Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2000-2002 годы и Программе социально-экономического развития Самарской области на 2000 год

Промышленная политика

Промышленная политика в регионе является одним из инструментов стратегии государственного управления экономикой. Ее основная задача и содержание состоят в формировании правовой и организационно-экономической среды деятельности предприятий, которая бы обеспечивала стратегическое развитие и реструктуризацию промышленного комплекса области как целостной системы, в выработке оптимальных форм взаимодействия органов исполнительной власти области и хозяйствующих субъектов.

Важнейшей задачей реализации государственной промышленной политики в Самарской области является наращивание экономической активности хозяйствующих субъектов до уровня, соответствующего имеющемуся накопленному производственному потенциалу.

Цель деятельности Администрации области в сфере промышленной политики на ближнюю перспективу состоит в решении проблем инвестиционного и инновационного обеспечения экономического роста, вовлечения в экономический оборот значительных резервов, сегодня замороженных в простаивающих производственных мощностях, вынужденно высвобожденных и не занятых трудовых ресурсов, взаимных неплатежей.

Выработка и реализация промышленной политики в области основывается на выделении следующих групп приоритетов: отраслевые, институциональные.

Промышленная политика в отдельных группах отраслей основана на выделении приоритетных отраслей и групп отраслей и выборе для каждой группы специфических форм взаимодействия, методов и инструментов поддержки.

Авиационно-космический комплекс. Общегосударственный уровень задач, решаемых самарскими предприятиями, предполагает необходимость усиления взаимодействия с федеральными структурами по вопросам обеспечения развития производств и технологий, продвижения продукции как на российском, так и на мировом рынке, лоббирование государственной поддержки на федеральном уровне; продвижение таких масштабных проектов, как создание самолетов Ан-70 и Ан-140, двигателя НК-93, модернизация ракетно-космической техники, реализация экспортных контрактов по поставкам спецтехники и вооружений.

Автомобилестроение. Ориентация широкого круга предприятий области на выпуск комплектующих изделий для автомобильной отрасли предопределяет дальнейшее расширение системы мероприятий по развитию кооперационных связей производителей с открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "АвтоВАЗ", содействию организации производства автомобильных комплектующих нового поколения для автосборочных предприятий, освоению производства специальной автомобильной техники (дорожно-строительной, коммунальной, уборочной).

Добывающие отрасли, топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК). Особое внимание со стороны органов исполнительной власти области будет направлено на анализ механизмов формирования внутрикорпоративных экономических и стоимостных характеристик и показателей и выработку соответствующих мер взаимодействия с вертикально-интегрированными структурами.

Химия, нефтехимия. Технологическая цепь взаимосвязей отдельных предприятий отрасли определяет экономическую целесообразность мер по дальнейшему укреплению и поиску новых форм развития кооперации и интеграции как внутри Самарской области, так и межрегиональной.

Социально значимые отрасли, покрывающие первоочередные потребности населения - легкая, хлебопекарная, производство лекарственных средств и другие. По отношению к этой группе предприятий предполагается выработка отдельных мер государственной поддержки, усиление роли регионального заказа, использование различных методов развития и укрепления внутреннего спроса.

Необходима разработка системы нормативных документов, областных законов, регулирующих отдельные направления и механизмы реализации промышленной политики в области. Стержневым в этой системе должен стать рамочный закон о промышленной политике в Самарской области, в котором будут закреплены реально используемые механизмы государственной поддержки, критерии приоритетности отдельных секторов промышленного производства, конкретные инструменты и методы государственного регулирования. Такой закон явится системным документом, комплексно отражающим основные принципы формирования отношений между органами власти и важнейшим производственным комплексом, промышленными хозяйствующими субъектами.

Концепция развития промышленного комплекса будет основываться на принципах стратегического маркетинга и стратегического менеджмента региона.

Ведущим звеном промышленной политики является осуществление реформы предприятий. Это основная задача и условие дальнейшего социально-экономического развития региона. Цель деятельности органов власти в этой сфере - создание экономических, правовых и организационных условий для стратегического реформирования предприятий, формирование экономических механизмов, инициирующих и стимулирующих предприятия на решение задач реформирования.

Обеспечение реформирования и реструктуризации промышленности является многоуровневой задачей и включает три уровня:

реформирование предприятий в целом - создание оптимальной по составу сети предприятий, эффективно функционирующих и развивающихся в русле позитивных рыночных тенденций;

областная программа реформирования предприятий - создание системы инициации, стимулирования и поддержки, направленной на радикальное повышение эффективности деятельности предприятий, оптимизацию их состава, внутренних и внешних условий функционирования;

реформирование отдельного предприятия - создание внутренних условий для обеспечения стабильного функционирования и стратегического развития предприятия в согласованном взаимодействии с социально-экономический, технологической и социальной средой.

