САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
06 ноября 2002 года N 85-ГД
Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 255 от 22.10.2002 г.
___________________________________________________
Изменения:
Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 61-ГД
___________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Самарской области на 2002-2005 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
Утверждена Законом Самарской области
N 85-ГД от 06.11.2002 г.
ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2005 ГОДЫ
(далее - Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ - Программа содействия занятости населения
ПРОГРАММЫ Самарской области на 2002-2005 годы
ОСНОВАНИЕ И ДАТА - Закон Российской Федерации "О занятости
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ населения в Российской Федерации"
О РАЗРАБОТКЕ (ст. 14) с изменениями и
ПРОГРАММЫ дополнениями (в редакции федеральных
законов от 20.04.96 N З6-ФЗ, от 21.07.98
N 117-ФЗ, от 30.04.99 N 85, от 17.07.99
N 175-ФЗ), основные направления
экономической и социальной политики
Администрации области на 2002-2004 годы,
утвержденные постановлением Губернатора
области от 10.09.2001 N 321
и постановление
Губернатора области от 22.02.2002 N 47
"Об утверждении плана действий
Администрации области по реализации
основных направлений экономической и
социальной политики Администрации области
на 2002 год"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Министерство труда и социального развития
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ Российской Федерации, Администрация
Самарской области
ГОЛОВНОЙ - департамент Федеральной государственной
ИСПОЛНИТЕЛЬ службы занятости населения по Самарской
ПРОГРАММЫ области (далее - департамент ФГСЗН по
Самарской области) с участием органов
исполнительной власти Самарской области
ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК - департамент ФГСЗН по Самарской области
ПРОГРАММЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - создание условий для развития
ПРОГРАММЫ эффективного цивилизованного рынка труда,
оперативно обеспечивающего работодателей
необходимой рабочей силой, а граждан,
ищущих работу, работой, позволяющей за
счет собственных доходов обеспечивать
более высокий уровень потребления;
совершенствование нормативно-правовой
базы в сфере труда и занятости населения;
усиление государственного регулирования
ситуации в сфере занятости в отраслях и
на территориальных (локальных) рынках
труда;
совершенствование мер по профилактике
безработицы;
реализация специальных мероприятий по
профилированию безработных граждан в
целях повышения эффективности
предоставляемых им услуг и сокращения
длительной безработицы;
улучшение информационного обеспечения
политики занятости;
развитие кадрового потенциала региона
путем совершенствования системы
профессионального обучения, переобучения,
переподготовки и повышения квалификации
незанятого и работающего населения с
учетом потребностей рынка труда;
повышение эффективности активных мер на
рынке труда
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2002-2005 годы
ПРОГРАММЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - совершенствование инфраструктуры рынка
МЕРОПРИЯТИЙ труда;
профессиональная ориентация;
профессиональное обучение безработных
граждан;
интеграция в трудовую сферу незанятых
граждан, особо нуждающихся в социальной
поддержке;
психологическая поддержка и социальная
адаптация населения на рынке труда;
содействие развитию самостоятельной
занятости и предпринимательской
инициативы безработных граждан;
временная занятость и общественные
работы;
материальная поддержка безработных
граждан
ИСПОЛНИТЕЛИ - департамент ФГСЗН по Самарской области,
ПРОГРАММЫ Главное управление труда Администрации
области и департамент социальной защиты
населения Администрации области
(министерство труда и социального
развития Самарской области), департамент
экономического развития и инвестиций
Администрации области и департамент
развития предпринимательства Самарской
области (министерство экономического
развития, инвестиций и торговли Самарской
области), департамент науки и образования
Администрации области (министерство
образования и науки Самарской области),
департамент по делам молодежи Самарской
области (министерство культуры,
молодежной политики и спорта Самарской
области), департамент здравоохранения
Администрации области (министерство
здравоохранения Самарской области),
Главное управление исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской Федерации
по Самарской области, Федерация
профсоюзов Самарской области, Союз
работодателей Самарской области, Торгово-
промышленная палата Самарской области,
военный комиссариат Самарской области,
исполнительные органы местного
самоуправления, территориальные центры
занятости населения
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - основные программные мероприятия, объемы
ФИНАНСИРОВАНИЯ и источники их финансирования,
прогнозируемые контрольные показатели
корректируются и утверждаются ежегодно в
установленном порядке.
