6.1. Решение о ликвидации ОЭЗ "Похвистнево" принимается Самарской Губернской Думой по представлению Губернатора области в случаях:
невыполнения целей и задач, определенных настоящим Положением и Комплексной программой развития ОЭЗ "Похвистнево";
несоответствия результатов функционирования и развития ОЭЗ "Похвистнево" интересам Самарской области и Российской Федерации в целом.
В случае принятия решения Самарской Губернской Думой о ликвидации ОЭЗ "Похвистнево" создается ликвидационная комиссия. Порядок создания и работы ликвидационной комиссии определяется действующим законодательством.
6.2. Для резидентов ОЭЗ "Похвистнево" в случае ее ликвидации сохраняются установленные договором условия хозяйственной деятельности до истечения срока договора.
Приложение
к постановлению Губернатора
Самарской области
от 09.08.99 N 219
Комплексная программа развития особой экономической зоны на территории г.Похвистнево и Похвистневского района Самарской области
(далее - Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ - Комплексная программа развития особой
ПРОГРАММЫ экономической зоны на территории
г. Похвистнево и Похвистневского района
Самарской области
ДАТА ПРИНЯТИЯ - постановление Губернатора области от
РЕШЕНИЯ О 29.12.97 N 389 "Об образовании на территории
РАЗРАБОТКЕ Самарской области особых экономических
ПРОГРАММЫ зон"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ - департамент по экономике Администрации
РАЗРАБОТЧИКИ области, администрации г. Похвистнево и
ПРОГРАММЫ Похвистневского района Самарской области,
Самарская школа бизнеса
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - создание условий для:
ПРОГРАММЫ запуска процессов устойчивого развития
экономики г. Похвистнево и Похвистневского
района Самарской области
(далее - территория);
успешного функционирования и развития
предприятий и организаций;
повышения эффективности использования
ресурсов и потенциала территории;
стимулирования инвестиционных и
инновационных процессов;
диверсификации и рационализации структуры
экономики;
обеспечения занятости и повышения среднего
уровня денежных доходов населения;
наполнения бюджетов муниципальных
образований;
реализации социальных программ,
направленных на повышение качества жизни
населения
СРОКИ И ЭТАПЫ - 1999-2003 годы
РЕАЛИЗАЦИИ Программа реализуется в 2 этапа:
ПРОГРАММЫ 1 этап - 1999 год
2 этап - 2000-2003 годы
ПЕРЕЧЕНЬ - подпрограмма 1 "Мероприятия по развитию
ПОДПРОГРАММ экономического потенциала территории",
подпрограмма 2 "Создание рыночной
инфраструктуры и поддержка проектов
предприятий и предпринимателей"
ИСПОЛНИТЕЛИ - администрации г. Похвистнево и
ПРОГРАММЫ Похвистневского района Самарской области
ОБЪЕМЫ И - общий объем финансирования в ценах 1998
ИСТОЧНИКИ года - 3678,8 млн.рублей,
ФИНАНСИРОВАНИЯ в том числе:
средства федерального бюджета - 450,0
млн.рублей;
средства областного бюджета- 0,22 млн.
рублей;
средства бюджетов муниципальных
образований, бюджета развития особой
экономической зоны на территории
г. Похвистнево и Похвистневского района
Самарской области (далее - ОЭЗ
"Похвистнево") - 26,4 млн. рублей;
средства организаций и привлеченные
средства - 3202,2 млн. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ - создание условий для перевода экономики
КОНЕЧНЫЕ территории в режим устойчивого развития:
РЕЗУЛЬТАТЫ стабилизация финансового состояния
РЕАЛИЗАЦИИ предприятий;
ПРОГРАММЫ развитие экономики путем привлечения
инвестиций и реализации экономически
эффективных инвестиционных проектов;
обеспечение условий для создания
бюджета развития ОЭЗ "Похвистнево" и
накопления в нем средств, необходимых для
осуществления самостоятельной
инвестиционной деятельности;
создание кадрового потенциала для
реализации задач социально-экономического
развития территории
СИСТЕМА - контроль за выполнением мероприятий
КОНТРОЛЯ ЗА Программы осуществляется департаментом
ИСПОЛНЕНИЕМ по экономике Администрации области в
ПРОГРАММЫ рамках своих полномочий.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Программа разработана на основании Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области" и в соответствии с постановлением Губернатора области от 29.12.97 N 389 "Об образовании на территории Самарской области особых экономических зон".
