САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

 30 МАРТА 1999 ГОДА N 200

О ПРОГРАММЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД

_____________________________________________________________________________________

Изменения:

Решение Самарской Губернской Думы от 28 сентября 1999 г. N 272; - в Программу ;

Решение Самарской Губернской Думы от 25 января 2000 г. N 315;  - в Программу .

См. также:

Постановление Губернатора Самарской области от 22 февраля 1999 г. N 45;

_____________________________________________________________________________________


Рассмотрев представленную Губернатором Самарской области Программу по социальной поддержке населения Самарской области на 1999 год, Самарская Губернская Дума

                             

РЕШИЛА:

1. Утвердить Программу по социальной поддержке населения Самарской области на 1999 год .

2. Контроль за исполнением данной Программы возложить на комитет по здравоохранению, образованию и социальной политике.

     Председатель Думы                     Л.И. Ковальский

Утверждена решением
Самарской Губернской Думы
от 30.03.99 г. N 200

Программа по социальной поддержке населения Самарской области на 1999 год

Изменения:

Решение Самарской Губернской Думы от 28 сентября 1999 г. N 272;

Решение Самарской Губернской Думы от 25 января 2000 г. N 315;

Паспорт Программы

     Наименование     -    Программа  по  социальной   поддержке
     Программы             населения Самарской области на 1999
                           год

     Заказчик         -    Администрация Самарской области
     Программы

     Разработчик      -    Главное управление социальной защиты
     Программы             населения области

Цели Программы   -    повышение эффективности социальной
политики в области

     Задачи Программы -    оказание адресной социальной
                           поддержки населению на основе учета
                           среднедушевого дохода семьи и
                           прожиточного минимума;
                           предоставление малообеспеченным
                           гражданам возможностей для
                           самообеспечения и реализации
                           собственного потенциала

     Исполнитель      -    Главное управление социальной защиты
     Программы             населения области

     Соисполнители    -    Департамент по социальной политике
     Программы             Администрации области
                           Департамент финансов Администрации
                           области
                           Комитет по вопросам семьи, материнства
                           и детства Администрации области
                           Главное управление здравоохранения
                           Администрации области
                           Департамент по строительству,
                           архитектуре, жилищно-коммунальному и
                           дорожному хозяйству Администрации
                           области
                           Департамент по
                           топливно-энергетическому комплексу,
                           химической и нефтехимической
                           промышленности, транспорту и связи
                           Администрации области
                           Областной комитет Российского общества
                           ства Красного Креста
                           Акционерное общество
                           "Самаралестоппром"
                           Открытое акционерное общество
                           "Связьинформ"
                           Областной фонд социальной защиты
                           населения области

     Объемы и         -    финансовые затраты на реализацию
     источники             Программы из областного бюджета в
     финансирования        1999 году составят 114915,0 тыс.
     Программы             рублей

     Контроль за      -    общий контроль за исполнением
     исполнением           Программы осуществляет департамент по
     Программы             социальной политике Администрации
                           области.

ВВЕДЕНИЕ

Экономические проблемы современного российского общества в первую очередь отражаются на состоянии социальной сферы. Хронические задержки с выплатой начисленных средств на оплату труда, а также нарушение установленных сроков выплаты пенсий и пособий на детей явились основными причинами роста социальной напряженности. Особенно в сложном положении оказались нетрудоспособные граждане пожилого возраста, имеющие низкий размер пенсии.

Старение населения - объективный общемировой процесс, который побудил мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на данное социальное, экономическое и культурное явление. Принципы Организации Объединенных Наций (ООН) в отношении пожилых лиц предусматривают обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства.

Россия, активно участвуя в развитии международного сотрудничества в социальной области, в частности по разрешению проблем пожилых людей, поддержала вышеназванные принципы, а также решение ООН о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом "По пути к обществу для людей всех возрастов".

В Самарской области впервые в России Главным управлением социальной защиты населения области создается областной центр адаптации пожилых людей. Эта работа проводится в соответствии с международной программой Европейского Союза "ТАСИС". Главная цель создания центра - помочь пожилому человеку научиться жить и в старости жизнью полноценной и интересной.

В Самарской области около 670 тысяч пенсионеров по старости. Из общего числа получателей пенсий почти 10 процентов получают минимальную пенсию и 14 процентов - пенсию в размере менее 290 рублей. В соответствии с действующими в области нормативами все они имеют право на оказание адресной социальной помощи. Именно поэтому в Программе особое внимание уделено мероприятиям по предоставлению различных видов помощи лицам преклонного возраста из состава особо уязвимых малоимущих категорий населения, таким как:

неработающие пенсионеры и инвалиды, получающие минимальную пенсию;

одинокие пожилые, старые люди и долгожители, престарелые супружеские пары, полностью или частично утратившие способность к самообслуживанию;

одинокие тяжелобольные пенсионеры, нуждающиеся в уходе и поддержке;

граждане старшего поколения, проживающие в сельской местности, особенно в отдаленных труднодоступных районах.