Финансовые затраты на реализацию
мероприятий Программы в 2002-2005 годах
составят 1534,2 млн. рублей, в том числе
за счет средств федерального бюджета -
1455,8 млн. рублей, за счет средств
областного бюджета - 78,4 млн. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - сдержать уровень регистрируемой
РЕЗУЛЬТАТЫ безработицы в пределах 1,7-1,9%;
РЕАЛИЗАЦИИ трудоустроить (найти доходное занятие)
ПРОГРАММЫ 254 тыс. человек;
организовать более 1200 ярмарок вакансий
и учебных рабочих мест;
обеспечить участие в общественных работах
12 тыс. человек;
поддержать предпринимательскую инициативу
1,1 тыс. человек;
предоставить возможность получения
необходимых для последующего
трудоустройства профессиональных навыков
и знаний 41,4 тыс. человек;
провести профориентационную работу с
181,6 тыс. человек;
оказать услуги по социальной адаптации
4,8 тыс. человек;
обеспечить занятость 81 тыс. подростков,
желающих работать в свободное от учебы
время;
оказывать ежемесячно материальную
поддержку более 26 тыс. безработных
граждан
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - общий контроль за реализацией Программы
КОНТРОЛЯ осуществляет Министерство труда и
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ социального развития Российской
ПРОГРАММЫ Федерации, департамент экономического
развития и инвестиций Администрации
области (министерство экономического
развития, инвестиций и торговли Самарской
области), департамент ФГСЗН по Самарской
области, контроль за целевым
использованием средств областного бюджета
- департамент управления финансами
Администрации области (министерство
управления финансами Самарской области)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Занятость и рынок труда Самарской области
Позитивные изменения в экономике Российской Федерации и в экономике Самарской области в последние два года оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда региона.
Экономическая ситуация в области по итогам 2001 года имеет положительные тенденции развития. Продолжается рост объема валового регионального продукта (на 5,3% за 2001 год), что обусловлено, главным образом, мобилизацией внутренних ресурсов области. По-прежнему значительная часть валового регионального продукта (более 40%) производится в промышленности.
В 2001 году промышленными предприятиями области произведено продукции и оказано услуг промышленного характера на 213,0 млрд. руб., что на 7,7% больше, чем в 2000 году.
Доля убыточных предприятий в Самарской области сократилась с 37% в начале года до 30% в конце года.
Номинальная начисленная заработная плата одного занятого в экономике области гражданина составила в декабре 2001 года 4360 руб., что больше прошлогоднего значения в 1,4 раза. В области сохранялась и высокая дифференциация заработной платы в различных отраслях экономики. Выше, чем в среднем по области в течение года средняя заработная плата складывалась в промышленности (4399), на транспорте (4103), в геологии и разведке недр (5797), финансах, кредитовании и страховании (7152). Среди отраслей промышленности наиболее высокая заработная плата отмечалась в электроэнергетике (5910), топливной промышленности (6120), машиностроении и металлообработке (4633). Наименьшая среднеотраслевая заработная плата фиксировалась в легкой (1362), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (1551) промышленности.
Общая численность граждан, занятых в экономике области, в 2001 году сохранилась на уровне 2000 года. В 2001 году численность экономически активного населения составляла около 1600 тыс. человек или 52% общей численности населения области, что на 6% меньше, чем в 2000 году.
В среднем за 2001 год на крупных, средних и малых предприятиях области было занято 1221 тыс. человек. В течение года на крупные и средние предприятия и в организации (исключая субъекты малого предпринимательства) принято на работу 280 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места 16,5 тыс. человек (6%). Выбыло по различным причинам 285 тыс. человек, из них порядка 8 тыс. человек (3%) уволились в связи с сокращением численности персонала. Другими словами, в 2001 году выбытие работников на 98% компенсировалось приемом новых кадров (в 2000 году - на 92%).
