САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
28 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА N 270
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ Г.ПОХВИСТНЕВО И ПОХВИСТНЕВСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
< См. также:
Постановление Губернатора Самарской области от 09 августа 1999 г. N 219; >.
Рассмотрев Комплексную программу развития особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области, представленную Губернатором Самарской области, Самарская Губернская Дума
РЕШИЛА:
Утвердить Комплексную программу развития особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области .
Заместитель
председателя Думы Н.Д. Уткин
Утверждена решением
Самарской Губернской Думы
N 270 от 28.09.99 г.
Комплексная программа развития особой экономической зоны на территории г.Похвистнево и Похвистневского района Самарской области
(далее - Программа)
Паспорт программы
НАИМЕНОВАНИЕ - Комплексная программа развития особой
ПРОГРАММЫ экономической зоны на территории
г. Похвистнево и Похвистневского района
Самарской области
ДАТА ПРИНЯТИЯ - постановление Губернатора области от
РЕШЕНИЯ О 29.12.97 N 389 "Об образовании на территории
РАЗРАБОТКЕ Самарской области особых экономических
ПРОГРАММЫ зон"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ - департамент по экономике Администрации
РАЗРАБОТЧИКИ области, администрации г. Похвистнево и
ПРОГРАММЫ Похвистневского района Самарской области,
Самарская школа бизнеса
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - создание условий для:
ПРОГРАММЫ запуска процессов устойчивого развития
экономики г. Похвистнево и Похвистневского
района Самарской области
(далее - территория);
успешного функционирования и развития
предприятий и организаций;
повышения эффективности использования
ресурсов и потенциала территории;
стимулирования инвестиционных и
инновационных процессов;
диверсификации и рационализации структуры
экономики;
обеспечения занятости и повышения среднего
уровня денежных доходов населения;
наполнения бюджетов муниципальных
образований;
реализации социальных программ,
направленных на повышение качества жизни
населения
СРОКИ И ЭТАПЫ - 1999-2003 годы
РЕАЛИЗАЦИИ Программа реализуется в 2 этапа:
ПРОГРАММЫ 1 этап - 1999 год
2 этап - 2000-2003 годы
ПЕРЕЧЕНЬ - подпрограмма 1 "Мероприятия по развитию
ПОДПРОГРАММ экономического потенциала территории",
подпрограмма 2 "Создание рыночной
инфраструктуры и поддержка проектов
предприятий и предпринимателей"
ИСПОЛНИТЕЛИ - администрации г. Похвистнево и
ПРОГРАММЫ Похвистневского района Самарской области
ОБЪЕМЫ И - общий объем финансирования в ценах 1998
ИСТОЧНИКИ года - 3678,8 млн.рублей,
ФИНАНСИРОВАНИЯ в том числе:
средства федерального бюджета - 450,0
млн.рублей;
средства областного бюджета - 0,22 млн.
рублей;
средства бюджетов муниципальных
образований, бюджета развития особой
экономической зоны на территории
г. Похвистнево и Похвистневского района
Самарской области (далее - ОЭЗ
"Похвистнево") - 26,4 млн. рублей;
средства организаций и привлеченные
средства - 3202,2 млн. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - создание условий для перевода экономики
КОНЕЧНЫЕ территории в режим устойчивого развития:
РЕЗУЛЬТАТЫ стабилизация финансового состояния
РЕАЛИЗАЦИИ предприятий;
ПРОГРАММЫ развитие экономики путем привлечения
инвестиций и реализации экономически
эффективных инвестиционных проектов;
обеспечение условий для создания
бюджета развития ОЭЗ "Похвистнево" и
накопления в нем средств, необходимых для
осуществления самостоятельной
инвестиционной деятельности;
создание кадрового потенциала для
реализации задач социально-экономического
развития территории
СИСТЕМА - контроль за выполнением мероприятий
КОНТРОЛЯ ЗА Программы осуществляется департаментом
ИСПОЛНЕНИЕМ по экономике Администрации области в
ПРОГРАММЫ рамках своих полномочий.