Программа направлена на улучшение социального обеспечения не только граждан старшего поколения, но и инвалидов, малоимущих многодетных, неполных семей и других социально-уязвимых групп населения.

В условиях крайней ограниченности бюджетных средств единственный способ сделать социальную помощь действенной - это оказывать ее именно тем, кто в ней по-настоящему нуждается. В связи с этим в Программе уточнены подходы к определению степени нуждаемости граждан с целью усиления адресности в оказании социальной помощи.

Программа по социальной поддержке населения принимается в дополнение к социальным гарантиям, предоставляемым вышеназванным категориям на федеральном уровне, и осуществляется в соответствии с Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов .

Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации , действующим законодательством Российской Федерации и Самарской области, а также рекомендациями по составлению региональных программ социальной защиты населения, утвержденными 24.01.95 Министром социальной защиты населения Российской Федерации.

При разработке Программы использованы методические разработки проектов пилотных программ по оказанию системной адресной помощи малоимущим гражданам в Волгоградской, Воронежской областях и Республике Коми. Наряду с этим учитывались предложения и замечания департаментов, комитетов и управлений Администрации области, а также общественных организаций.

Программа является комплексным документом, позволяющим проводить на всей территории области единую политику в сфере социальной защиты малоимущего населения. В ней предусматриваются конкретные, целенаправленные действия Администрации области по оказанию нуждающимся гражданам своевременной помощи, определены затраты на финансирование разработанных мероприятий, механизм (порядок) их осуществления.

     

Раздел I. Положение в сфере социальной защиты и основные направления социальной поддержки населения Самарской области в 1999 году

1.1. Положение в сфере социальной защиты населения

В настоящее время в Самарской области действуют 47 городских и районных управлений (отделов) социальной защиты населения, 47 центров социального обслуживания населения, 28 пансионатов для престарелых и инвалидов, 29 межрайонных и 6 Главных бюро медико-социальной экспертизы, Самарский областной и Тольяттинский городской центры по начислению пенсий и пособий.

Через центры социального обслуживания населения малоимущие граждане получают благотворительное питание, проходят медико-социальную реабилитацию, обеспечиваются относительно дешевыми продовольственными и промышленными товарами в магазинах "Милосердие", получают напрокат предметы длительного пользования, бытовую технику. До настоящего времени в поле зрения центров социального обслуживания населения находилось до 10 процентов лиц пенсионного возраста. Для поддержки самых немощных и тяжелобольных пенсионеров в штатах центров социального обслуживания имеются ставки младших медицинских сестер. Кроме того, для организации полноценного досуга пожилых людей открыты отделения дневного пребывания.

Осуществляется лечение одиноких престарелых граждан, инвалидов и граждан, страдающих недугами, приводящими к инвалидности, в отделениях медико-социальной помощи на базе медицинских учреждений и в центрах медико-социальной и психологической реабилитации.

В 1998 году открылись центры медико-социальной реабилитации в Куйбышевском районе г. Самары на 100 курсов лечения и Комсомольском районе г. Тольятти на 120 курсов лечения. В центрах медико-социальной реабилитации около 1300 человек в квартал получали медицинскую помощь. В настоящее время в области действует 1400 медико-социальных коек в отделениях медико-социальной помощи.

В действующих 28 пансионатах области на полном государственном обеспечении находятся около 4000 престарелых и инвалидов. Всем проживающим в пансионатах гарантировано медицинское обслуживание, четырехразовое питание, обеспечение сезонной одеждой. Однако темпы роста числа нуждающихся в стационарном социальном обслуживании опережают число вновь вводимых койко-мест в пансионатах, поэтому Администрацией области и Главным управлением социальной защиты населения области принимаются дополнительные меры по оптимизации сети пансионатов, дальнейшему ее развитию.

Ежегодно более 60000 человек проходят освидетельствование утраты трудоспособности в бюро медико-социальной экспертизы, более половины из тех, кто проходит его впервые - пенсионеры по возрасту. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образованы бюро общего профиля и специализированные: профпатологическое, кардиологические, фтизиатрическое, офтальмологическое, педиатрические.

В целях предоставления возможностей для реализации собственного потенциала и повышения трудовой активности пожилых и инвалидов в 1998 году, как и ежегодно, проводилась выставка-ярмарка продукции предприятий различных общественных организаций, пансионатов и центров социального обслуживания населения.

Осуществление мероприятий программы по социальной поддержке населения области в 1998 году позволило предоставить социальную помощь самым остро нуждающимся малоимущим гражданам Самарской области, более половины численности которых составляют пенсионеры и инвалиды.

