САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
19 октября 1999 года № 275
О прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2000-2002 годы и программе социально-экономического развития Самарской области
Рассмотрев представленные Губернатором Самарской области прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2000-2002 годы и Программу социально-экономического развития Самарской области на 2000 год, "Самарская Губернская Дума"
РЕШИЛА:
1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2000-2002 годы.
2. Утвердить Программу социально-экономического развития Самарской области на 2000 год .
Председатель Думы
Л.И. Ковальский
Утверждена решением
Самарской Губернской Думы
N 275 от 19.10.99 г.
Экономическую политику Администрации области определяет среднесрочная Программа социально-экономического развития области, утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 24.11.98. N 141 . Данная Программа социально-экономического развития Самарской области на 2000 год (далее - Программа) является документом, конкретизирующим трехлетнюю программу в части формирования основных направлений социально-экономической политики Администрации области на 2000 год с учетом мероприятий, проведенных в 1999 году, и принятых законодательных актов. Основанием для разработки Программы является Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" и Устав Самарской области.
Основной целью экономической политики Самарской области в 2000 году является стабилизация и возобновление роста экономического потенциала области как основы обеспечения гарантируемых государством социальных стандартов жизни населения и дальнейшего повышения его благосостояния.
Приоритетными задачами экономической политики являются:
макроэкономическая стабилизация и поддержание конкурентных преимуществ области;
развитие реального сектора экономики с целью обеспечения устойчивого наполнения областного бюджета;
стимулирование инвестиционной деятельности с целью обновления производства и инфраструктуры; мобилизация всех источников формирования инвестиций: средств предприятий, сбережений населения, иностранных инвестиций, федерального и областного бюджетов и др.;
развитие малого и среднего предпринимательства;
стабилизация финансового положения предприятий, снижение размера кредиторской задолженности;
реализация социальных программ.
Экономические параметры 2000 года предопределяются развитием социально-экономической ситуации в стране и, соответственно, в области на протяжении 1999 года.
Сложившаяся модель российской экономики характеризуется экспортно-сырьевой ориентацией, малым уровнем инвестиций, низкой монетизацией, натурализацией хозяйственных связей, деформированной системой хозяйственных мотиваций.
В результате произошло накопление системных диспропорций и противоречий в функционировании экономики, которые не удастся полностью преодолеть в 2000 году. Среди них:
дисбаланс между потреблением и производством, причиной которого является низкая конкурентоспособность производимой продукции;
дисбаланс между производством и занятостью, следствием которого является низкая эффективность использования рабочей силы и, соответственно, низкие уровни реальной заработной платы и начисляемых социальных выплат;
диспропорции между наличными мощностями и низкими масштабами их использования, многократно сократившие отдачу основного капитала и его реальную стоимость;
противоречие между потребностями развития и сложившимся низким уровнем инвестиций, который не обеспечивает простого воспроизводства основного капитала и пополнения собственных оборотных средств;
неэффективный по затратам и качеству выпускаемой продукции производственный аппарат, нуждающийся в модернизации и обновлении;
разрыв между сужающейся финансовой базой государства и потребностями в финансовом обеспечении функционирования социальных институтов.
Вместе с тем общая характеристика экономической ситуации в 1999 году показывает наличие определенных предпосылок для оживления реального сектора экономики и нормализации положения в финансово-бюджетной сфере в 2000 году.
В условиях развития импортозамещения, улучшения внешнеэкономической конъюнктуры укрепилась тенденция роста выпуска промышленной продукции. Одновременно улучшились качественные характеристики финансового состояния предприятий в основном за счет повышения эффективности экспорта, роста денежной выручки предприятий и, как следствие, увеличения денежной составляющей в расчетах, накопления собственных средств предприятий.
Однако процесс макроэкономической стабилизации не завершен. Сохраняются условия для роста потребительских цен. Не снижается острота финансовых проблем бюджетной системы. Большие долговые выплаты ограничивают возможности использования национальных сбережений для инвестиций в основной капитал. Высокий риск инвестирования не позволяет рассчитывать на привлечение больших объемов иностранных инвестиций и средств населения.
Несмотря на то что наиболее острая фаза банковского кризиса преодолена, говорить о нормализации деятельности банковской системы преждевременно.
Остаются на высоком уровне неплатежи в экономике, использование бартера и других неденежных форм расчетов. Большинство хозяйствующих субъектов ощущают недостаток денежных оборотных средств для обслуживания товарного оборота.
