Важнейшей проблемой сохранения агроприродного потенциала регионального АПК, находящегося в зоне рискованного земледелия, является состояние орошаемых земель. В настоящее время в связи с отсутствием финансирования практически не производится реконструкция, восстановление и ремонт мелиоративных систем. Не обеспечивается сохранность дождевальной техники и насосно-силового оборудования, их ремонт и сервисное обслуживание.
В результате с 1993 по 1999 год площадь орошаемых земель уменьшилась с 191,8 тыс. гектаров до 147,3 тыс. гектаров (на 23%), количество дождевальной техники - с 2 831 единицы до 1054 единиц (на 60%), из них осталось исправного оборудования - 406 единиц (38%). На мелиорированных землях резко сократилось внесение минеральных удобрений и средств защиты растений, нарушаются режимы орошения почв, технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
Основная причина снятия орошаемых земель с учета и перевода их в богарные - это выход из строя оросительной сети, дождевальной техники, отсутствие водоисточников, а также засоление и заболачивание почв.
В соответствии с Федеральным законом "О мелиорации земель" работы по мелиоративному строительству, реконструкции и эксплуатации государственных оросительных систем должны финансироваться из федерального бюджета. Годовая потребность в финансовых ресурсах на эти цели составляет около 50 млн. рублей. Фактически же выделялось только около 30% от потребности, т.е. 15-18 млн. рублей, которых едва хватало на эксплуатацию объектов федеральной собственности.
Начиная с 1995 года финансирование замены оборудования и проведения реконструкции оросительной сети приостановлено. На восстановление орошаемых земель, реконструкцию оросительных систем и замену вышедшего из строя оборудования, по предварительным прогнозам, требуется около 245 млн. рублей. Данные ежегодной потребности в финансовых ресурсах на реконструкцию и окончание объектов незавершенного строительства приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Финансирование мероприятии по мелиорации земель, тыс. рублей
______________________________________________________________________
| N| Наименование | Объемы финансирования | Всего |
| | | по годам | |
|__|________________________|_______________________________|________|
| | | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
|__|________________________|_______|_______|_______|_______|________|
1. Реконструкция
оросительных систем 13 000 14 000 14 200 15 700 56 900
В том числе:
стоимость реконструкции
мелиоративных объектов 7 400 8 400 8 500 10 000 34 300
общая стоимость
восстановления
дождевальных машин
и приобретения новых 5 600 5 600 5 700 5 700 22 600 2. Незавершенное
строительство 2 000 10 000 17 000 18 000 47 000
ВСЕГО 15 000 24 000 31 200 33 700 103 900
В том числе:
за счет средств
областного бюджета 15 000 15 000 15 000 45 000
за счет средств
федерального бюджета 15 000 9 000 16 200 18 700 58 900
В 2000 году финансирование работ по мелиорации земель будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Начиная с 2001 года мелиоративные объекты, находящиеся в федеральной собственности, будут передаваться в областную собственность, вследствие чего финансирование работ по мелиорации земель будет переориентировано на областной бюджет. При этом финансирование будет осуществляться за счет части земельного налога, перечисляемого в федеральный бюджет. Начиная с 2001 года ежегодные объемы ассигнований из средств областного бюджета на финансирование работ по мелиорации земель приняты в размере 15,0 млн. рублей.
Сводные данные по финансированию целевой программы "Управление земельными ресурсами" приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4.
Финансирование целевой программы "Управление земельными ресурсами", млн. рублей
______________________________________________________________________
| N| Наименование | Стоимость | Объемы финансирования |
| | | программы | по годам |
| | | на 2000 - | |
| | | 2003 гг. | |
| | | | |
|__|_______________________|___________|_____________________________|
| | | | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
|__|_______________________|___________|_______|______|______|_______|
1. Создание
автоматизированной
системы ведения
государственного
земельного кадастра 173,200 32,681 40,519 50,000 50,000
Из них:
средства федерального
бюджета 2,582 2,063 0,519
средства областного
бюджета 170,618 30,618 40,000 50,000 50,000
В том числе бюджетные
ассигнования по
разделу 0800 "Сельское
хозяйство и
рыболовство" 170,618 30,618 40,000 50,000 50,000
2. Повышение плодородия
почв 237,300 49,400 49,900 62,100 75,900
Из них:
средства федерального
бюджета 57,000 10,000 13,000 16,000 18,000
средства областного
бюджета 135,000 30,000 25,000 35,000 45,000
В том числе бюджетные
ассигнования по
разделу 0800 "Сельское
хозяйство и
рыболовство" 135,000 30,000 25,000 35,000 45,000
средства предприятий 45,300 9,400 11,900 11,100 12,900
3. Мелиорация земель 103,900 15,000 24,000 31,200 33,700
Из них:
средства федерального
бюджета 58,900 15,000 9,000 16,200 18,700
средства областного
бюджета 45,000 15,000 15,000 15,000
В том числе бюджетные
ассигнования по
разделу 0800 "Сельское
хозяйство и
рыболовство" 45,000 15,000 15,000 15,000
средства предприятий
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ
ПРОГРАММЫ 514,400 97,081 114,419 143,300 159,600
Из них:
средства федерального
бюджета 118,482 27,063 22,519 32,200 36,700
средства областного
бюджета 350,618 60,618 80,000 100,000 110,000
В том числе бюджетные
ассигнования по
разделу 0800 "Сельское
хозяйство и
рыболовство" на
организацию и
проведение мероприятий
по землеустройству
и землепользованию,
ведению государственного
кадастра и мониторинга
земель, работ по
повышению плодородия
почв 350,618 60,618 80,000 100,000 110,000
средства предприятий 45,300 9,400 11,900 11,100 12,900
Отличительной особенностью этой целевой программы является то, что из-за ограниченности средств областного бюджета профинансировать в полном объеме запланированные мероприятия по всем трем подпрограммам не представляется возможным. Анализ поступления средств от сборов земельного налога не позволяет прогнозировать резкого увеличения объемов платежей, которые могли бы быть направлены на реализацию этих подпрограмм. В связи с этим предлагается профинансировать запланированные мероприятия в рамках прогнозируемых объемов земельного налога, а недостающие средства изыскать из сумм дополнительных доходов областного бюджета.
Таким образом, согласно данным таблицы 3.4. за период с 2000 по 2003 год объем финансирования работ по ведению земельного кадастра за счет средств земельного налога планируется в размере 170,618 млн. рублей при общей потребности в средствах областного и муниципального бюджетов в размере 372,035 млн. рублей. Недостаток средств, компенсируемый за счет дополнительных доходов областного бюджета, составит 201,417 млн. рублей.
Для подпрограммы по повышению плодородия почв недостаток в средствах областного бюджета составит 45,0 млн. рублей, при общей потребности в 180,0 млн. рублей.