Реформа в отраслях естественных монополий будет проводиться по следующим направлениям:
- перестройка принципов ценообразования и финансирования;
- разделение монопольного и конкурсного видов деятельности;
- реформирование организационной структуры;
- реорганизация государственного контроля.
Администрацией области предусматривается разработка проекта закона Самарской области "Об естественных монополиях в Самарской области".
В области ценообразования и финансирования должна быть обеспечена "прозрачность" финансовых потоков, а в области ценообразования планомерное сокращение перекрестного субсидирования.
В монопольном секторе будет осуществляться государственное регулирование тарифов, в конкурентном - их поэтапная либерализация по мере развития конкурентного рынка.
Администрацией области разработаны и утверждены графики поэтапного сокращения перекрестного субсидирования потребителей услуг связи, регулируемых на региональном уровне.
Учитывая достигнутый уровень доли услуг, оплачиваемых населением, пересмотр тарифов в области связи с доведением доли оплаты до 100% от себестоимости предусматривается завершить в 1999 году.
Региональной энергетической комиссией предусматривается:
- установление тарифов на электрическую энергию для населения не ниже 75% средней по региону от фактической стоимости энергии - в первом полугодии 1999 года, до 100% - в первом полугодии 2000 года.
Будет осуществляться поэтапная отмена льготных тарифов на электроэнергию для предприятий агропромышленного комплекса и в период за 1999-2000 годы уровень тарифов будет установлен на уровне промышленных потребителей.
Структурная реформа отраслей естественных монополий на территории области предусматривает следующее.
На железнодорожном транспорте:
- создание условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развития рыночной конкуренции, доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности;
- сохранение в системе железнодорожного транспорта только таких организаций, которые обеспечивают устойчивую работу железных дорог;
- создание системы экономических и правовых отношений между участниками перевозочного процесса;
- придание ряду предприятий и организаций железнодорожного транспорта организационно-правовой формы, позволяющей привлекать необходимые средства с финансовых рынков.
В 1998-2000 годах на Куйбышевской железной дороге предусматривается создание компаний по перевозке грузов и пассажиров на дальние расстояния, а также выведение из структуры дороги с дальнейшим акционированием ряда предприятий дороги, не связанных с движением поездов и обеспечением безопасности.
Важную роль в период до 2000 года будет играть согласованная политика естественных монополий, направленная на стабилизацию и снижение транспортной составляющей в выпускаемой продукции (в настоящее время превышает 6%).
В электроэнергетической отрасли:
- обеспечение надежного электроснабжения;
- замена непригодных линий электропередач и трансформаторных подстанций сельскохозяйственного назначения;
- отбор наименее капиталоемких инвестиционных проектов, способных в короткие сроки дать экономический эффект.
Принятый в 1998 году Закон Самарской области "Об энергоснабжении и повышении эффективности использования топлива и энергии" и разработанная "Энергетическая стратегия Самарской области на период до 2010 года" определяют главную задачу - снижение энергоемкости выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Реализация основных положений этих документов позволит снизить затраты на производство, передачу и распределение энергии, что в итоге приведет к уменьшению тарифов.
На предприятиях связи:
- улучшение качества обслуживания потребителей услуг связи;