В 2001 году сокращение численности работников крупных и средних предприятий отмечалось в сельском и лесном хозяйстве, на транспорте, в материально-техническом снабжении и сбыте, розничной торговле и общественном питании, в организациях, осуществляющих коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка и операции с недвижимым имуществом, здравоохранении, образовании, научных организациях, в органах управления. Увеличилась численность работников в промышленности, строительстве, связи, оптовой торговле, геологии и разведке недр, непроизводственных видах бытового обслуживания населения, в учреждениях культуры и искусства.
На фоне общего роста среднесписочной численности работников в промышленности в целом уменьшилась численность занятых в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, черной металлургии, промышленности строительных материалов, мукомольно-крупяной и комбикормовой, медицинской, полиграфической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
По-прежнему существует проблема неполной занятости работников по инициативе администрации (работа неполное рабочее время и отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы), но общие масштабы неполной занятости уменьшились в 2001 году, по сравнению с 2000 годом, в 1,5 раза и составили 13 млн. человеко-часов, причем в большей степени сократилось число работающих в режиме неполного рабочего времени (на 16%). Наибольшая доля работающих в режиме неполной занятости приходилась на промышленность (55%), науку (19%), транспорт (15%), строительство (5%).
В течение 2001 года в службу занятости было заявлено 95,6 тыс. вакансий, что больше, чем в 2000 году на 15,9 тысяч. Значительно - в 1,2 раза - возросло количество вакансий, заявленных в сельских районах.
Уровень официальной безработицы также снизился и составил на 01.01.2002 1,3% экономически активного населения против 1,8% на начало 2001 года.
Численность зарегистрированных безработных на 01.01.2002 составила 22,6 тыс. человек и по сравнению с началом 2001 года сократилась на 7,2 тыс. человек.
По-прежнему сохраняется дифференциация территорий по уровню регистрируемой безработицы: от 0,5% в Сызранском районе до 4-4,3% в Борском, Богатовском и Клявлинском районах. В целом же уровень безработицы в районах выше, чем по области и на 01.01.2002 составлял 2,3% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, в то время как в городах - 0,9%.
Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете, на одну заявленную вакансию сократилась: на конец 2001 года в среднем по области она составляла 1,3 человека против 1,9 человека к концу 2000 года (в городах с 1,2 до 0,8, в сельских районах с 61 до 15).
Средний период продолжительности безработицы на 01.01.2002 составил 5,6 месяца и несколько сократился по сравнению с предыдущим годом.
Отмечаются изменения и в составе зарегистрированных безработных. Снизился удельный вес высвобожденных работников с 21,0% в начале 2001 года до 17,8% к его окончанию. Снижение в течение года - на 3,1 процентных пункта - зафиксировано по обращениям граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе. При этом отмечается рост (на 2,1 процентных пункта) численности граждан, оставивших свои рабочие места перед обращением в службу занятости по собственному желанию. В конце 2001 года их доля в общей численности безработных превышала 64%. Среди зарегистрированных безработных доля женщин составила 66,4%, молодежи в возрасте от 16 до 29 лет - 28,4%.
Происходит изменение состава безработных в сторону увеличения удельного веса лиц предпенсионного возраста, а также лиц с более высоким образовательным уровнем. Доля лиц предпенсионного возраста в численности зарегистрированных безработных возросла за 2001 год с 7 до 9%; доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование - с 42 до 46%. Продолжает сокращаться доля лиц, не имеющих среднего полного образования с 9,9% в 2000 году до 8,6% в 2001 году.
Отмечается рост удельного веса безработных, проживающих в сельской местности. За период с 01.01.2001 по 01.01.2002 доля безработных, проживающих в сельской местности, возросла с 37,9 до 41,3%. Основной причиной безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест.
Отличительной чертой состава безработных, проживающих в сельской местности, является более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, образовательный уровень. Так, доля безработных, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, проживающих в городах, составляла в конце 2001 года 54,5%, в то время как в сельских районах - 33,1%. Эти факторы, а также территориальная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы определяют более проблемный характер сельской безработицы в Самарской области.