Программа основана на результатах комплексного анализа социально-экономической ситуации в г.Похвистнево и Похвистневском районе Самарской области. Для проведения анализа и разработки Программы использованы данные государственной статистики, материалы, предоставленные департаментом по экономике Администрации области, администрациями г. Похвистнево и Похвистневского района, а также результаты проведенного Самарской школой бизнеса обследования предприятий территории.
1. Характеристика социально-экономической ситуации на территории ОЭЗ "Похвистнево"
1.1. Географическое положение и природные ресурсы
Географическое положение и природно-ресурсный потенциал территории ОЭЗ "Похвистнево" открывают широкие возможности для ее развития.
Территория ОЭЗ "Похвистнево" расположена на стратегических железнодорожных и автомобильных магистралях, что создает благоприятные условия для развития торговли и инфраструктуры соответствующих подотраслей транспорта. В г.Похвистнево располагается единственная на всю северную часть Самарской области таможенная служба, имеются возможности для развития таможенных складов.
Основными природными ресурсами территории являются нефть и земля. Запасы нефти в настоящее время истощаются. Актуальной задачей для развития территории является внедрение технологий эксплуатации малодебитных нефтяных скважин, позволяющих максимально использовать ресурсный потенциал недр. Так же актуальна интенсификация использования земельных ресурсов путем внедрения высокоэффективных агротехнологий. Большая площадь пастбищ и сенокосов создает условия для развития кормовой базы животноводства.
Дополнительные возможности экономического развития может обеспечить разработка не используемых в настоящее время месторождений песка, гравия, глины и известняка, а также лесных ресурсов. Указанные природные ресурсы создают условия для организации, расширения и диверсификации производств по переработке их для получения рыночно востребованной продукции, в первую очередь, стройматериалов, мебели и др. Постоянные ветровые потоки позволяют развивать ветроэнергетику, обеспечивающую дешевую электроэнергию для нужд населения и экономики территории в объеме до 5 млн. киловатт-часов в год по каждой энергоустановке.
Особенности рельефа территории, ландшафта, благоприятные климатические условия и экологическая обстановка могут быть использованы для развития разнообразных видов рекреации, оздоровления населения и туризма.
Развитие территории по перечисленным выше возможным направлениям, непосредственно увязанным с ее природно-климатическими ресурсами, открывает возможности для организации и развития "вторичных" направлений, основанных на дальнейшей переработке продуктов и использовании иных результатов, получаемых на "первичной" стадии. К таким сферам деятельности можно отнести переработку сельскохозяйственной продукции (молокоперерабатывающую, мясоперерабатывающую, сахарную, кожевенную и другие виды промышленности), развитие систем телекоммуникации для обслуживания потребностей рекреации и туризма, нефтепереработку, стройиндустрию и др.
Перечисленные "первичные" и "вторичные" направления использования природно-климатических ресурсов территории положены в основу концепции настоящей Программы.
1.2. Демографический потенциал и уровень жизни населения
Динамика демографического потенциала территории позволяет прогнозировать на краткосрочную перспективу удовлетворительные условия для реализации процессов социально-экономического развития благодаря росту в городе и стабильности в районе численности экономически активного населения. На долгосрочную перспективу для поддержания рынка труда необходимо сохранять и повышать привлекательность территории для мигрантов, так как численность населения и города и района может поддерживаться только за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. В краткосрочной перспективе входящие миграционные потоки будут осложнять ситуацию с занятостью, а в городе - и с жилищным фондом, поэтому на время действия режима особой экономической зоны отвлекать средства на создание условий для увеличения притока мигрантов нецелесообразно. По прошествии нескольких лет, по мере экономического развития территории и снижения безработицы в создание условий для мигрантов необходимо вкладывать значительные бюджетные средства, рассматривая их как важный компонент стратегического кадрового ресурса территории.
Качественный состав трудового ресурса в Похвистневском районе может претерпеть в ближайшем будущем негативные изменения вследствие сокращения числа лиц, получающих среднее профессиональное образование.
Как по городу, так и по району очень высока нагрузка на трудоспособное население, создаваемая пенсионерами; она значительно больше, чем в целом по Самарской области.
Уровень доходов населения для наименее защищенных социальных групп не достигает прожиточного минимума и для других групп не намного превышает его. Первоочередной задачей социально-экономического развития территории является повышение средней заработной платы.
Высок процент безработицы, в том числе хронической и застойной. Деятельность предприятий и органов местного самоуправления по расширению числа рабочих мест требует активного привлечения инвестиций.