Проблема реформирования промышленного комплекса по степени актуальности, важности для развития экономики области, масштабности и длительности периода осуществления относится к классу задач, решаемых на базе программно-целевых методов. Целью программы реформирования предприятий является осуществление согласованного комплекса мероприятий является осуществление согласованного комплекса мероприятий, направленных на усиление процессов адаптации промышленных предприятий к хозяйствованию в условиях открытого рынка.

Задачей Администрации области на ближайший период является разработка концепции и принципиальных подходов к разработке программы реформирования промышленного комплекса Самарской области. В основу этого будет положен анализ, обобщение и систематизация имеющегося опыта реформирования предприятий области, оценка степени их реформирования.

Одним из приоритетов является работа по территориальной реструктуризации промышленного комплекса г. Самары. Содержание ее состоит в комплексном обосновании перераспределения производственных мощностей между предприятиями, расположенными в центральной части города и в Безымянском промышленном узле. Задачей территориальной реструктуризации является рационализация использования имеющихся производственных мощностей промышленных предприятий, загрузка которых в настоящее время низка ввиду существенного сокращения госзаказа, усиление профильности предприятий, повышение их специализации, освобождение от дублирующих однотипных вспомогательных производств и цехов, вынос из центральной части города незагруженных и экологически вредных производств, высвобождение городской территории для жилищного строительства и иных социальных целей. Предполагается передислокация ОАО "Средневолжский станкостроительный завод" и других предприятий.

В 2000 году предполагается завершить комплексное обоснование данного масштабного проекта.

Основной проблемой экономического развития промышленного комплекса является формирование эффективного собственника. Это остается актуальным и для крупных бюджетообразующих и градообразующих предприятий, и для средних и небольших, преобладающих в количественном отношении.

Администрация области ведет работу в этой сфере в направлении развития и укрепления частной собственности, работы с акционерными обществами, участия в управлении государственными предприятиями, расположенными на территории области, управления пакетами акций, находящимися в областной собственности.

Одним из факторов положительной динамики развития является усиление интеграционных процессов в промышленности. Эти процессы осуществляются по разным принципам и критериям, в различных организационных формах. Этап деконцентрации производства, разъединения имущественных и технологических комплексов сменяется обратным процессом развития крупных форм производства, созданием промышленно-финансовых групп, холдингов, ассоциаций. Идет процесс образования крупных корпораций, построенных на объединении капитала, а также создания структур, включающих в себя предприятия и организации различных форм собственности, но взаимно участвующих в управлении друг другом.

Такие мощные структуры формируются в химической, нефтехимической, подшипниковой отраслях промышленности области, цветной металлургии и на предприятиях авиационного комплекса. В 2000 году их развитие продолжится.

Задачей органов исполнительной власти является использование всех возможностей для поддержки процессов корпоративного объединения.

Формирование крупных производственных структур в металлургии и машиностроении проходит по производственно-технологическому принципу, когда в одних руках объединяются контрольные пакеты акций предприятий, связанных технологически от производства сырья и полуфабрикатов до выпуска конечной продукции. Речь идет о таких предприятиях, как ОАО "Самарский металлургический завод", ОАО "Гидроавтоматика", ОАО "Авиакор".

В подшипниковой и станкостроительной отраслях намечается создание в 2000 году ассоциаций делового сотрудничества, холдинговых компаний, которые объединят родственные предприятия в целях решения вопросов рационального использования основных, обслуживающих и вспомогательных производственных мощностей, а также ряда маркетинговых задач - формирования комплектной готовой продукции с учетом требований потребителя.

В химической и нефтехимической промышленности при активном участии Администрации области развивается процесс создания структур, обеспечивающих взаимодействие между предприятиями по восстановлению и укреплению технологических и экономических связей. Это способствует сокращению трансакционных издержек, оперативному принятию производственно-финансовых и маркетинговых решений, совместной выработке стратегии. При этом формирование интегрирующих структур ведется не только внутри области, но и в направлении межрегионального сотрудничества, с включением в сферу их деятельности предприятий, расположенных в других областях России и входящих в Ассоциацию "Большая Волга" по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжья Российской Федерации (далее - Ассоциация "Большая Волга"), а также с выходом в страны ближнего зарубежья. Созданы и продолжат развитие в 2000 году акционерное общество (далее - АО) "Самараагрохимпром", АО "Волгомежрегионхим".