Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 16 декабря 1999 года N 361

О комплексной программе развития агропромышленного комплекса на 2000-2003 годы

___________________________________________________________________________________________

Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 01 июня 2006 г. № 123     

___________________________________________________________________________________________

(с изменениями на 1 июня 2006 года)

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства, сохранения и наращивания ресурсного потенциала, способствующего созданию условий для обеспечения населения области основными видами сельскохозяйственной продукции

                        

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Принять прилагаемую Комплексную программу развития агропромышленного комплекса на 2000-2003 годы и направить ее на утверждение Самарской Губернской Думы.

     Губернатор
     Самарской области                                 К.А. Титов

Приложение
к постановлению Губернатора
Самарской области
от 16.12.99 г. N 361

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
на 2000-2003 годы
(далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 Наименование            - Комплексная     программа     развития
 Программы               агропромышленного комплекса на 2000-2003
                         годы

 Дата принятия           - протокол   совещания   у   Губернатора
 решения о               Самарской области от 18.10.99
 разработке
 Программы

 Дата утверждения
 Программы

 Государственный         - Администрация Самарской области
 заказчик

 Головной                - департамент  сельского   хозяйства   и
 исполнитель             продовольствия Администрации области

 Основные                - департамент   сельского   хозяйства  и
 разработчики            продовольствия Администрации  области
 Программы               - Самарский     научно-исследовательский
                         институт экономических проблем региона

 Цели и задачи           - восстановление           эффективности
 Программы,              сельскохозяйственного   производства   и
 важнейшие целевые       платежеспособности хозяйств,  увеличение
 показатели              удельного    веса   сельскохозяйственной
                         продукции   собственного   производства.
                         Реализация  Программы позволит довести к
                         2003 году  годовые  объемы  производства
                         основных видов сельхозпродукции до:
                         в растениеводстве:
                         зерно - 2 500 тыс. тонн;
                         сахарная свекла - 40 тыс. тонн;
                         подсолнечник - 200 тыс. тонн;
                         картофель - 530 тыс. тонн;
                         овощи - 200 тыс. тонн;
                         в животноводстве:
                         скот и птица  (живой  вес)  -  165  тыс.
                         тонн;
                         молоко - 673 тыс. тонн;
                         яйца - 600 тыс. штук;
                         в перерабатывающей промышленности:
                         мясо и субпродукты 1 категории - 26 тыс.
                         тонн;
                         цельномолочная продукция   -   135  тыс.
                         тонн;
                         сахар-песок - 15 тыс. тонн;
                         масло растительное - 27 тыс. тонн;
                         мука - 450 тыс. тонн;
                         рыба - 1,5 тыс. тонн

 Сроки и этапы           - реализация Программы осуществляется  в
 реализации              период с 2000 по 2003 год
 Программы

 Перечень                - Программа включает  в  себя  следующие
 под программ и          подпрограммы:
 основных                управление земельными ресурсами;
 мероприятий             поддержка    приоритетных    направлений
                         развития   агропромышленного   комплекса
                         (далее - АПК);
                         развитие фермерских хозяйств;
                         финансово-кредитная политика;
                         государственная    поддержка    развития
                         организаций и учреждений АПК, проведения
                         научно-исследовательских работ (далее  -
                         НИР) и подготовки специалистов сельского
                         хозяйства;
                         социально-экономическое развитие села

  Исполнители            - департамент   сельского   хозяйства  и
  основных               продовольствия   Администрации   области
  мероприятий            Районные  управления сельского хозяйства
                         области
                         Сельскохозяйственные предприятия области
                         Предприятия пищевой  и  перерабатывающей
                         промышленности области

 Объемы и источники      - общая  стоимость  Программы  за   весь
 финансирования          период  реализации  составляет 6 634,246
 Программы               млн.  рублей и распределяется  следующим
                         образом:
                         Средства федерального
                         бюджета - 1 388,782 млн. рублей (20,9%);
                         средства областного
                         бюджета - 1 981,724 млн. рублей (30%);
                         средства предприятий   -   452,340  млн.
                         рублей (6,8%);
                         прочие кредиты и инвестиции 686,400 млн.
                         рублей (10,3%);
                         иностранные инвестиции  - 2 125,000 млн.
                         рублей (32,0%)

 Ожидаемые конечные      - реализация     Программы     обеспечит
 результаты              возможность   сохранения  и  наращивания
 реализации              основных     составляющих     ресурсного
 Программы               потенциала         сельскохозяйственного
                         производства  и   будет   способствовать
                         созданию условий для обеспечения региона
                         основными  видами  сельскохозяйственного
                         сырья и продовольствия

 Система организации     - анализ    специалистами   департамента
 контроля за             сельского  хозяйства  и   продовольствия
 исполнением             Администрации области текущего состояния
 Программы               АПК,  прогноз ситуации  на  региональных
                         рынках          продовольствия         и
                         сельскохозяйственного сырья, определение
                         приоритетных     направлений    аграрной
                         политики на текущий  период,  мониторинг
                         целевых показателей Программы.

