решений по устранению выявленных нарушений.