В 1999 году будет продолжена работа по совершенствованию механизмов предоставления адресной социальной поддержки с целью усиления ее направленности.

1.2. Основные направления социальной поддержки населения

В Программе основной акцент сделан на усиление адресности в оказании социальной помощи малоимущим гражданам. С этой целью уточнены категории граждан, имеющих право на помощь, а также внесены изменения в расчет совокупного дохода семьи.

Приоритет будет отдан оказанию адресной социальной помощи лицам пожилого возраста и семьям с детьми. В 1999 году этим категориям граждан продолжится выплата социального пособия по заявительному принципу и в зависимости от индивидуальной нуждаемости обратившихся граждан, для определения которой будет производиться расчет среднедушевого дохода их семей. Социальное пособие будет назначаться, если среднедушевой доход на одного человека в семье не превысит утвержденного по области среднедушевого дохода, при котором назначается социальное пособие.

Социальные пособия будут выплачиваться 55 тысячам малоимущих граждан.

В числе приоритетных мер социальной поддержки населения в 1999 году остаются, как и в предыдущие годы, следующие:

медико-социальная помощь и реабилитация одиноких престарелых граждан и инвалидов;

организация благотворительного горячего питания.

Наряду с этим в комплексной системе мер по оказанию адресной помощи малоимущим гражданам в 1999 году будет продолжена работа по следующим направлениям:

выделение средств городам и районам области на организацию касс взаимопомощи малоимущим гражданам (эта мера социальной поддержки является одной из самых перспективных, так как позволит оказывать экстренную помощь, а также осуществлять газификацию и ремонт жилья);

выделение средств на оказание адресной помощи для организации малого подворья малообеспеченным пенсионерам и инвалидам, а также семьям с детьми (приобретение птицы, комбикормов и т.п.).

Студентам-сиротам очных высших учебных заведений будет оказываться поддержка в виде денежных выплат в установленных размерах два раза в год.

В Федеральном законе "О ветеранах"  не предусмотрено дополнительных мер социальной поддержки в отношении граждан, ставших в детстве круглыми сиротами в годы Великой Отечественной войны, а также детей партизан, находившихся вместе с родителями в партизанских отрядах. Учитывая, что эти граждане в значительной мере пострадали в годы войны, в Программе для них предусмотрены адресные ежемесячные компенсации в установленных размерах.

Приняты во внимание особые заслуги перед государством и личный вклад в развитие гражданской авиации такой категории граждан, как заслуженные пилоты СССР и России: в Программе для них предусмотрена ежемесячная адресная доплата из областного бюджета.

С целью оказания помощи хозяйствующим субъектам при общественных организациях, объединяющих свыше 2000 инвалидов, в 1999 году в рамках Программы будет проводиться выставка-ярмарка их продукции.

Для реализации Программы необходимы ассигнования в размере 114915,0 тыс. рублей. Выполнение предусмотренных в Программе мероприятий будет осуществляться по мере поступления средств из областного бюджета.

В городах и районах области органами местного самоуправления принимаются территориальные программы по социальной поддержке малоимущего населения. В соответствии с этими программами граждане могут получать дополнительную социальную помощь за счет средств муниципальных бюджетов.

1.2.1. Виды адресной социальной помощи малоимущим гражданам по заявительной форме обращения

Социальное пособие

В 1999 году продолжится выплата социального пособия по заявительному принципу с учетом среднедушевого дохода семьи девяти наиболее социально незащищенным категориям населения согласно приложению N 1.

Предполагаемое число назначаемых в месяц пособий составит 55 тысяч. Пособие будет назначаться, если среднедушевой доход на одного человека в семье составляет не более 410,0 рублей. Максимальный размер социального пособия не будет превышать минимального размера оплаты труда и составит, как и в 1998 году, 80 рублей на одного человека при среднедушевом доходе до 360 рублей 99 копеек, минимальный размер социального пособия - 30 рублей при доходе от 401,0 до 410,0 рублей.

< В ред.

- Решение Самарской Губернской Думы от 28 сентября 1999 г. N 272;

- Решение Самарской Губернской Думы от 25 января 2000 г. N 315;  >.

Как и прежде, выплата будет производиться в центрах социального обслуживания населения городов и районов области на основании решений комиссии по назначению социальных пособий, созданных при органах местного самоуправления и работающих на общественных началах (далее - комиссия). Комиссии, учитывая индивидуальные особенности семей (в том числе исключительные случаи), определяют не только право, но и форму выплаты пособия: денежную или натуральную (продуктами питания, одеждой, в виде оплаты за различные услуги и т.п.).

Выплата пособия не является обязательной и постоянной в тех случаях, когда комиссия имеет все основания вынести заключение об иждивенческом настрое трудоспособных членов семьи.

Благотворительное питание

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»