1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АПК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

АПК Самарской области является многоотраслевой производственно-экономической системой, в состав которой входит свыше 460 крупных сельскохозяйственных (далее - с/х) предприятий, более 100 пищевых, перерабатывающих и заготовительных организаций и свыше 1000 предприятий агросервиса. Из общей численности населения области (3 305 тыс. человек) 644 тыс. человек (19,5%) проживают в сельской местности, а из 1443 тыс. человек, занятых в народном хозяйстве, 107 тыс. человек (7,4%) непосредственно работают в сфере сельскохозяйственного производства.

В результате проводимой аграрной реформы за последние годы в сфере сельскохозяйственного производства произошли глубокие социально-экономические преобразования. Практически полностью завершена реорганизация колхозов и совхозов, приватизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и агросервиса. За сельхозпредприятиями законодательно закреплено право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства, устанавливать цены на производимую продукцию. Создано 5120 крестьянских хозяйств, в том числе 3 455 индивидуальных. Более 260 тысяч личных подсобных хозяйств населения производят до 50% продукции животноводства.

В собственность сельхозтоваропроизводителям передано безвозмездно 95% площадей земельных угодий, что означает переход от монополии государственной собственности на сельхозугодья к сочетанию ее с частной и муниципальной собственностью и открывает возможности для развития различных форм сельскохозяйственного производства.

Завершается процесс формирования законодательной базы проводимой реформы. Принятые Самарской Губернской Думой Законы Самарской области "О земле" от 16.07.98, "Об оценке земли" от 22.03.99 , "О залоге (ипотеке) земель сельскохозяйственного назначения" от 16.04.99  и "Об инвестициях в Самарской области" от 16.06.98  создают реальные предпосылки для эффективного оборота земель, обеспечивают защиту прав собственников, владельцев, пользователей земли и недвижимости, способствуют привлечению в сельскохозяйственное и агропромышленное производство отечественного и зарубежного капитала.

В структуре АПК региона по объемам произведенной продукции в текущих ценах сельское хозяйство занимает ведущее место. Объективные возможности отрасли по производству и реализации сельхозпродукции определяются, прежде всего, количественным и качественным составом производственных ресурсов (земельных, материальных и трудовых), а также степенью их использования, т.е. производственным потенциалом сельского хозяйства.

Кризисные явления последних лет в экономике страны привели к снижению ресурсного обеспечения отрасли и, как следствие, к спаду производства сельскохозяйственной продукции. При этом снижение объемов производства по основным видам сельхозпродукции сопровождалось не только количественными (сокращение посевных площадей, численности поголовья скота и птицы и т.д.), но и качественными изменениями в ресурсопроизводственном потенциале регионального АПК. Уменьшились валовые сборы зерна, сахарной свеклы и подсолнечника, сократились надои молока и привесы скота. Износ сельскохозяйственной техники и сельхозмашин в хозяйствах области превысил 70%.

К числу объективных причин, приведших к падению объемов производства сельхозпродукции, следует отнести потери сельского хозяйства, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами и дезинтеграцией производства, обусловленные прежде всего сложностями становления рыночных отношений в стране на первом этапе проведения экономических реформ.

Вместе с тем в условиях жесткой ограниченности финансовых ресурсов единственным реальным путем решения назревших проблем сельскохозяйственного производства является его интенсификация за счет более эффективного использования земельных угодий, внедрения новых индустриальных и ресурсосберегающих технологий производства, рационального использования материально-технических ресурсов, удешевления сельскохозяйственной техники за счет производства ее на конверсионных предприятиях.

С целью смягчения негативных последствий переходного периода на развитие сельскохозяйственного производства ежегодно из областного бюджета выделялись существенные ассигнования. В рамках выделенного финансирования был предпринят целый комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации на региональном рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Проведена корректировка структуры посевных площадей, началось внедрение индустриальных технологий с высоким уровнем механизации сельскохозяйственного производства. С 1998 г. осуществляется реализация целевой программы "Совершенствование производства зерна в Самарской области с применением ресурсосберегающих и влагосберегающих технологий" . За счет бюджетного финансирования в поселке Безенчук завершается строительство кукурузокалибровочного завода и завода по производству родительских форм кукурузы, пуск которых обеспечит развитие базы кормопроизводства в регионе.

В период с 1997 по 1999 год завершена реконструкция открытого акционерного общества сельскохозяйственного предприятия "Самарское" и его перепрофилирование с производства бройлеров на производство индюшиного мяса. Осуществлялась государственная поддержка создания высокопродуктивного молочного стада на базе строительства молочно-товарных ферм. Проводилось выделение льготных кредитов сельхозпредприятиям, фермерским хозяйствам на приобретение семенного фонда, сельхозтехники, горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), удобрений, средств защиты растений и т.д.

Выделялись бюджетные ассигнования на содержание учреждений ветеринарной сети, органов Гостехнадзора, учебных заведений сельскохозяйственного профиля, на выполнение НИР по разработке и внедрению высокоэффективных технологий производства, хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства, опытных образцов новой техники, по совершенствованию организационно-экономического механизма хозяйствования.

