Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2000-2002 годы и Программе социально-экономического развития Самарской области на 2000 год

Аграрная политика

Аграрная политика, главной задачей которой является последовательное реформирование сельскохозяйственного производства и стабилизация процесса производства, реализуется путем создания законодательной базы и проведения организационных мероприятий, обеспечивающих формирование эффективной институциональной системы продвижения сельскохозяйственной продукции на рынки, стимулирования производственной и инвестиционной деятельности предприятий агропромышленного комплекса (далее - АПК), а также путем бюджетной поддержки перспективных направлений развития АПК области.

Принятый Закон Самарской области "О земле"  создал возможность принятия других нормативно-правовых актов, направленных на создание более благоприятных условий для инвестиционной и производственной деятельности предприятий АПК.

Принят Закон Самарской области "О залоге земель сельскохозяйственного назначения" , обеспечивающий основы для решения одной из важнейших проблем сельского хозяйства - создание эффективной системы его кредитования, которая должна стать основным источником пополнения оборотных и инвестиционных средств в сельском хозяйстве. Ипотека земельных участков создает имущественные гарантии возврата кредита и одновременно увеличивает стоимость залога, что существенно расширяет возможности коллективных и индивидуальных товаропроизводителей по привлечению заемных средств.

Закон Самарской области "Об оценке земли"  устанавливает правовые основы для проведения оценки земли, применяемой для обеспечения экономического регулирования земельных отношений на территории Самарской области при переходе права на земельные участки от одних граждан и юридических лиц к другим, способствует развитию земельного рынка.

Продолжится создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав и сделок с землей.

Аграрная политика предусматривает дальнейшее развитие земельной реформы, создание финансово-промышленных групп, способствующих привлечению финансовых средств, создание ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий перерабатывающей (пищевой) промышленности по отдельным видам продукции в целях обеспечения единства технической, технологической, организационной и экономической политики предприятий и организаций агропромышленного комплекса и непрерывности взаимосвязанных этапов производства, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции.

В прогнозируемом периоде позволят стабилизировать и обеспечить устойчивое развитие экономики АПК холдинговая компания "ОАО "Волгомясопром", целью которой является увеличение мяса свинины и птицы, переработка и реализация через  собственную торговую сеть, финансово-промышленная группа в составе коммерческого банка "Солидарность", ОАО  "Маслоэкстракционный завод "Богатовский", ОАО "Сахарный комбинат "Тимашевский", ОАО "Самарский жиркомбинат", целью которой  является увеличение производства масла растительного, маргарина, майонеза, сахара, закрытое акционерное общество  (далее - ЗАО) "Волга-кредит-холдинг", основным направлением которого является создание новых производств по выпуску  сельскохозяйственной продукции, ЗАО "Кинельская агропромышленная корпорация", ОАО "Агрофирма "Исаклинская".

В прогнозируемом периоде предусматривается создание следующих ассоциаций по производству и реализации сельскохозяйственной продукции:

ассоциация производителей картофеля, в ее состав войдут 11 картофелеводческих хозяйств;

ассоциация овощеводческих хозяйств Ставропольского района, в ее состав войдут 5 сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве овощей;

ассоциация плодоводческих хозяйств области, в ее состав войдут 4 плодопитомника и 14 плодоводческих сельхозпредприятий;

ассоциация "Волгарь", в ее состав войдут 14 сельхозпредприятий, в том числе 8 - Волжского района, 2 Приволжского и 4 - Безенчукского.

После создания, оформления и регистрации районных и специализированных ассоциаций производителей плодоовощной и картофельной продукции в области предполагается создать областную ассоциацию плодоовощной продукции (Самараплодоовощхоз).

Важными направлениями политики Администрации области в прогнозируемом периоде являются:

1. Проведение структурной политики в АПК путем реализации целевой программы "Совершенствование производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающих технологий на период 1998-2002 гг." , которая позволит увеличить урожайность зерновых культур в 2 - 2,5 раза и стабилизировать валовые сборы продовольственного зерна, и следующих проектов: "Выращивание гибридов и сортов подсолнечника и зерновых культур" (предприятие ОАО "Самара-Баболна"), который позволит производить 600-700 тонн семян подсолнечника и 7000-8000 тонн зерновых культур, "Производство мяса индейки" (ОАО "Самарская" совместно с израильской фирмой "Норекс"), который предполагает увеличение производства мяса индейки до 6000 тонн к 2002 году, "Производство гибридных семян кукурузы", который предусматривает строительство кукурузокалибровочного завода мощностью 5000 тонн семян кукурузы совместно с венгерской фирмой "Баболна" и позволит в 2000 году полностью обеспечить семенами кукурузы сельхозтоваропроизводителей области и поставлять более 1000 тонн в другие регионы.

