Цель подпрограммы - создание эффективных рыночных механизмов регулирования экономических интересов субъектов хозяйствования регионального АПК на базе развития кооперации, межхозяйственной интеграции и организации эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции.
На период действия Программы основными приоритетами в сфере развития рыночной инфраструктуры являются мероприятия, связанные с реализацией следующих направлений:
стимулирование процессов развития межхозяйственной кооперации и интеграции сельхозпроизводителей с предприятиями переработки, торговли и сервисного обслуживания за счет организации:
торговых площадок и рынков для выездной торговли сельхозпроизводителей в городах и районах области;
эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции на базе крупных оптовых рынков сельхозсырья и продовольствия;
сети машинно-технологических станций для обслуживания сельских товаропроизводителей;
кооперативных технических центров для оказание консультационной и технической помощи фермерским хозяйствам области;
промышленно-финансовых групп и ассоциаций между птицефабриками, свинокомплексами, зерносеющими хозяйствами, комбикормовыми заводами и предприятиями перерабатывающей промышленности;
регулирование объемов ввозимого продовольствия и проверка качества ввозимых сельхозпродуктов из других регионов Российской Федерации;
маркетинговое и информационное обеспечение сельскохозяйственного производства, развитие сети ценового мониторинга сельхозпродуктов и продовольствия, создание единой консультационной службы АПК и укрепление ее материально-технической базы;
содействие в обеспечении материально-техническими ресурсами предприятий АПК всех форм собственности.
Организация эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции. С этой целью в Самарской области создано 14 крупных продовольственных рынков, в том числе: десять - в г. Самаре, три - в г. Тольятти и один - в г. Похвистнево. За исключением рынка в г. Похвистнево все продовольственные рынки были организованы за счет частных инвестиций. Из 10 действующих рынков в г. Самаре 6 работают как мелкооптовые и розничные, а 4 являются рынками крупнооптовой торговли и полностью обеспечивают потребности индустриального центра.
В рамках целевой подпрограммы "Развитие рыночной инфраструктуры" в 2000-2003 гг. планируется за счет частных инвестиций создать рынки в городах Сызрани, Чапаевске, в поселке Безенчук.
Агросервисное обслуживание хозяйств. В рамках данного направления предполагается создать сеть машинно-технических станций (далее МТС) с целью оказания услуг сельским товаропроизводителям:
в проведении энергоемких сельскохозяйственных операций, в том числе вспашки, заготовки кормов и уборки урожая с использованием техники и кадров межрайонных МТС;
по освоению хозяйствами области новых технологий возделывания зерновых, кормовых и технических культур.
Основанием для реализации данного направления является опыт Поволжской государственной зональной машинно-испытательной станции, показавший бесспорное преимущество комплексного использования дорогостоящей техники, укомплектованной квалифицированными кадрами, обеспеченной сервисным обслуживанием и хорошей ремонтно-технической базой. Среднегодовые объемы работ на один агрегат в составе МТС в 2-3 раза выше, чем в хозяйствах, а приведенные затраты в расчете на 1 гектар снижаются на 20-30%.
В настоящее время в АПК Самарской области функционируют 3 МТС: в Кинельском, Хворостянском и Кошкинском районах. В стадии оформления находится Безенчукская МТС. С 2000 по 2003 год предполагается создать МТС в Большеглушицком, Красноярском, Кинель-Черкасском, Клявлинском и Волжском районах.
В целях совершенствования агросервисного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств в указанный период предусматривается организовать первый межфермерский кооперативный технический центр.
Особое место в структуре подпрограммы занимает создание системы рыночной информации и сети сельскохозяйственных информационно-консультационных пунктов для сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающей промышленности в рамках проекта поддержки сельскохозяйственных реформ АРИС. Создание сети консультационных пунктов позволит непосредственно на местах организовать обучение кадров перспективным технологиям и методам ведения хозяйства, наладить консультирование специалистов сельского хозяйства по правовым и хозяйственным вопросам, маркетингу и менеджменту. На финансирование данного проекта предполагается выделять по 2,0 млн. рублей ежегодно в течение всего периода реализации Программы.
Основные мероприятия и объем необходимых финансовых ресурсов для реализации целевой подпрограммы "Развитие рыночной инфраструктуры" приведены в таблице 4.11.
Таблица 4.11.