Предпринятые меры способствовали снижению темпов падения сельхозпроизводства, а в 1997 году на фоне благоприятных погодных условий позволили добиться и существенного улучшения отдельных показателей его развития. В 1998 году из-за засухи значительно снизилась урожайность зерновых культур, подсолнечника и картофеля. Однако в 1999 г., несмотря на финансовый кризис 17 августа 1998 г. и сложные погодные условия текущего года, хозяйствам области удалось выйти по основным показателям на уровень 1996 г. или превзойти их.

Валовые сборы и урожайность сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств выборочно по годам приведены в таблице 1.1.

Основными производителями зерна и технических культур остаются сельскохозяйственные предприятия. Доля их в производстве зерна, сахарной свеклы и подсолнечника составляет, соответственно, 92, 98 и 92% от общего объема производства.

Таблица 1.1.

     

Посевные площади, урожайность и валовой сбор продукции растениеводства во всех категориях хозяйств по Самарской области

______________________________________________________________________
| N| Наименование   | 1990 г.|1995 г.|1996 г.|1997 г.|1998 г.|1999 г.|
|  | продукции и    |        |       |       |       |       |       |
|  | показателей    |        |       |       |       |       |       |
|__|________________|________|_______|_______|_______|_______|_______|

 1. Посевные площади,
    тыс. гектаров
    Зерновые          1599,0   1466,7   1439,3  1478,0  1426,0  1269,0
    Сахарная свекла     14,7      6,1      5,5     3,7     0,6     1,8
    Подсолнечник       183,0    187,9    193,7   195,2   250,8   328,4
    Картофель           50,9     53,7     55,9    51,6    54,4    54,4
    Овощи               10,9     13,0     13,0    12,5    12,0    12,7

 2. Урожайность,
    центнера с гектара
    Зерновые            18,9      8,6     11,9    18,6     4,5    11,4
    Сахарная свекла    140,4    118,4    106,1   109,0   100,6   100,0
    Подсолнечник         9,0      5,9      5,2     8,5     5,8     5,8
    Картофель           96,9     75,8     82,0   103,3    73,6    86,4
    Овощи              141,0    108,3    125,9   132,3   134,0   126,0

 3. Валовой сбор (после
    доработки), тыс. тонн
    Зерновые          3025,8   1264,5   1711,5  2748,4   647,5  1450,0
    Сахарная свекла    205,9     72,7     58,6    40,4     5,9    18,0
    Подсолнечник       164,7    111,2    101,3   165,9   145,7   190,0
    Картофель          493,7    403,4    459,0   532,4   400,3   470,0
    Овощи              172,8    152,2    175,9   175,1   160,9   160,0

Производство картофеля и овощных культур, в основном, сконцентрировано в хозяйствах населения, в которых производится свыше 90% картофеля и свыше 80% овощей.

Удельный вес зерна, сахарной свеклы и подсолнечника, собранных фермерскими хозяйствами области, составляет, соответственно, 8, 2 и 8% в общем объеме производства.

В животноводстве продолжает наблюдаться сокращение численности поголовья скота и птицы, за исключением поголовья свиней, которое за последние 2 года стабилизировалось на уровне 344 тыс. голов. Вместе с тем на фоне продолжающегося падения продуктивности скота неизбежно уменьшаются объемы производства продукции животноводства.

Выборочные данные по объемам производства численности поголовья и продуктивности скота и птицы приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2.

      

Производство продукции животноводства, численность поголовья и продуктивность скота и птицы во всех категориях хозяйств по  Самарской области

______________________________________________________________________
| N| Наименование    |1990 г.|1995 г.|1996 г.|1997 г.|1998 г.|1999 г.|
|  | продукции и     |       |       |       |       |       |       |
|  | показателей     |       |       |       |       |       |       |
|__|_________________|_______|_______|_______|_______|_______|_______|

 1. Поголовье скота и
    птицы, тыс. голов
    Крупный рогатый
    скот               1012,3  679,5   588,4   524,0   472,0   450,0
    Из них:
    коровы              364,3  302,2   269,9   247,0   230,0   220,0
    свиньи              860,3  526,7   307,6   313,0   344,0   344,0
    овцы и козы         808,1  292,5   221,0   171,0   140,0   128,0
    птица всех
    возрастов          8937,0 4965,1  6758,9  6758,5  7000,0  6300,0

 2. Продуктивность
    скота и птицы
    Удой молока на
    корову, кг         3061,0 2209,0  1904,0  2235,0  2380,0  2268,0
    Яйценоскость
    одной курицы, штук  249,0  187,0   152,0   182,0   183,0   171,0
    Настриг шерсти с
    одной овцы, кг        3,7    2,9     2,7     2,2     2,6     2,4

 3. Производство
    продукции
    животноводства
    Скот и птица на мясо:
    в живом весе,
    тыс. тонн           348,0  191,8   163,6   148,9   147,3   137,3
    в убойном весе,
    тыс. тонн           229,5  123,0   103,7    92,2    95,3    86,0
    Молоко, тыс. тонн  1103,8  773,8   660,4   655,0   670,0   625,0
    Яйца, млн. штук    1044,3  681,8   472,1   456,7   509,0   490,0
    Шерсть, тонн       3190,0 1111,3   762,0   531,0   436,0   393,0