Проводимая региональная политика призвана смягчить или, напротив, усилить негативные и позитивные проявления объективно обусловленных процессов в отдельных муниципальных образованиях.
По-прежнему главным условием достижения заметного улучшения социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях области остается объединение усилий всех уровней власти (областных, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и т.д.) с целью решения первоочередных задач, которые позволят в перспективе добиться поставленных целей.
В основу внутриобластной региональной политики на 2000 год положен принцип перехода к стратегии активного саморазвития муниципальных образований области. В этом направлении:
будут создаваться условия для укрепления экономической базы территорий и повышения качества жизни населения путем образования в отдельных муниципальных образованиях особых экономических зон. Начнется реализация целевой комплексной программы развития особой экономической зоны "Похвистнево" (на территории г. Похвистнево и Похвистневского района) , что позволит создать предпосылки для успешного функционирования и развития предприятий города и района путем повышения эффективности использования ресурсов и потенциала территорий, стимулирования инвестиционных и инновационных процессов, диверсификации и рационализации структуры экономики;
с целью концентрации финансовых ресурсов субъектов всех уровней на решении наиболее острых проблем ряда городов и сельских районов области предполагается шире использовать в региональной политике программно-целевой метод (разработка и реализация программ развития отдельных территорий).
Наличие в области сельских районов, не обладающих собственным потенциалом для выхода из кризисной ситуации, диктует необходимость определения основных направлений и форм их поддержки. В прогнозируемом периоде предполагается разработка предложений по коррекции структурных диспропорций сельских территорий.
В отдельных муниципальных образованиях наблюдается сильная зависимость экономики от крупных товаропроизводителей: деятельность только двух компаний (ОАО "АвтоВАЗ" и НК "ЮКОС") формирует тенденции развития пяти из десяти городов области: Тольятти, Новокуйбышевска, Сызрани, Отрадного, Похвистнево и четырех из двадцати семи сельских районов.
Экономика г. Сызрани через крупнейшие предприятия ОАО "Пластик" и "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" напрямую связана с деятельностью ОАО "АвтоВАЗ" и НК "ЮКОС", политика которого, в свою очередь, определяет ситуацию и в городах Новокуйбышевске и Похвистнево.
Ситуация на отдельных предприятиях характеризует динамику развития экономики региона: влияние отдельных предприятий либо растет, либо падает. К примеру, современное состояние г. Отрадного, ранее являющегося только "городом нефтяников", зависит в настоящее время в большей степени от деятельности общества с ограниченной ответственностью "Синтерос".
Исходя из этого на фоне развития независимых предприятий, которые бы расширяли функциональный профиль этих территорий, необходимо усилить взаимодействие Администрации области с крупными товаропроизводителями.
Ускоренное промышленное развитие в Нефтегорском, Сергиевском, Безенчукском районах (нефтедобыча и нефтепереработка) шло в ущерб формированию АПК территорий. В сложившейся ситуации Администрация области будет стимулировать развитие на этих территориях предприятий глубокой переработки сельхозпродукции и создание новых предприятий малого и среднего бизнеса.
Учитывая накопленный научно-производственный потенциал в крупных промышленных центрах региона, наличие свободных производственных площадей, в прогнозируемом периоде необходимо проработать вопрос об образовании на территории Самарской области индустриальных парков и подготовить соответствующую законодательную базу.
Администрация области окажет методическую и информационную поддержку органам местного самоуправления г. Тольятти в создании машиностроительного технопарка в рамках агломерации "Самара-Тольятти".
Устойчивое развитие региональной экономики в значительной степени определяется уровнем развития малого предпринимательства, обладающего большой мобильностью и гибкостью и не требующего крупных единовременных затрат - качествами, особо важными в период преодоления кризисных явлений в экономике. Примером является г. Кинель, где малый бизнес обеспечивает значительную часть местного бюджета.
В таких городах, как Октябрьск, являющихся заложниками монофункциональной экономической базы, необходимо стимулировать развитие предприятий малого бизнеса, что позволит не только обеспечить рабочими местами незанятое население, но и укрепить экономику города.
Администрацией области наряду с укреплением промышленного потенциала территорий будут приниматься меры по стимулированию развития непроизводственных видов деятельности - народных промыслов, ремесел, санаторно-курортного и туристического бизнеса. В этом направлении разрабатывается градостроительный проект линейного маршрута познавательного туризма "Старый русский тракт" по территории национального парка "Самарская Лука", принято решение о разработке региональной программы развития национального парка.
Решение проблем межбюджетных отношений области и муниципальных образований, повышения эффективности их функционирования остается одним из основных направлений региональной политики Администрации области.
Сформированная на едином подходе к муниципальным образованиям система межбюджетных отношений будет способствовать самостоятельности и заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала, оптимизации и рационализации расходов бюджета.
Внутриобластная бюджетная политика основывается не только на выравнивании доходов территорий. Предполагается разработка инструментов финансовой поддержки муниципальных образований через фонд целевых субвенций. Средства будут распределяться по следующим направлениям: стратегическое планирование развития поселений;
жилищное и коммунальное строительство в городах и районах;
благоустройство поселений области.
Основное условие предоставления субвенций - многоканальное финансирование (средства местных бюджетов, предприятий, личные средства населения).
Эффективное использование земельных ресурсов территорий области, особенно городов, является одним из основных реальных источников пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований. На основе принятия соответствующей нормативной правовой базы, зонирования территорий, ведения земельного и градостроительного кадастров, усиления контроля за использованием земельных ресурсов продолжится отработка механизма рационального использования земель.
Динамичный характер происходящих процессов требует качественного уровня информационной поддержки принятия управленческих решений, анализа и прогнозирования социально-экономического развития территории отдельного муниципального образования. В целях решения этой проблемы продолжится разработка проекта "Автоматизированные информационные системы - Город (Район)", направленного на использование социально-экономической модели при отработке управленческих решений.
Посредством проведения конференций, семинаров, выставок-ярмарок по наиболее актуальным вопросам регионального и муниципального развития органам местного самоуправления будут предоставляться услуги информационного характера.
Органам местного самоуправления будет оказываться методическая и информационная поддержка в разработке концепции социально-экономического развития каждого муниципального образования.