2. Создание и развитие рыночной инфраструктуры, информационной инфраструктуры аграрного рынка. Недостаток развития инфраструктуры рынка препятствует получению предприятиями адекватной цены за произведенную продукцию. Проблемы продовольственного снабжения населения городов, сбыта и реализации продукции отечественных товаропроизводителей в новых условиях предусматривается решать главным образом через оптовые продовольственные рынки. В области разработана программа "Создание оптовых продовольственных рынков" (проект ТАСИС). В рамках проекта поддержки осуществления сельскохозяйственной реформы продолжится формирование информационно-консультационной службы, основной задачей которой является развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений в условиях рыночной экономики. Предусматривается принятие мер по развитию сети ценового мониторинга сельскохозяйственной продукции и продовольствия, по открытию новых городских рынков, где сельскохозяйственные предприятия области непосредственно могут реализовать свою продукцию населению, а также мер по созданию сети закупочных пунктов и кооперативов по закупкам сельхозпродукции у населения.

3. Сезонное финансирование и кредитование сельскохозяйственных предприятий для проведения посевных и уборочных работ, а также для других текущих производственных нужд.

4. Поддержка сохранения и развития селекционно-генетического потенциала сельского хозяйства. Бюджетные средства будут направляться на поддержку элитного семеноводства, племенного животноводства, внедрение передовых технологий мирового уровня и проектов, имеющих общеобластное значение.

В рамках проекта ТАСИС будет продолжена работа по новой модели реформирования сельскохозяйственного предприятия как основного звена развития экономики АПК. Реформирование состоит в создании на территории области двух типов хозяйств: современных частных сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, призванных обеспечить кормами и другими видами услуг подсобные хозяйства сельского населения.

Стабилизация объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции, как и решение проблемы обеспечения региона сельскохозяйственным сырьем и продовольствием собственного производства, в значительной мере зависит от степени обеспеченности сельхозпредприятий необходимыми материально-техническими ресурсами. В прогнозируемом периоде будет продолжена работа по созданию машинно-технологических станций (далее - МТС) и лизинговых фондов в целях восстановления материально-технической базы села, освоения хозяйствами новых технологий и оказания услуг в проведении энергоемких сельскохозяйственных операций в связи с низкой (50-55 %) обеспеченностью техникой сельских товаропроизводителей.

В дополнение к функционирующим МТС в Кинельском, Хворостянском и Кошкинском районах в прогнозируемом периоде предполагается создать МТС в Безенчукском, Большеглушицком, Красноярском, Клявлинском и Волжском районах.

В целях совершенствования лизинговой деятельности в АПК предусматривается:

введение оплаты лизинговых услуг в натуральной форме, в том числе поставками сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе форвардных сделок под будущий урожай;

оказание содействия в заключении договоров на поставку сельхозтехники на условиях межрегионального товарообмена при одновременном расширении сферы лизинга и номенклатуры поставляемых сельхозмашин и оборудования.

Сложность современной экономической ситуации в АПК, невозможность одномоментного решения накопившихся социально-экономических проблем из-за ограниченности финансовых ресурсов в бюджетах и платежеспособного спроса на продукцию агропромышленного производства обусловливают необходимость поддержки товаропроизводителей через ценовые и неценовые формы, к которым можно отнести:

введение в действие механизма товарных и закупочных интервенций в целях стабилизации внутреннего продовольственного рынка;

усиление роли кредитного механизма на основе развития кредитной кооперации самих товаропроизводителей.

Поддержка сельхозтоваропроизводителей разных форм собственности - одно из направлений аграрной политики, проводимой в области. В АПК функционируют два равноправных сектора: коллективный и индивидуальный (крестьянские хозяйства и хозяйства населения).

За годы реформ значительно возросла роль личных подсобных хозяйств населения. На эту категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится свыше 65 % производства валовой продукции сельского хозяйства, в том числе 91 % - картофеля, 87 % - овощей. Личные подсобные хозяйства испытывают большие трудности с реализацией своей продукции. Важным направлением поддержки личных подсобных хозяйств является организация и создание закупочно-сбытовых кооперативов по оказанию транспортных услуг и по снабжению кормами личных подворий. Значительно облегчить и активизировать ведение личных подсобных хозяйств населения способна договорная система отношений между сельскохозяйственными предприятиями и личным подсобным хозяйством.