Введение
Настоящая Программа разработана на основании Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области" и в соответствии с постановлением Губернатора области от 29.12.97 N 389 "Об образовании на территории Самарской области особых экономических зон" .
Программа основана на результатах комплексного анализа социально-экономической ситуации в г. Похвистнево и Похвистневском районе Самарской области. Для проведения анализа и разработки Программы использованы данные государственной статистики, материалы, предоставленные департаментом по экономике Администрации области, администрациями г. Похвистнево и Похвистневского района, а также результаты проведенного Самарской школой бизнеса обследования предприятий территории.
1. Характеристика социально-экономической ситуации на территории ОЭЗ "Похвистнево"
1.1. Географическое положение и природные ресурсы
Географическое положение и природно-ресурсный потенциал территории ОЭЗ "Похвистнево" открывают широкие возможности для ее развития.
Территория ОЭЗ "Похвистнево" расположена на стратегических железнодорожных и автомобильных магистралях, что создает благоприятные условия для развития торговли и инфраструктуры соответствующих подотраслей транспорта. В г. Похвистнево располагается единственная на всю северную часть Самарской области таможенная служба, имеются возможности для развития таможенных складов.
Основными природными ресурсами территории являются нефть и земля. Запасы нефти в настоящее время истощаются. Актуальной задачей для развития территории является внедрение технологий эксплуатации малодебитных нефтяных скважин, позволяющих максимально использовать ресурсный потенциал недр. Так же актуальна интенсификация использования земельных ресурсов путем внедрения высокоэффективных агротехнологий. Большая площадь пастбищ и сенокосов создает условия для развития кормовой базы животноводства.
Дополнительные возможности экономического развития может обеспечить разработка не используемых в настоящее время месторождений песка, гравия, глины и известняка, а также лесных ресурсов. Указанные природные ресурсы создают условия для организации, расширения и диверсификации производств по переработке их для получения рыночно востребованной продукции, в первую очередь, стройматериалов, мебели и др. Постоянные ветровые потоки позволяют развивать ветроэнергетику, обеспечивающую дешевую электроэнергию для нужд населения и экономики территории в объеме до 5 млн. киловатт-часов в год по каждой энергоустановке.
Особенности рельефа территории, ландшафта, благоприятные климатические условия и экологическая обстановка могут быть использованы для развития разнообразных видов рекреации, оздоровления населения и туризма.
Развитие территории по перечисленным выше возможным направлениям, непосредственно увязанным с ее природно-климатическими ресурсами, открывает возможности для организации и развития "вторичных" направлений, основанных на дальнейшей переработке продуктов и использовании иных результатов, получаемых на "первичной" стадии. К таким сферам деятельности можно отнести переработку сельскохозяйственной продукции (молокоперерабатывающую, мясоперерабатывающую, сахарную, кожевенную и другие виды промышленности), развитие систем телекоммуникации для обслуживания потребностей рекреации и туризма, нефтепереработку, стройиндустрию и др.
Перечисленные "первичные" и "вторичные" направления использования природно-климатических ресурсов территории положены в основу концепции настоящей Программы.
1.2. Демографический потенциал и уровень жизни населения
Динамика демографического потенциала территории позволяет прогнозировать на краткосрочную перспективу удовлетворительные условия для реализации процессов социально-экономического развития благодаря росту в городе и стабильности в районе численности экономически активного населения. На долгосрочную перспективу для поддержания рынка труда необходимо сохранять и повышать привлекательность территории для мигрантов, так как численность населения и города и района может поддерживаться только за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. В краткосрочной перспективе входящие миграционные потоки будут осложнять ситуацию с занятостью, а в городе - и с жилищным фондом, поэтому на время действия режима особой экономической зоны отвлекать средства на создание условий для увеличения притока мигрантов нецелесообразно. По прошествии нескольких лет, по мере экономического развития территории и снижения безработицы в создание условий для мигрантов необходимо вкладывать значительные бюджетные средства, рассматривая их как важный компонент стратегического кадрового ресурса территории.