Финансирования подпрограммы "Развитие рыночной инфраструктуры", млн. рублей
______________________________________________________________________
| N| Наименование | Срок | Источники | Всего за|
| | | реали-| финансирования | 2000- |
| | | зации,| | 2003 гг.|
| | | годы | | |
| | | | | |
| | | | | |
|__|_______________________|_______|_______________________|_________|
| 1| 2 | 3 | 4 | 5 |
|__|_______________________|_______|_______________________|_________|
1. Организация оптовых 2000- Всего 1,500
рынков 2002 Из них:
сельхозпродукции средства федерального
бюджета
средства областного
бюджета
средства предприятий 1,500
2. Создание МТС 2000- Всего 28,000
2003 Из них:
средства федерального
бюджета
средства областного
бюджета 22,000
В том числе льготные
кредиты по статье
"Сельское хозяйство и
рыболовство": 22,000
средства предприятий 6,000
3. Создание 2001- Всего 12,000
межфермерского 2003 Из них:
кооперативного средства федерального
технического центра бюджета
(ОАО "Инвестиция") средства областного
бюджета 6,000
В том числе льготные
кредиты по статье
"Сельское хозяйство и
рыболовство": 6,000
средства предприятий 6,000
4. Создание системы 2000- Всего 6,000
рыночной информации 2002 Из них:
и сети средства федерального
сельскохозяйственных бюджета
информационно- средства областного
консультационных бюджета 6,000
пунктов в рамках В том числе бюджетные
проекта поддержки ассигнования по статье
реформ АРИС "Сельское хозяйство
и рыболовство": 6,000
средства предприятий
ОБЩАЯ Всего 47,500
СТОИМОСТЬ Из них:
ПОДПРОГРАММЫ средства федерального
бюджета
средства областного
бюджета 34,000
В том числе по
статье "Сельское
хозяйство и
рыболовство" 34,000
льготные кредиты 28,000
бюджетные ассигнования 6,000
средства предприятий 13,500
Продолжение таблицы
______________________________________________________________________
| N| Наименование | Источники | Объемы |
| | | финансирования | финансирования |
| | | | по годам |
| | | | |
| | | |_________________|
| | | | 2000 | 2001 |
|__|_______________________|_______________________|________|________|
| 1| 2 | 4 | 6 | 7 |
|__|_______________________|_______________________|________|________|
1. Организация оптовых Всего 0,500 0,500
рынков Из них:
сельхозпродукции средства федерального
бюджета
средства областного
бюджета
средства предприятий 0,500 0,500
2. Создание МТС Всего 7,000 7,000
Из них:
средства федерального
бюджета
средства областного
бюджета 5,000 5,500
В том числе льготные
кредиты по статье
"Сельское хозяйство и
рыболовство": 5,500 5,500
средства предприятий 1,500 1,500
3. Создание Всего 4,000 4,000
межфермерского Из них:
кооперативного средства федерального
технического центра бюджета
(ОАО "Инвестиция") средства областного
бюджета 2,000 2,000
В том числе льготные
кредиты по статье
"Сельское хозяйство и
рыболовство": 2,000 2,000
средства предприятий 2,000 2,000
4. Создание системы Всего 2,000 2,000
рыночной информации Из них:
и сети средства федерального
сельскохозяйственных бюджета
информационно- средства областного
консультационных бюджета 2,000 2,000
пунктов в рамках В том числе бюджетные
проекта поддержки ассигнования по статье
реформ АРИС "Сельское хозяйство
и рыболовство": 2,000 2,000
средства предприятий
ОБЩАЯ Всего 13,500 13,500
СТОИМОСТЬ Из них:
ПОДПРОГРАММЫ средства федерального
бюджета
средства областного
бюджета 9,500 9,500
В том числе по
статье "Сельское
хозяйство и
рыболовство" 9,500 9,500
льготные кредиты 7,500 7,500
бюджетные ассигнования 2,000 2,000
средства предприятий 4,000 4,000
Продолжение таблицы
______________________________________________________________________
| N| Наименование | Источники | Объемы |
| | | финансирования | финансирования |
| | | | по годам |
| | | | |
| | | |_________________|
| | | | 2002 | 2003 |
|__|_______________________|_______________________|_________|_______|
| 1| 2 | 4 | 8 | 9 |
|__|_______________________|_______________________|_________|_______|
1. Организация оптовых Всего 0,500
рынков Из них:
сельхозпродукции средства федерального
бюджета
средства областного
бюджета
средства предприятий 0,500
2. Создание МТС Всего 7,000 7,000
Из них:
средства федерального
бюджета
средства областного
бюджета 5,500 5,500
В том числе льготные
кредиты по статье
"Сельское хозяйство и
рыболовство": 5,500 5,500
средства предприятий 1,500 1,500
3. Создание Всего 4,000
межфермерского Из них:
кооперативного средства федерального
технического центра бюджета
(ОАО "Инвестиция") средства областного
бюджета 2,000
В том числе льготные
кредиты по статье
"Сельское хозяйство и
рыболовство": 2,000
средства предприятий 2,000
4. Создание системы Всего 2,000
рыночной информации Из них:
и сети средства федерального
сельскохозяйственных бюджета
информационно- средства областного
консультационных бюджета 2,000
пунктов в рамках В том числе бюджетные
проекта поддержки ассигнования по статье
реформ АРИС "Сельское хозяйство
и рыболовство": 2,000
средства предприятий
ОБЩАЯ Всего 9,500 11,000
СТОИМОСТЬ Из них:
ПОДПРОГРАММЫ средства федерального
бюджета
средства областного
бюджета 7,500 7,500
В том числе по
статье "Сельское
хозяйство и
рыболовство" 7,500 7,500
льготные кредиты 5,500 7,500
бюджетные ассигнования 2,000
средства предприятий 2,000 3,500