Сохраняющийся низкий уровень платежеспособного спроса и потребления населения серьезно сдерживает экономический рост.
Исходя из вероятностного развития макроэкономической ситуации, возможностей использования имеющихся ресурсов разработаны два варианта социально-экономического развития Самарской области в 2000 году. Различия в количественных оценках этих вариантов определяются степенью достижения поставленной цели в результате воздействия неблагоприятных тенденций (уровня инфляции, низкого потребительского спроса и др.) и факторов экономического роста.
Базовым (целевым) является первый вариант прогноза развития экономики области, исходя из которого будут приниматься все управленческие решения.
Прогнозируемый уровень инфляции базируется на макроэкономических пропорциях, формируемых на федеральном уровне, с учетом территориальных особенностей области.
Согласно первому варианту прогноза в 2000 году среднегодовой уровень инфляции на потребительском рынке снизится до 132%, индекс цен предприятий-производителей продукции - до 126,7%. Валовой региональный продукт прогнозируется с ростом на 3,3% за счет увеличения объемов промышленного производства на 4%, валовой продукции сельского хозяйства - на 8%.
Прогнозируемое снижение инфляции будет достигнуто при условии продолжения жесткой бюджетной и кредитно-денежной политики, обеспечения стабилизации реального курса рубля. Способствовать снижению цен будет вытеснение бартерных операций, сокращение неплатежей, политика ограничения роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.
По второму варианту среднегодовой индекс потребительских цен составит 142%, индекс-дефлятор промышленности - 137%. Снижение объемов производства на 2% повлечет за собой снижение на 1,8% объемов валового регионального продукта.
Промышленная политика в регионе является одним из инструментов стратегии государственного управления экономикой. Ее основная задача и содержание состоят в формировании правовой и организационно-экономической среды деятельности предприятий, которая бы обеспечивала стратегическое развитие и реструктуризацию промышленного комплекса области как целостной системы, в выработке оптимальных форм взаимодействия органов исполнительной власти области и хозяйствующих субъектов.
Важнейшей задачей реализации государственной промышленной политики в Самарской области является наращивание экономической активности хозяйствующих субъектов до уровня, соответствующего имеющемуся накопленному производственному потенциалу.
Цель деятельности Администрации области в сфере промышленной политики на ближнюю перспективу состоит в решении проблем инвестиционного и инновационного обеспечения экономического роста, вовлечения в экономический оборот значительных резервов, сегодня замороженных в простаивающих производственных мощностях, вынужденно высвобожденных и не занятых трудовых ресурсов, взаимных неплатежей.
Выработка и реализация промышленной политики в области основывается на выделении следующих групп приоритетов: отраслевые, институциональные.
Промышленная политика в отдельных группах отраслей основана на выделении приоритетных отраслей и групп отраслей и выборе для каждой группы специфических форм взаимодействия, методов и инструментов поддержки.
Авиационно-космический комплекс. Общегосударственный уровень задач, решаемых самарскими предприятиями, предполагает необходимость усиления взаимодействия с федеральными структурами по вопросам обеспечения развития производств и технологий, продвижения продукции как на российском, так и на мировом рынке, лоббирование государственной поддержки на федеральном уровне; продвижение таких масштабных проектов, как создание самолетов Ан-70 и Ан-140, двигателя НК-93, модернизация ракетно-космической техники, реализация экспортных контрактов по поставкам спецтехники и вооружений.
Автомобилестроение. Ориентация широкого круга предприятий области на выпуск комплектующих изделий для автомобильной отрасли предопределяет дальнейшее расширение системы мероприятий по развитию кооперационных связей производителей с открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "АвтоВАЗ", содействию организации производства автомобильных комплектующих нового поколения для автосборочных предприятий, освоению производства специальной автомобильной техники (дорожно-строительной, коммунальной, уборочной).
Добывающие отрасли, топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК). Особое внимание со стороны органов исполнительной власти области будет направлено на анализ механизмов формирования внутрикорпоративных экономических и стоимостных характеристик и показателей и выработку соответствующих мер взаимодействия с вертикально-интегрированными структурами.
Химия, нефтехимия. Технологическая цепь взаимосвязей отдельных предприятий отрасли определяет экономическую целесообразность мер по дальнейшему укреплению и поиску новых форм развития кооперации и интеграции как внутри Самарской области, так и межрегиональной.
Социально значимые отрасли, покрывающие первоочередные потребности населения - легкая, хлебопекарная, производство лекарственных средств и другие. По отношению к этой группе предприятий предполагается выработка отдельных мер государственной поддержки, усиление роли регионального заказа, использование различных методов развития и укрепления внутреннего спроса.
