Действующий

О Комплексной программе развития агропромышленного комплекса на 2000-2003 годы

5. ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ"

Цель программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора как части многоукладной аграрной экономики области.

Основными задачами программы являются:

создание законодательной базы, регулирующей отношения, связанные с предоставлением земельных участков для ведения фермерского хозяйства, защитой прав собственников и землепользователей;

создание финансово-кредитных, налоговых и страховых механизмов, обеспечивающих рост инвестиций в фермерский сектор как за счет собственных возможностей крестьянских хозяйств, так и за счет привлечения отечественного и зарубежного капитала;

развитие кооперации и формирование эффективной рыночной инфраструктуры обслуживания и обеспечения крестьянских хозяйств;

развитие фермерского самоуправления.

По состоянию на 01.10.99 в области насчитывалось 3 441 фермерское хозяйство, однако, объем производимой ими продукции не оказывает заметного влияния на продовольственное обеспечение области в целом, так как удельный вес этой продукции в общем объеме производства не превышает 2,5-6%.

Основная часть фермеров занимается земледелием, в основном выращиванием зерновых культур (около 70% площадей). В структуре реализации произведенной сельхозпродукции наибольший удельный вес приходится на растениеводческую продукцию, а животноводческая используется преимущественно для удовлетворения собственных потребностей или для бартерных сделок.

Динамика изменения численности фермерских хозяйств и объемов производства сельхозпродукции с 1995 по 1999 гг. приведена в таблице 5.1. Согласно данным таблицы 5.1. в 1999 году фермерскими хозяйствами произведено 98,5 тыс. тонн зерна, а их доля в общественном производстве составила 6,8%. По другим видам растениеводческой продукции доля фермерских хозяйств в общественном производстве составляла соответственно: подсолнечника - 9,5%, картофеля - 0,5%.

Доля фермерских хозяйств в общественном производстве мяса всех видов и молока не превышает 2%.

Площадь сельскохозяйственных угодий, занимаемых фермерскими хозяйствами, с 1995 по 1999 год увеличилась со 159,2 до 220,6 тыс. гектаров или на 39%, а средний размер одного земельного надела вырос с 44,7 до 64,1 гектаров или на 43,4%, что свидетельствует о тенденции укрупнения фермерских хозяйств.

Таблица 5.1.

    

Основные показатели деятельности фермерских хозяйств в 1995-1999 годах

______________________________________________________________________
| N| Наименование      | Единица  | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
|  |                   | измерения| год  | год  | год  | год  | год  |
|__|___________________|__________|______|______|______|______|______|
 1. Количество            штук
    хозяйств                        3 558  3 652  3 541  3 455  3 441
 2. Площадь               тыс.
    сельхозугодий       гектаров    159,2  174,2  190,9  207,2  220,6
    В том числе           тыс.
    пашни               гектаров    150,1  164,0  180,5  195,5  208,2
 3. Средний размер

земельного участка гектаров 44,7 47,7 53,9 60,0 64,1 4. Производство:

    зерна               тыс. тонн    78,4   87,5  187,7   37,6   98,5
    подсолнечника       тыс. тонн    10,6    9,7   10,2    8,7   18,0
    картофеля           тыс. тонн     1,4    3,1    3,0    3,7    2,5
    сахарной свеклы     тыс. тонн     2,4    1,4    0,4
 5. Удельный вес от
    общего
    производства
    зерна по области      %           6,2    6,5    6,3    5,8    6,8
 6. Производство:
    мяса всех видов     тыс. тонн     1,8    1,6    1,0    1,2    1,8
    молока              тыс. тонн    12,9   10,8    8,3    9,3   12,5
    яиц                 тыс. штук   2 348  2 124  2 533  2 049  2 350
    шерсти                кг        9 254  7 776  4 032  3 866  2 245
 7. Поголовье скота:
    крупного рогатого   голов
    скота                           5 869  6 164  5 641  4 936  5 164
    В том числе:
    коров               голов       2 903  2 928  2 971  2 774  2 587
    свиней              голов       4 619  5 855  4 384  5 347  5 795
    овец и коз          голов       3 453  3 575  2 747  2 089  2 352
    птицы               голов      16 786 17 240 21 649 16 306 17 256

Экономическое положение фермерских хозяйств, как и АПК региона в целом, в значительной мере подорвано неблагоприятной ценовой ситуацией, выражающейся в диспаритете цен на материально-технические ресурсы и сельскохозяйственную продукцию. В связи с этим становление фермерства как основы среднего класса на селе не может быть осуществлено без оказания поддержки со стороны государства.

Главным источником пополнения фермерского сектора в ближайшей перспективе должно стать преобразование личных подсобных хозяйств в крестьянские товарные хозяйства. Этот процесс потребует меньше единовременных капитальных вложений, однако его запуск невозможен без целенаправленной государственной организационной и финансовой поддержки.

Основы правовой базы для развития крестьянских (фермерских) хозяйств созданы принятыми в последнее время Самарской Губернской Думой Законами Самарской области "О земле" , "Об оценке земли"  и "О залоге (ипотеке) земель сельскохозяйственного назначения" . Эти Законы регулируют отношения, связанные с предоставлением земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и в частную собственность, залогом земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации  в отношении залога, устанавливают правовые основы оценки земли, применяемые для обеспечения экономического регулирования земельных отношений на территории Самарской области. Положения этих Законов в равной степени применимы как для предприятий и организаций с различными формами собственности, так и для фермерских хозяйств.

Развертывается работа по реализации утвержденной решением Самарской Губернской Думы от 20.09.99 N 174 Программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Самарской области на 1999-2001 гг. , внедрение которой позволит обеспечить создание эффективного механизма не только распоряжения и управления земельными ресурсами, но и государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей земли в рамках указанных выше Законов.

Для интенсификации процесса развития фермерских хозяйств в Самарской области в 2000 - 2003 гг. необходимо разработать:

механизм передачи земельных долей (паев) их собственникам для создания и расширения фермерских хозяйств;

механизм передачи земельных паев от фермера к фермеру и из коллективных хозяйств фермерам;

порядок предоставления владельцам личных подсобных хозяйств дополнительных земельных участков за счет земельных долей (паев) и фондов перераспределения земель.

В качестве основного инструмента государственной поддержки фермерских хозяйств предполагается использовать льготное кредитование в соответствии со следующими приоритетами:

стимулирование увеличения объемов производства сельхозпродукции за счет технического перевооружения фермерских хозяйств, в том числе расширение сферы лизинга и номенклатуры поставляемой сельскохозяйственной техники и материально-технических ресурсов;

увеличение объемов производства продукции животноводства на базе создания высокоэффективных животноводческих ферм;

внедрение эффективных систем земледелия, ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых и кормовых культур;