Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2000-2002 годы и Программе социально-экономического развития Самарской области на 2000 год

Социальная политика

Социальная политика, проводимая Администрацией области в 2000 году, будет основываться на поэтапном решении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласовании обязательств Администрации области и реальных возможностей для их финансирования. Решить эти задачи предстоит путем введения государственных минимальных социальных стандартов Самарской области, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы, расходования средств на конкурсной основе.

Основные направления социальной политики в 2000 году:

создание макроэкономических условий для восстановления стимулирующей функции заработной платы, повышение удельного веса фонда оплаты труда в денежных доходах населения;

повышение уровня занятости населения;

развитие страховых принципов;

реализация областных программ адресной социальной помощи малоимущим гражданам и улучшения социального обслуживания нуждающихся граждан Самарской области;

совершенствование финансового обеспечения областной социальной политики в отношении малоимущих слоев населения на основе оптимизации финансовых потоков;

поддержание и развитие отраслей социальной сферы.

В бюджетной сфере в 2000 году для смягчения последствий падения реальной заработной платы будет проведена индексация тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки.

Задачами на 2000 год в области пенсионного обеспечения являются своевременная выплата текущих пенсий, недопущение задолженности перед пенсионерами, восстановление уровня пенсий до уровня, позволяющего пенсионерам сохранить здоровье и обеспечить достойную старость. В целях повышения уровня пенсионного обеспечения в 2000 году предполагается провести индексацию размеров пенсий. Проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год предусмотрено проведение в течение года четырех индексаций - всего в 1,3 раза.

В рамках Программы пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.98 N 463 , предполагается дальнейшее развитие добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, реализуемого на договорной основе за счет средств граждан и работодателей в целях повышения размеров пенсий, создания эффективной системы негосударственного пенсионного обеспечения населения.

В 2000 году продолжится осуществление мер по усилению адресности социальной поддержки населения. Помощь будет оказываться на заявительной основе и носить временный характер.

Особое внимание будет уделено реформированию системы льгот. Социальные льготы и компенсации (за исключением льгот, предоставляемых в связи с особыми заслугами) будут предоставляться строго адресно, дифференцированно по размерам и продолжительности выплаты. За основу будут взяты реально учитываемые критерии (среднедушевой доход, состав семьи, наличие имущества на правах собственности и др.) и причины формирования низких доходов (многодетность, инвалидность).

Будет завершена подготовка проекта областного закона "О потребительской корзине в Самарской области".

В 2000 году, как и в предыдущие годы, будет реализовываться Программа по социальной поддержке населения. В числе приоритетных мер социальной поддержки населения в 2000 году остаются медико-социальная помощь и реабилитация одиноких престарелых граждан и инвалидов, организация благотворительного горячего питания. Будет организован областной учебно-деловой центр (бизнес-инкубатор) для переподготовки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В качестве социальной и материальной поддержки малообеспеченным слоям населения будут выплачиваться бюджетные дотации на содержание жилья.

В 2000 году будет продолжена работа по организации и развитию благотворительности, спонсорства, выработке механизма и условий обеспечения средствами реабилитации инвалидов. Планируется организовать межрегиональный, центр по подготовке специалистов в области трудотерапии и реабилитации лиц преклонного возраста и инвалидов на базе учебных заведений города.

Дальнейшее развитие получит система семейных форм социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно разработанной программе "Дети Самарской области". Основное внимание будет уделено передаче на воспитание в семьи воспитанников интернатных учреждений. Для решения проблемы незамедлительной адекватной социализации беспризорных детей будут открыты специализированные центры социальной реабилитации в городах Тольятти и Сызрани. Диагностико-коррекционными мероприятиями будут охвачены 15 тысяч детей. Будет продолжена практика оздоровления детей в летний период, в том числе детей-инвалидов по системе "Мать и дитя". Планируется направить в оздоровительные лагеря свыше 270 тысяч детей. Продолжится работа по социальной поддержке одаренных детей.

Одной из приоритетных задач социально-экономической политики Администрации области является поддержание стабильной ситуации на рынке труда, в связи с чем продолжится реализация Программы содействия занятости населения Самарской области на 1998-2000 годы , будет подготовлен проект постановления Губернатора области "О мерах по поддержанию занятости населения в Самарской области".

Основными направлениями работы по улучшению ситуации на рынке труда в 2000 году будут:

привлечение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики для создания дополнительных рабочих мест;

сохранение только экономически целесообразных рабочих мест;

стимулирование самозанятости населения, поддержка малого бизнеса и предпринимательства;

развитие инфраструктуры рынка труда (лицензирование и содействие в работе негосударственным биржам труда и кадровым агентствам);

совершенствование системы переподготовки кадров;

переориентация высшего, среднего и начального профессионального образования на подготовку специалистов по новым, конкурентоспособным специальностям, для чего намечается разработать региональный перечень дополнительных квалификаций и профессиональных специализаций;

организация общественных работ;

усиление поддержки проблемных регионов с напряженной ситуацией на рынке труда;

социальная поддержка безработных.