Необходима разработка системы нормативных документов, областных законов, регулирующих отдельные направления и механизмы реализации промышленной политики в области. Стержневым в этой системе должен стать рамочный закон о промышленной политике в Самарской области, в котором будут закреплены реально используемые механизмы государственной поддержки, критерии приоритетности отдельных секторов промышленного производства, конкретные инструменты и методы государственного регулирования. Такой закон явится системным документом, комплексно отражающим основные принципы формирования отношений между органами власти и важнейшим производственным комплексом, промышленными хозяйствующими субъектами.
Концепция развития промышленного комплекса будет основываться на принципах стратегического маркетинга и стратегического менеджмента региона.
Ведущим звеном промышленной политики является осуществление реформы предприятий. Это основная задача и условие дальнейшего социально-экономического развития региона. Цель деятельности органов власти в этой сфере - создание экономических, правовых и организационных условий для стратегического реформирования предприятий, формирование экономических механизмов, инициирующих и стимулирующих предприятия на решение задач реформирования.
Обеспечение реформирования и реструктуризации промышленности является многоуровневой задачей и включает три уровня:
реформирование предприятий в целом - создание оптимальной по составу сети предприятий, эффективно функционирующих и развивающихся в русле позитивных рыночных тенденций;
областная программа реформирования предприятий - создание системы инициации, стимулирования и поддержки, направленной на радикальное повышение эффективности деятельности предприятий, оптимизацию их состава, внутренних и внешних условий функционирования;
реформирование отдельного предприятия - создание внутренних условий для обеспечения стабильного функционирования и стратегического развития предприятия в согласованном взаимодействии с социально-экономический, технологической и социальной средой.
Проблема реформирования промышленного комплекса по степени актуальности, важности для развития экономики области, масштабности и длительности периода осуществления относится к классу задач, решаемых на базе программно-целевых методов. Целью программы реформирования предприятий является осуществление согласованного комплекса мероприятий является осуществление согласованного комплекса мероприятий, направленных на усиление процессов адаптации промышленных предприятий к хозяйствованию в условиях открытого рынка.
Задачей Администрации области на ближайший период является разработка концепции и принципиальных подходов к разработке программы реформирования промышленного комплекса Самарской области. В основу этого будет положен анализ, обобщение и систематизация имеющегося опыта реформирования предприятий области, оценка степени их реформирования.
Одним из приоритетов является работа по территориальной реструктуризации промышленного комплекса г. Самары. Содержание ее состоит в комплексном обосновании перераспределения производственных мощностей между предприятиями, расположенными в центральной части города и в Безымянском промышленном узле. Задачей территориальной реструктуризации является рационализация использования имеющихся производственных мощностей промышленных предприятий, загрузка которых в настоящее время низка ввиду существенного сокращения госзаказа, усиление профильности предприятий, повышение их специализации, освобождение от дублирующих однотипных вспомогательных производств и цехов, вынос из центральной части города незагруженных и экологически вредных производств, высвобождение городской территории для жилищного строительства и иных социальных целей. Предполагается передислокация ОАО "Средневолжский станкостроительный завод" и других предприятий.
В 2000 году предполагается завершить комплексное обоснование данного масштабного проекта.
Основной проблемой экономического развития промышленного комплекса является формирование эффективного собственника. Это остается актуальным и для крупных бюджетообразующих и градообразующих предприятий, и для средних и небольших, преобладающих в количественном отношении.
Администрация области ведет работу в этой сфере в направлении развития и укрепления частной собственности, работы с акционерными обществами, участия в управлении государственными предприятиями, расположенными на территории области, управления пакетами акций, находящимися в областной собственности.
Одним из факторов положительной динамики развития является усиление интеграционных процессов в промышленности. Эти процессы осуществляются по разным принципам и критериям, в различных организационных формах. Этап деконцентрации производства, разъединения имущественных и технологических комплексов сменяется обратным процессом развития крупных форм производства, созданием промышленно-финансовых групп, холдингов, ассоциаций. Идет процесс образования крупных корпораций, построенных на объединении капитала, а также создания структур, включающих в себя предприятия и организации различных форм собственности, но взаимно участвующих в управлении друг другом.
Такие мощные структуры формируются в химической, нефтехимической, подшипниковой отраслях промышленности области, цветной металлургии и на предприятиях авиационного комплекса. В 2000 году их развитие продолжится.
