3.1. Жилищная инспекция имеет право:
проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности. Право входа в жилые и нежилые помещения, связанные единым инженерным оборудованием, а также на объекты коммунального назначения обеспечивается согласием проживающего. В случае отказа допуск инспектора на объект может быть осуществлен по решению суда, а в случае возникновения угрозы жизни и имуществу граждан - с представителями правоохранительных органов;
требовать в пределах компетенции жилищной инспекции представления необходимой информации и документов в ходе проверки от собственников жилищного фонда, а также организаций, оказывающих жилищно - коммунальные услуги, независимо от формы их собственности и подчинения;
давать предписания собственникам жилищного фонда, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и норм, связанных с управлением, использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
применять финансовые санкции и взыскивать соответствующие суммы штрафов (до принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию жилищного фонда и придомовых территорий, а также за неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков в порядке и на условиях, устанавливаемых Положением о порядке применения финансовых санкций за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий , принятым решением Самарской Губернской Думы от 25.07.98 N 98 ;
рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О товариществах собственников жилья, на домовладельцев - граждан и организации, а также на должностных лиц, уполномоченных представлять интересы собственника в кондоминиуме в порядке, установленном статьей 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях ;
участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции;
проверять соблюдение порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
заключать договоры на оказание консультационных услуг и проведение технической экспертизы по вопросам содержания, эксплуатации жилищного фонда;
создавать филиалы, технические и учебные центры, а также другие службы для осуществления консультационных и технических услуг по обследованию зданий и сооружений.
3.2. Основанием для выполнения требований жилищной инспекции является предписание или акт государственного жилищного инспектора установленной формы.
Если выявленные нарушения влияют на безопасность проживания, представляют угрозу здоровью и жизни граждан или (и) могут причинить значительный ущерб имуществу юридических и физических лиц и требуют незамедлительных действий, выдается предписание, копия которого направляется органам местного самоуправления по принадлежности.
В предписании, помимо выявленных нарушений, указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ.
Предписание подписывается инспектором и другими участниками инспекционных обследований:
собственниками подконтрольных объектов;
представителями предприятий или гражданами, осуществляющими содержание подконтрольных объектов;
представителями сторонних организаций, участвующими в инспекционном обследовании;
общественными жилищными инспекторами.
В случае несогласия собственников подконтрольных объектов (их представителей), представителей предприятий, организаций, осуществляющих содержание подконтрольных объектов, с фактами и выводами, изложенными в предписании, они имеют право сделать соответствующую запись и представить необходимые подтверждающие документы.
3.3. В случае отказа собственников подконтрольных объектов (его представителей) или представителей предприятий, организаций, осуществляющих содержание подконтрольных объектов, принять предписание, в нем инспектором делается соответствующая отметка и предписание направляется в адрес стороны, допустившей нарушения, по почте с уведомлением о вручении.
3.4. Отказ от принятия предписания не является препятствием для его составления и выдачи, применения финансовых санкций, а также выполнения необходимых работ в установленные сроки.
3.5. При невыполнении требований, изложенных в предписании по срокам, перечню и объемам работ, составляется акт, являющийся основанием для применения соответствующих финансовых санкций.