Качественный состав трудового ресурса в Похвистневском районе может претерпеть в ближайшем будущем негативные изменения вследствие сокращения числа лиц, получающих среднее профессиональное образование.
Как по городу, так и по району очень высока нагрузка на трудоспособное население, создаваемая пенсионерами; она значительно больше, чем в целом по Самарской области.
Уровень доходов населения для наименее защищенных социальных групп не достигает прожиточного минимума и для других групп не намного превышает его. Первоочередной задачей социально-экономического развития территории является повышение средней заработной платы.
Высок процент безработицы, в том числе хронической и застойной. Деятельность предприятий и органов местного самоуправления по расширению числа рабочих мест требует активного привлечения инвестиций.
Необходимо планировать ввод в эксплуатацию дополнительных дошкольных учреждений в г. Похвистнево по мере стабилизации экономической ситуации и роста занятости населения. В Похвистневском районе потребность в дополнительных дошкольных учреждениях не прогнозируется.
В Похвистневском районе необходимо восстановление закрытых за последние годы фельдшерско-акушерских пунктов, увеличение числа врачей, обслуживающих сельское население.
1.3. Экономический потенциал
1.3.1. Хозяйственный потенциал
Хозяйственный потенциал г. Похвистнево и Похвистневского района различен. Общими чертами является тип структуры хозяйства с явным преобладанием одной отрасли (в городе - нефтедобывающей промышленности, в районе - сельского хозяйства) и формирование в связи с этим лавинообразных процессов изменений во всех отраслях и уровне жизни населения в зависимости от состояния ведущей отрасли.
Хозяйственный потенциал г. Похвистнево в принципе достаточен для жизнеобеспечения населения: создания необходимого числа рабочих мест, обеспечения работников заработной платой, производства на месте основных продуктов питания. Преобладающее место в структуре экономики города занимает нефтедобывающая промышленность, имеющая фактически градообразующий характер. Кроме нее имеются традиции металло- и деревообработки: в городе расположено единственное в России предприятие по производству коленчатых валов для тракторных двигателей, впервые в составе Куйбышевской железной дороги в г. Похвистнево созданы металлообрабатывающие ремонтные мастерские, работает мебельный комбинат. Действуют предприятия пищевой промышленности. Некоторые предприятия имеют потенциал для внешнеэкономической деятельности - экспорта продукции.
Однако за последние годы хозяйственный потенциал во многом выведен из процесса функционирования и используется лишь частично. Предприятия города в основном сохранили уставный капитал и основные средства, но имеют значительные незагруженные мощности. Возможности их рационального использования в краткосрочной и среднесрочной перспективе главным образом зависят от активности и профессиональной компетентности руководителей предприятий промышленности. Сегодня инициатива развертывания антикризисных процессов в большинстве случаев принадлежит городской администрации и не всегда эффективно поддерживается предприятиями.
Долгосрочные перспективы развития хозяйственного потенциала г. Похвистнево как малого города неотделимы от региональной политики, проводимой на федеральном и, прежде всего, областном уровне, реализации крупных инвестиционных проектов, использующих местные возможности.
Основной фактор, препятствующий эффективному функционированию и развитию экономики города - ее моноотраслевой характер в сочетании с монополизмом одного производителя в данной отрасли на данной территории, стратегическая зависимость всей экономики территории от нефтедобывающей промышленности, в частности открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЮКОС" (далее компания "ЮКОС") - иногородней, не заинтересованной в развитии данной территории, опирающейся в своей деятельности на уменьшающиеся запасы нефти, но при этом не имеющей технологий для эксплуатации малодебитных скважин, экономически полностью зависимой от конъюнктуры мирового рынка.
В результате монополизма компании "ЮКОС" не только собственно добыча нефти, но и вся инфраструктура этой отрасли, расположенная на территории ОЭЗ "Похвистнево", работает неэффективно. Так, входящие в состав этой компании предприятия стройиндустрии не ориентированы на местные ресурсы, используют привозное сырье и материалы и неконкурентоспособны из-за высокой цены продукции.
