Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2000-2002 годы и Программе социально-экономического развития Самарской области на 2000 год

Финансовая политика

2000 год должен стать для фондового рынка годом восстановления своего докризисного уровня, а для региональных предприятий - годом подтверждения своей кредитоспособности и привлекательности для инвестиций. Прежде всего это касается самарских потенциальных "голубых фишек" - ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Самарасвязьинформ" и ОАО "Волготанкер" (из предприятий области только ОАО "Самараэнерго" смогло удержаться в котировках Российской торговой системы (далее - РТС). Администрация области, со своей стороны, будет всячески этому способствовать. При необходимости для поддержания и стабилизации финансового состояния предприятий может быть рассмотрен вопрос о реструктуризации долгов в областной бюджет (если таковые имеются).

Единственный сегмент фондового рынка, который может получить развитие в 2000 году - это рынок корпоративных облигаций, который начал свое существование в России только с лета 1999 года. Этот новый инструмент привлечения инвестиций при разумных условиях выпуска (время обращения, уровень доходности и т.д.) сможет привлечь средства на развитие предприятий-эмитентов. Но использование его возможно только крупными и финансово независимыми компаниями в связи с необходимостью получения кредитного рейтинга и обеспечения привлекательной для инвестора доходности. Поэтому его развитие не окажет существенного влияния на развитие фондового рынка в целом.

Сохранится характерная для регионального фондового рынка диспропорция между государственным и корпоративным секторами. Рынок долговых обязательств Российской Федерации уже не достигнет прежних объемов, хотя и останется наиболее привлекательным инструментом финансовых вложений. Несмотря на пошатнувшееся доверие, уровень ликвидности государственных ценных бумаг останется более высоким по сравнению с уровнем ликвидности корпоративных.

Поиск наиболее ликвидного инструмента заставил многие предприятия обратиться на мировой рынок. Несмотря на то что в настоящее время существует ряд ограничений по обращению ценных бумаг иностранных эмитентов в РТС, крупные компании через дилеров западных банков направляют все же свои средства на покупку подобных ценных бумаг. Эта отрицательная тенденция не носит массового характера, хотя в 2000 году она сохранится.

Основные задачи фондового рынка в 2000 году:

создание благоприятных условий для привлечения портфельных инвесторов;

восстановление кредитоспособности и привлекательности для инвестиций крупнейших региональных предприятий;

повышение капитализации компаний;

создание информационных пулов (эмитенты, участники фондового рынка, информационные агентства);

содействие эмиссиям, связанным с инвестиционными проектами;

создание условий, способствующих восстановлению доверия потенциальных инвесторов к рынку ценных бумаг;

расширение спектра услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В 2000 году на региональном фондовом рынке сохранится тенденция преобладания брокерских операций над дилерскими, что объясняется высокой рискованностью дилерских операций и отсутствием оборотного капитала. Снизится доля спекулятивных сделок в пользу стратегических инвестиционных проектов. Большинство сделок на фондовом рынке, как и в предыдущие годы, будет осуществляться по поручению юридических лиц.

В 2000 году возможно появление на фондовом рынке новых ценных бумаг, которые станут результатом реализации проекта по отработке механизма продажи долгов промышленных предприятий путем превращения их в ценные бумаги. Наличие в области Самарского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и открытие Самарского регионального отделения Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации создают благоприятные предпосылки для апробирования механизма использования облигационных займов с целью привлечения дополнительных инвестиций и расшивки неплатежей. Перед Администрацией области в данной ситуации стоит задача тесного сотрудничества с данными федеральными структурами и активного участия в реализации нового механизма как в плане проведения единой согласованной политики относительно долгов региональных предприятий, так и в плане совершенствования нормативной базы, необходимой для реализации проекта.

Поскольку фондовый рынок в значительной степени подвержен влиянию политических, экономических и социальных факторов, ожидать крупных вложений в ценные бумаги в подобной ситуации нереально. Периоды "оживления" будут носить временный, эпизодический характер, находясь в прямой зависимости от политических и экономических событий (как российских, так и мировых), и сменяться периодами "спада".

Несмотря на ряд проблем, характерных в настоящее время для банковской системы региона, можно дать в целом положительный прогноз ее развития в 2000 году. Анализ деятельности региональных банков свидетельствует о постепенном выходе их операций на докризисный уровень.

Успешному преодолению последствий финансового кризиса банковскими учреждениями области в немалой степени способствовала политика поддержки региональных банковских структур, которую проводит и будет проводить в дальнейшем Администрация области. Администрация области работает в тесном контакте с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Самарской области, что позволяет осуществлять согласованные действия как в критических ситуациях, так и в каждодневной работе и в значительной степени стабилизирует ситуацию на региональном финансовом рынке.

Вместе с тем существуют проблемы, характерные для всей банковской системы региона и требующие решения в 2000 году.

Задачи, стоящие перед банковской системой в 2000 году:

сверхликвидность банковской системы (несоответствие между быстро растущими остатками на корреспондентских счетах банков и практически неизменным уровнем кредитных вложений);

неоднородный и диспропорциональный состав общего кредитного портфеля;

низкая эффективность кредитных вложений (минимальный разрыв между ставками привлечения и размещения).

Банки должны вплотную подойти к выполнению своей основной экономической функции эффективного посредника между экономическими субъектами, владеющими избыточным запасом денежных средств, и экономическими субъектами - потребителями финансовых ресурсов.

Основными направлениями деятельности региональной банковской системы в 2000 году являются:

укрупнение банковского капитала и повышение надежности "опорных" региональных банков;

санация и преобразование проблемных банков;

рост филиальной сети региональных банков как в области, так и за ее пределами;

расширение сферы услуг, предоставляемых банками;

восстановление докризисных объемов рынка межбанковского кредитования;