Задачей органов исполнительной власти является использование всех возможностей для поддержки процессов корпоративного объединения.
Формирование крупных производственных структур в металлургии и машиностроении проходит по производственно-технологическому принципу, когда в одних руках объединяются контрольные пакеты акций предприятий, связанных технологически от производства сырья и полуфабрикатов до выпуска конечной продукции. Речь идет о таких предприятиях, как ОАО "Самарский металлургический завод", ОАО "Гидроавтоматика", ОАО "Авиакор".
В подшипниковой и станкостроительной отраслях намечается создание в 2000 году ассоциаций делового сотрудничества, холдинговых компаний, которые объединят родственные предприятия в целях решения вопросов рационального использования основных, обслуживающих и вспомогательных производственных мощностей, а также ряда маркетинговых задач - формирования комплектной готовой продукции с учетом требований потребителя.
В химической и нефтехимической промышленности при активном участии Администрации области развивается процесс создания структур, обеспечивающих взаимодействие между предприятиями по восстановлению и укреплению технологических и экономических связей. Это способствует сокращению трансакционных издержек, оперативному принятию производственно-финансовых и маркетинговых решений, совместной выработке стратегии. При этом формирование интегрирующих структур ведется не только внутри области, но и в направлении межрегионального сотрудничества, с включением в сферу их деятельности предприятий, расположенных в других областях России и входящих в Ассоциацию "Большая Волга" по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжья Российской Федерации (далее - Ассоциация "Большая Волга"), а также с выходом в страны ближнего зарубежья. Созданы и продолжат развитие в 2000 году акционерное общество (далее - АО) "Самараагрохимпром", АО "Волгомежрегионхим".
Формирование слоя корпоративной экономики составляет одно из направлений реструктуризации промышленности. Взаимодействие с корпорациями, финансово-промышленными группами, консорциумами определяется в качестве одной из приоритетных задач органов исполнительной власти области.
Вместе с тем внутрикорпоративные экономические механизмы, выстраиваемые в вертикально-интегрированных структурах, могут прийти в противоречие с экономическими интересами территории, на которой они работают.
Такая ситуация сложилась в нефтедобывающей отрасли. Внутрисистемные цены, тарифы, зарплата, другие платежные показатели нефтяной компании значительно дифференцированы по территориям и не соответствуют реальным ценам. Занижение составляет в отдельных случаях 2-3 раза по сравнению с рыночной ценой. Тем самым сокращается налогооблагаемая база области, снижаются платежи по налогу на добавленную стоимость, другим налогам, связанным с ценой, подрывается собственная финансовая база компании.
В этой связи одной из задач Администрации области является достижение договоренностей, заключение соответствующих соглашений с вертикально-интегрированными структурами и жесткий контроль за их исполнением.
Усиление функции государства как собственника обусловливает определение в качестве приоритетных направлений промышленной политики дальнейшее совершенствование управления государственной собственностью на территории области. Главной задачей в управлении областной собственностью и имуществом на предстоящий 2000 год является повышение эффективности использования недвижимого и иного областного имущества за счет совершенствования процесса регулирования и управления комплексом имущества, расположенного на территории Самарской области, с целью вовлечения в рыночный оборот все большего числа объектов, расширения налогооблагаемой базы и увеличения денежных поступлений в доходную часть бюджета.
Реализация данной задачи будет обеспечиваться за счет оптимизации структуры собственности, предполагающей наращивание имущественного комплекса областной собственности посредством передачи объектов федеральной собственности в областную, освобождения предприятий от функции по содержанию объектов соцкультбыта путем передачи последних в муниципальную собственность.
Важной составляющей управления государственной собственностью будет являться совершенствование учета и контроля за объектами областной собственности, что предполагает создание единого реестра государственного имущества, позволяющего оценивать состояние имущественного комплекса области в целом и вести учет рационального и эффективного использования объектов недвижимости, включая залог, аренду, доверительное управление, внесение имущества в качестве вклада, продажу и т.п.
Решение задачи повышения эффективности управления областной собственностью предполагает также совершенствование управления государственными предприятиями, учреждениями и акционерными обществами с пакетом акций, находящимся в собственности области, посредством улучшения работы государственных представителей и оптимизации фондового портфеля области за счет продажи пакетов акций, долей в неэффективно работающих предприятиях.
Рациональное использование объектов областной недвижимости, которое обеспечивает повышение доходности, во многом зависит от качества учета и управления этими объектами, что предполагает: