Действующий

О прогнозе и Программе социально-экономического развития Самарской области на 1999-2001 годы

Приоритетные отрасли промышленности области

  --------------------   ----------------------   ------------

 |                    | |      Авиационно-     | |            |
 | Автомобилестроение | | космический комплекс | | Нефтехимия |
 |                    | |                      | |            |
  --------------------   ----------------------   ------------

Одна из основных бюджетообразующих отраслей автомобилестроение. Производство легковых автомобилей марки "ВАЗ" на открытом акционерном обществе (далее - ОАО) "АвтоВАЗ" в ближайшие годы не претерпит существенных изменений по объемам ввиду насыщения рынка и достижения предельной эластичности спроса на них. Новый импульс производству дает освоение моделей "Опель" в 1999-2000 годах.

На предприятиях машиностроения увеличение производства возможно за счет реализации крупного проекта по производству двигателей для газоперекачивающих станций на основе использования двигателя НК на ОАО "Моторостроитель", начала серийного производства пассажирских ближнемагистральных самолетов АН-140 на ОАО "Авиакор", расширения производства на ОАО "Волгабурмаш", прошедшем международную сертификацию, ОАО "Электрощит", ОАО "Энерготехмаш".

Рост объемов производства в химической и нефтехимической отрасли предполагается в результате крупной реструктуризации производства. Уже проведена реорганизация ОАО "Завод синтетического спирта" с выделением ОАО "Этанол". Намечено строительство шинного завода вблизи крупнейшего в России производителя сырья для шинной промышленности ОАО "Синтезкаучук".

Рационализация использования производительных сил области требует укрепления системы межотраслевой внутриобластной кооперации.

Развитие межотраслевой внутриобластной кооперации является важным фактором улучшения использования имеющегося производственного потенциала, снижения затратоемкости производтва, снижения себестоимости продукции и повышения на этой основе конкурентоспособности продукции областных производителей по параметру цены. Использвание преимуществ внутриобластной технологической и производственной кооперации усилит позиции предприятий области на их традиционных рынках и облегчит освоение новых сегментов рынка.

В предстоящем периоде усилия Администрации области будут направлены на обеспечение дальнейшего расширения кооперационных связей между блоками ведущих отраслей в машиностроении, химии и нефтехими. На 1999-2001 годы ставится задача разработки областной программы развития межотраслевой кооперации. В 1999 году начнется формирование мощной информационной базы по номенклатуре выпускаемой на территории области продукции и необходимых для ее производства комплектующих.

Расширение межотраслевой внутриобластной кооперации направлено также на решение такой актуальной сегодня задачи как импортозамещение. Зависимость промышленного комплекса области от поставок импортных материалов и комплекстующих должна быть снижена.

Использование в производстве высококачественных материалов и комплектующих ведущих мировых производителей является свидетельством включенности в мировую экономическую систему, использования преимуществ международного разделения труда, обеспечивает конкурентоспособность выпускаемой нашими предприятиями продукции, повышает ее экспортные возможности.

Вместе с тем нестабильность валютного рынка, наряду с внутрирегиональными экономическими факторами, показывает, что необходимо концентрировать ресурсы на приобретении не готовой высокотехнологической продукции, а самих современных высоких технологий, прогрессивного оборудования, аналогов которому нет в стране, развивать производство отечественной конкурентоспособной продукции.

Для решения данной проблемы Администрацией области будет проведен тщательный анализ возможностей предприятий области по освоению импортозамещающих технологий. Результаты этого анализа послужат основой формирования областной программы импортозамещения, в рамках которой будет обеспечена концентрация информационных, материальных и финансовых ресурсов и координация их оптимального использования.

Промышленный комплекс области располагает мощным экспортным потенциалом. Его основу составляют предприятия автомобиле- и станкостроения, нефтепереработки, химии и нефтехимии, цветной металлургии.

Экспортная деятельность, особенно в условиях роста курса доллара, является одним из факторов, реально обеспечивающих развитие производства в области и перспективы его стабилизации.

