Недействующий

О комплексной программе развития агропромышленного комплекса на 2000-2003 годы (с изменениями на 1 июня 2006 года)

3.3. ПОДПРОГРАММА "МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ"

Важнейшей проблемой сохранения агроприродного потенциала регионального АПК, находящегося в зоне рискованного земледелия, является состояние орошаемых земель. В настоящее время в связи с отсутствием финансирования практически не производится реконструкция, восстановление и ремонт мелиоративных систем. Не обеспечивается сохранность дождевальной техники и насосно-силового оборудования, их ремонт и сервисное обслуживание.

В результате с 1993 по 1999 год площадь орошаемых земель уменьшилась с 191,8 тыс. гектаров до 147,3 тыс. гектаров (на 23%), количество дождевальной техники - с 2 831 единицы до 1054 единиц (на 60%), из них осталось исправного оборудования - 406 единиц (38%). На мелиорированных землях резко сократилось внесение минеральных удобрений и средств защиты растений, нарушаются режимы орошения почв, технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

Основная причина снятия орошаемых земель с учета и перевода их в богарные - это выход из строя оросительной сети, дождевальной техники, отсутствие водоисточников, а также засоление и заболачивание почв.

В соответствии с Федеральным законом "О мелиорации земель"  работы по мелиоративному строительству, реконструкции и эксплуатации государственных оросительных систем должны финансироваться из федерального бюджета. Годовая потребность в финансовых ресурсах на эти цели составляет около 50 млн. рублей. Фактически же выделялось только около 30% от потребности, т.е. 15-18 млн. рублей, которых едва хватало на эксплуатацию объектов федеральной собственности.

Начиная с 1995 года финансирование замены оборудования и проведения реконструкции оросительной сети приостановлено. На восстановление орошаемых земель, реконструкцию оросительных систем и замену вышедшего из строя оборудования, по предварительным прогнозам, требуется около 245 млн. рублей. Данные ежегодной потребности в финансовых ресурсах на реконструкцию и окончание объектов незавершенного строительства приведены в таблице 3.3.

Таблица 3.3.

            

Финансирование мероприятии по мелиорации земель, тыс. рублей

______________________________________________________________________
| N| Наименование           | Объемы финансирования         | Всего  |
|  |                        | по годам                      |        |
|__|________________________|_______________________________|________|
|  |                        | 2000  | 2001  | 2002  | 2003  |        |
|__|________________________|_______|_______|_______|_______|________|

 1. Реконструкция
    оросительных систем      13 000   14 000  14 200  15 700  56 900
    В том числе:
    стоимость реконструкции
    мелиоративных объектов    7 400    8 400   8 500  10 000  34 300
    общая стоимость
    восстановления
    дождевальных машин

и приобретения новых      5 600   5 600   5 700    5 700  22 600

2.

Незавершенное

    строительство             2 000   10 000  17 000  18 000  47 000
    ВСЕГО                    15 000   24 000  31 200  33 700 103 900
    В том числе:
    за счет средств
    областного бюджета           --   15 000  15 000  15 000  45 000
    за счет средств
    федерального бюджета     15 000    9 000  16 200  18 700  58 900

В 2000 году финансирование работ по мелиорации земель будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Начиная с 2001 года мелиоративные объекты, находящиеся в федеральной собственности, будут передаваться в областную собственность, вследствие чего финансирование работ по мелиорации земель будет переориентировано на областной бюджет. При этом финансирование будет осуществляться за счет части земельного налога, перечисляемого в федеральный бюджет. Начиная с 2001 года ежегодные объемы ассигнований из средств областного бюджета на финансирование работ по мелиорации земель приняты в размере 15,0 млн. рублей.

Сводные данные по финансированию программы "Управление земельными ресурсами" приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4.

                   

Финансирование программы "Управление земельными ресурсами", млн. рублей

______________________________________________________________________
| N| Наименование          | Стоимость | Объемы финансирования       |
|  |                       | программы | по годам                    |
|  |                       | на 2000 - |                             |
|  |                       | 2003 гг.  |                             |
|  |                       |           |                             |
|  |                       |           |_____________________________|
|  |                       |           | 2000  | 2001 | 2002 | 2003  |
|__|_______________________|___________|_______|______|______|_______|

 1. Создание
    автоматизированной
    системы ведения
    государственного
    земельного кадастра     173,200     32,681  40,519  50,000  50,000
    Из них:
    средства федерального
    бюджета                   2,582      2,063   0,519
    средства областного
    бюджета                 170,618     30,618  40,000  50,000  50,000
    В том числе бюджетные
    ассигнования по
    статье "Сельское
    хозяйство и
    рыболовство"            170,618     30,618  40,000  50,000  50,000

 2. Повышение плодородия
    почв                    237,300     49,400  49,900  62,100  75,900
    Из них:
    средства федерального
    бюджета                  57,000     10,000  13,000  16,000  18,000
    средства областного
    бюджета                 135,000     30,000  25,000  35,000  45,000
    В том числе бюджетные
    ассигнования по
    статье "Сельское
    хозяйство и
    рыболовство"            135,000     30,000  25,000  35,000  45,000
    средства предприятий     45,300      9,400  11,900  11,100  12,900

 3. Мелиорация земель       103,900     15,000  24,000  31,200  33,700
    Из них:
    средства федерального
    бюджета                  58,900     15,000   9,000  16,200  18,700
    средства областного
    бюджета                  45,000             15,000  15,000  15,000
    В том числе бюджетные
    ассигнования по
    статье  "Сельское
    хозяйство и
    рыболовство"             45,000             15,000  15,000  15,000
    средства предприятий
    ИТОГО по программе      514,400     97,081 114,419 143,300 159,600
    Из них:
    средства федерального
    бюджета                 118,482     27,063  22,519  32,200  36,700
    средства областного
    бюджета                 350,618     60,618  80,000 100,000 110,000
    В том числе бюджетные
    ассигнования по
    статье "Сельское
    хозяйство и
    рыболовство"            350,618     60,618  80,000 100,000 110,000
    средства предприятий     45,300      9,400  11,900  11,100  12,900

Отличительной особенностью этой целевой программы является то, что из-за ограниченности средств областного бюджета профинансировать в полном объеме запланированные мероприятия по всем трем подпрограммам не представляется возможным. Анализ поступления средств от сборов земельного налога не позволяет прогнозировать резкого увеличения объемов платежей, которые могли бы быть направлены на реализацию этих подпрограмм. В связи с этим предлагается профинансировать запланированные мероприятия в рамках прогнозируемых объемов земельного налога, а недостающие средства изыскать из сумм дополнительных доходов областного бюджета.

Таким образом, согласно данным таблицы 3.4. за период с 2000 по 2003 год объем финансирования работ по ведению земельного кадастра за счет средств земельного налога планируется в размере 170,618 млн. рублей при общей потребности в средствах областного и муниципального бюджетов в размере 372,035 млн. рублей. Недостаток средств, компенсируемый за счет дополнительных доходов областного бюджета, составит 201,417 млн. рублей.

Для подпрограммы по повышению плодородия почв недостаток в средствах областного бюджета составит 45,0 млн. рублей, при общей потребности в 180,0 млн. рублей.