В сфере использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов стратегическими целями Администрации области являются: осуществление рационального и сбалансированного использования, обеспечение оптимального уровня воспроизводства и проведение эффективной охраны всего комплекса природных ресурсов.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие приоритетные задачи:
правовое и организационное обеспечение функций Администрации области по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами на территории региона;
развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере использования природных ресурсов;
развитие и совершенствование экономического и финансового механизма использования и воспроизводства природных ресурсов;
создание условий для обеспечения сбалансированного воспроизводства и использования природных ресурсов как основного фактора устойчивого развития;
обеспечение условий для систематической и комплексной оценки и прогноза состояния различных видов природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала региона.
В целях совершенствования взаимодействия и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области будет продолжена работа по подготовке законодательных инициатив по вопросам использования и воспроизводства природно-ресурсного потенциала.
Стимулирование инновационного и инвестиционного процессов в сфере использования природных ресурсов невозможно без решения проблемы собственности на природные ресурсы. Для осуществления принципа комплексного подхода к использованию природно-ресурсного потенциала Самарской области предполагается усовершенствовать систему управления природопользованием, которая в основном осуществляется по ведомственно-отраслевому принципу, и расширить взаимодействие органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по этой проблеме. Важную роль в стимулировании инновационного и инвестиционного процессов в сфере использования природных ресурсов может сыграть использование возможностей, предоставляемых положениями Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" .
Разрешение возникающих противоречий может быть реализовано путем законодательного закрепления системы управления природными ресурсами на основе разделения функций управленческих структур различного уровня: федерального, регионального и местного в части решения проблем собственности на природные ресурсы, уточнения и разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в области природопользования, создания соответствующих современной ситуации форм управления природными ресурсами с учетом интересов субъектов хозяйственной деятельности и населения.
В рамках реализации территориальной Программы развития и использования минерально-сырьевой базы до 2000 года будут выполняться работы, имеющие важное значение для эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы региона. Из них можно выделить работы по приросту запасов и ресурсов важнейших для области полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья, по анализу нераспределенного фонда недр с целью повышения инвестиционной привлекательности участков недр, выставляемых на конкурс, по поиску месторождений подземных вод для вододефицитных районов и районов с плохим качеством подземных вод, по вовлечению в разработку неиспользуемых в настоящее время видов полезных ископаемых.
В 2000 году предполагается разработать и принять программу развития и использования минерально-сырьевой базы Самарской области на 2001-2005 годы, разработать среднесрочную программу или комплекс мероприятий по использованию, восстановлению и охране водных объектов на территории области.
В области нормативно-правового регулирования природопользования предполагается:
дальнейшее развитие системы лицензирования природных ресурсов в соответствии с Положением о предоставлении права пользования водными объектами на территории Самарской области ;
усиление координации деятельности органов государственного контроля и расширение применения различных санкций к нарушителям законодательства о природных ресурсах;
для повышения эффективности использования недр установить порядок применения мер к юридическим и физическим лицам, осуществляющим пользование недрами без лицензии, по возмещению вреда, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, областной бюджет и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами.
Одним из основных направлений в сфере использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов является создание и развитие информационных систем природопользования, цель которых обеспечение эффективной информационной поддержки процесса подготовки и принятия управленческих решений.
В целях решения вопросов, связанных с распоряжением природно-ресурсным потенциалом Самарской области, предполагается проведение конкурсов на право пользования недрами по участкам недр, содержащим месторождения нефти и газа, а также проведение лесных конкурсов и аукционов по предоставлению в пользование участков лесного фонда. Для обеспечения нормативного правового регулирования организации и проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами направлено на рассмотрение в Самарскую Губернскую Думу Положение о конкурсе (аукционе) по предоставлению лицензий на право пользования недрами на территории Самарской области , предоставляющее равные права инвесторам.
В интересах стабильности социально-экономического развития области будет продолжена реализация Соглашения о сотрудничестве между Администрацией области и ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" (далее - НК "ЮКОС"), в том числе выполнение мероприятий по обеспечению инвестиций в нефтедобывающую отрасль и стабилизации добычи нефти на уровне не ниже 8,0 млн. тонн в год и ежегодного прироста запасов углеводородного сырья не ниже 75 процентов от годовой добычи. В рамках выполнения Соглашения предусмотрено создать в 1999-2000 годах на территории Самарской области открытое акционерное общество по добыче нефти и газа. Для адаптации новой техники и прогрессивных технологий строительства скважин, добычи, транспортировки и подготовки углеводородного сырья планируется создать на территории области научно-технологический полигон на базе предприятий НК "ЮКОС" с участием заинтересованных организаций.
Важным направлением деятельности Администрации области по регулированию отношений недропользования в Самарской области будет являться усиление государственного контроля за использованием недр. В рамках данного вопроса будут продолжены проверки соответствия законодательству Российской Федерации ранее выданных лицензий на пользование недрами и анализ выполнения предусмотренных в них условий пользования недрами. После принятия в 1999 году Самарской Губернской Думой Временного положения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами на территории Самарской области появился действенный механизм прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами, возможность и необходимость применения которого будет дисциплинировать недропользователей на более тщательное и своевременное выполнение условий лицензионных соглашений.
Для совершенствования экономического и финансового механизма природопользования установление дифференцированных ставок и платежей за природные ресурсы в рамках осуществляемой налоговой реформы должно осуществляется с учетом методов экономической оценки природных ресурсов. Это позволит обеспечить комплексный учет качественных и количественных характеристик природных ресурсов при обязательном создании финансово-экономических условий охраны и воспроизводства природных ресурсов. Необходимо экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и использование отходов (техногенного сырья) в качестве замены природного сырья.