Усложнение ситуации на валютных рынках, усиление негативного действия внешних факторов, затрудняющих реализацию экспортных контрактов на всех стадиях - от поиска партнера до окончательных взаиморасчетов и прохождения платежей в банковской системе диктует необходимость реализации мер по поддержке промышленного экспорта. в особенности наукоемких машинотехнических изделий, а также валютоемких производств и проектов. Поддержка предприятий-экспортеров со стороны Администрации области осуществляется по следующим направлениям:

- прямое финансовое содействие из средств областного бюджета;

- меры налогового регулирования;

- специальные меры стимулирования (информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие).

Основной формой поддержки предприятий-экспортеров в настоящее время является кредитование за счет средств областного бюджета экспортоориентированных инвестиционных проектов, при этом важнейшими критериями конкурсного отбора выступают технологичность и высокие экспортные перспективы кредитуемых объектов.

В целях стимулирования расширения промышленного экспорта будет рассматриваться возможность использования в пределах полномочий Администрации области мер налогового регулирования предоставления льгот по уплате отдельных видов налогов в части, зачисляемой в областной бюджет, предприятиям-экспортерам, отвечающим определенным критериям по параметрам производимой и экспортируемой продукции, динамике производства, финансово-экономическим характеристикам. Будет оказываться содействие и организационная поддержка экспортов при урегулировании взаимоотношений с федеральным бюджетом, в частности при решении вопросов возмещения налога на добавленную стоимость, разработке зачетных схем.

Предполагается активизация работы по совершенствованию страхования внешнеэкономической деятельности, организации системы страхования экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков; в 1999-2000 годах предстоит определить основные виды страхуемых рисков и принципы функционирования системы в области, в том числе условия доступа к ней экспортеров, возможно создание специализированной страховой компании (общества).

Важным фактором продвижения отечественной продукции на международный рынок, а также формирования экспортных цен является сертификация предприятия, его системы качества, выпускаемой им продукции по международным стандартам, прежде всего серии ISO 9000. В этой связи необходимо развитие системы добровольной сертификации в области, расширения сети органов по сертификации, испытательных центров и лабораторий, в том числе имеющих международную аккредитацию.

В составе организационных мер важное место займет восстановление и развитие системы информации о достижениях отечестенной и зарубежной науки и техники, прогрессивного производственного и предпринимательсткого опыта, проведение и участие в региональных семинарах и международных конференциях по проблемам и перспективам развития внешнеэкономической деятельности, организация обучения и повышения квалификации участников внешнеэкономической деятельности области в сфере экспорта промышленной продукции и международного маркетинга. Необходимо дальнейшее расширение участия области в зарубежных выставках и ярмарках, рекламных кампаниях и иных мероприятиях по продвижению экспортной продукции предприятий области.

Одна из приоритетных задач институционального направления промышленной политики на 1999-2001 годы - реформа предприятия.

Содержание этого направления заключается в развитии рыночной инфраструктуры, обеспечении условий для эффективной и безболезненной адаптации хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм, работающих на территории области, к процессам как либерализации, так и ужесточения экономической политики федерального правительства.

Администрация области будет осуществлять меры по содействию проведению глубоких внутренних структурных преобразований на предпритиях с целью достижения ими коммерческой эффективности и финансовой устойчивости, выработки стратегии развития, основанной на рыночных принципах. В составе этих мер, направленных на активное реформирование предприятий:

1. Формирование и укрепление областной нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование активного реформирования предприятий, защиту права собственности.

Реализация прав собственности и управления ею тесно связана со структурой собственности, структурой акционерного капитала. Для большинства акционерных обществ, особенно закрытых, характерно значительное распыление пакетов акций. Это затрудняет эффективное управление и стратегическое развитие производства. Путем использования нормативно-правовых механизмов предстоит обеспечить, с одной стороны, усиление контроля акционеров за деятельностью администрации предприятий, с другой стороны повышение ответственности и заинтересованности высших менеджеров в развитии производства, а не перераспределении ресурсов в контролируемые ими структуры. Администрацией области будет решаться задача укрепления организационно-правовой поддержки предприятий, ужесточения контроля за исполнением ими требований законодательства.

2. Повышение уровня менеджмента промышленных предприятий, формирование рыночной управленческой культуры.