Для поддержания качества жизни населения города необходимо принять меры к приостановке или хотя бы замедлению снижения объемов нефтедобычи и сокращения рабочих мест в этой отрасли - реализовать мероприятия по поддержанию добычи нефти из малодебитных скважин, чтобы выиграть время для осуществления экономического развития по другим направлениям и избежать тяжелых социальных последствий. Однако для этого необходима структурная перестройка отрасли, ее демонополизация и передача местных промыслов в руки эффективного собственника. Этой цели возможно достигнуть путем передачи месторождений, находящихся в нераспределенном фонде (что составляет более 30 процентов от числа разведанных месторождений углеводородного сырья), выставляя их на конкурс.
Рост себестоимости продукции предприятий, опережающий выручку, низкие показатели ликвидности и оборачиваемости свидетельствуют не только о неблагоприятных внешних условиях хозяйственной деятельности, но и о недостаточной квалификации управленческих кадров предприятий в области финансового менеджмента. Управленческий анализ указывает также на недостаточность и (или) неэффективность усилий по созданию на предприятиях комплекса маркетинга. В частности, об этом свидетельствует рост объема неотгруженной продукции на складах предприятий и омертвление средств в запасах. Эти и другие упомянутые выше причины выдвигают в первый ряд задач совершенствование кадров управления в промышленности.
Достижение стратегической устойчивости экономического потенциала города требует решения следующих задач:
на краткосрочную и среднесрочную перспективу - развитие технологий и организация эксплуатации малодебитных нефтяных скважин с целью максимально возможного продления жизни нефтяной промышленности как основы всей экономической системы территории;
на долгосрочную перспективу - разработка инновационных бизнес-идей, в дальнейшем - организация собственных разработок технологий и оборудования, позволяющих создавать собственные эксклюзивные рынки.
Актуальной задачей является заблаговременное формирование необходимого для этого кадрового потенциала.
Экономика Похвистневского района, как и г. Похвистнево, имеет в основном моноотраслевой характер, преобладающую роль в районе играет сельскохозяйственное производство. Однако в отличие от г. Похвистнево в районе отсутствует монополизация ведущей отрасли, представленной более чем 20 автономными хозяйствами, избегающими интеграции и кооперирования деятельности по основным проблемам. Созданная по инициативе администрации района интегрирующая структура - районная агропромышленная корпорация пока концентрирует свои усилия на достаточно узком круге задач. Предприятия сельского хозяйства не имеют резервных зон хозяйствования и инвестиционных ресурсов, необходимых для диверсификации деятельности, поэтому неблагоприятная ситуация на рынке сельскохозяйственной продукции привела к лавинообразному процессу спада хозяйственной деятельности и ухудшения финансового состояния предприятий.
Причины спада в основной отрасли экономики района - сельском хозяйстве - лежат как в технико-технологической области, что порождает высокую себестоимость продукции и зависимость от природно-климатических условий, так и в основном в противоречиях, относящихся к организации коммерческих связей сельскохозяйственных предприятий с поставщиками, потребителями продукции и предприятиями, оказывающими услуги по ее переработке и хранению. Сельское хозяйство района не владеет рынком сбыта продукции, а вынуждено к нему пассивно приспосабливаться.
Развитие сельскохозяйственного производства в районе в технико-технологическом отношении должно быть направлено на решение следующих первоочередных задач:
обновление основных фондов, прежде всего, парка сельскохозяйственных машин, организация их ремонта и обеспечения запасными частями; завершение и ввод в эксплуатацию незаконченных производственных объектов;
внедрение современных влаго- и энергосберегающих технологий растениеводства, обеспечивающих снижение себестоимости продукции и ее устойчивое производство в широком диапазоне климатических и метеорологических условий;
организация регулярного обеспечения хозяйств семенным материалом, удобрениями;
внедрение полноценных рационов кормления животных;
развитие переработки сельхозпродукции, в том числе строительство сахарного завода;
повышение производительности труда путем уменьшения потерь, механизации и автоматизации производственных процессов.